Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов
рабочая программа (5 класс) на тему

Фихтер Ольга Валериевна

Прогрпмма внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_voleybol_1.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков»

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_____________

 «______»____________________

Программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Волейбол»

Составитель:

Фихтер Ольга Валериевна,

учитель физической культуры

НИЖНЕВАРТОВСК


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ЗАДАЧИ РАБОТЫ СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛ        

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯИЙ        

УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА……………………………………………………………………

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………………………………..

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА         

КОМПЛЕКСЫ  ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ        

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………………….

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ……………………………………………………………….

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………

ЛИТЕРАТУРА        


Программа внеурочной деятельности

спортивно- оздоровительного направления «Волейбол»

для обучающихся 5-7 классов.

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В настоящее время в связи переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности, что в свою очередь требует от учителя максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка.

Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

 Концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года предусматривает создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем логической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.

Именно сегодня внеурочная деятельность понимается как деятельность, способствующая более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В связи с этим, я пришла к выводу, что внеурочная деятельность, организованная правильно, представляет собой ту сферу, которая поможет целесообразному решению задач воспитания школьников и их самореализации.

Программа внеурочной деятельности «Волейбол» имеет спортивно-оздоровительную направленность, составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.

По своему содержательному наполнению Программа «Волейбол» ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

- способствовать всестороннему физическому развитию;

- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

  1. Оздоровительная задача.

Укрепление здоровья.

Совершенствование физического развития.

  1. Образовательные задачи.

Обучение основам техники и тактики игры волейбол.

Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

  1. Воспитательные задачи.

Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

Воспитание моральных и волевых качеств.

Общая характеристика.

Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на муниципальном уровне и т.п.).

 Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2002г. № 273- ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт, (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897), с изменениями на 31 декабря 2015г.
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с изменениями на 3 августа 2018г.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (по состоянию на 2018г.)

Этапы обучения двигательным действиям.

  • 1.Ознакомление

-объяснения техники

-показ упражнения

-попытка самостоятельного выполнения

  • 2.Разучивание

-выполнение упражнений по частям

-выполнение упражнений в целом

-выполнение упражнений в облегченных условиях

  • 3.Закрепление

-выполнение упражнений в усложненных условиях

-выполнение упражнений в соревновательных условиях с установкой на технику

-развитие физических качеств посредствам изучаемого упражнения

Формы проведения занятий и виды деятельности.

  • Однонаправленные занятия;
  • Комбинированные занятия;
  • Целостно-игровые занятия;
  • Контрольные занятия.

Реализация программы внеурочной деятельности «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

        В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

        Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        Личностными результатами программы внеурочной «Волейбол» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

        Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

        Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

        Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

        Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Примерное распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся.

Учебный материал

часов

т

п

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

1

2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед

1

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

1

Передачи мяча

4

Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении)

1

5

Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

1

6

Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

1

7

Передача мяча снизу двумя руками над собой

1

8

Передача мяча снизу двумя руками в парах

1

Подачи мяча

9

Нижняя прямая

1

10

Верхняя прямая

1

11

Подача в прыжке

1

Атакующие удары (нападающий удар)

12

Прямой нападающий удар (по ходу)

1

13

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

1

Прием мяча

14

Прием мяча снизу двумя руками

1

15

Прием мяча сверху двумя руками

1

16

Прием мяча, отраженного сеткой

1

17

Прием мяча после подачи

1

Блокирование атакующих ударов

18

Одиночное блокирование

1

19

Групповое блокирование (вдвоем, втроем)

1

20

Страховка при блокировании

1

Тактические игры

21

Индивидуальные тактические действия в нападении, защите

1

22

Групповые тактические действия в нападении, защите

1

1

23

Командные тактические действия в нападении, защите

1

1

24

Двухсторонняя учебная игра

 3

Подвижные игры и эстафеты

25

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

2

26

Игры развивающие физические способности

2

Физическая подготовка

27

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

1

Судейская практика

28

Судейство учебной игры в волейбол

1

1

ВСЕГО

3

32

ИТОГО

35

Комплексы подводящих упражнений:

  1.Стойки и перемещения

а) постоянное состояние готовности (положение стоек в независимости от игровой ситуации: высокая, средняя и низкая);

 б) перемещения: шагом, скачком, бегом. Главное необходимо перемещаться так быстро, чтобы перед передачей мяча успеть занять устойчивое положение.

Упражнения:

  1. Из среднего положения стойки готовности принять высокое положение.
  2. В трех стойках уметь перемещаться шагом вперед, назад, в стороны.
  3. То же перемещение, но бегом.
  4. То же скачком.
  5. Передача сверху и броски снизу - выход к мячу и правильное положение для приема мяча.
  6. Игра в пятнашки.
  7. Челночный бег и многое другое.

2.Прием и передача мяча.

От успешного обучения приему и передаче мяча зависит в целом овладение навыками игры в волейбол. Поэтому, основным содержанием всех занятий с обучающимися будет обучению приему и передачам мяча.

Существует различные способы приема и передачи мяча.

1)Верхняя передача.

Изучение верхней передачи начинается с первых занятий (это основной технический прием).

Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения.

И.п. – ноги на ширине плеч, кисти рук находятся впереди на уровне глаз. В момент касания мяча пальцы расположены в виде ковша. Разгибая ноги, туловище и руки, игрок передает мяч.

Упражнение:

1-Правильное держание мяча двумя руками над головой у стены.

2-Держание мяча перед лицом (кисти образуют ковшик) сгибая ноги и выпрямляя их, бросает мяч партнеру или в стенку имитация передачи сверху.

3-В парах: один игрок бросает мяч другому по средней траектории в направление его головы, разгибая ноги, туловище и руки передает мяч партнеру.

4-Упражнение у стены: передача сверху в стену и ловля мяча для принятия исходного положения для передачи.

5-Передача в стену с различных расстояний, исходных положений (руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой, кисти находятся в положение тыльного сгибания , пальцы слегка напряжены и согнуты , они плотно охватывают мяч, образуя воронку).

6-Передача мяча через сетку и комплекс других упражнения.

3.Подача мяча.

Подача – это не только способ введения мяча в игру, грозное атакующее средство. Подачи по способу выполнения подразделяются на нижние и верхние, а по положению тела подающего игрока относительно сетки на прямые и боковые. С детьми 5-7 классов лучшее начинать с нижних подач.

Нижняя прямая подача.

Игрок с мячом становится к сетке лицом за лицевой линией площадки. Ноги на ширине плеч полусогнуты, левая впереди. Мяч лежит на ладони выставленной вперед – вниз на уровне пояса левой руки (для правши). Правую руку отводят для замаха назад, тяжесть тела переносят на ногу, стоящую сзади, взгляд переводят на мяч, левой игрок подбрасывает мяч вверх  на 0,4 – 0,6 м. Разгибая ногу, стоящему сзади, игрок тяжесть тела переносит на ногу, стоящую впереди, правую руку ведет вниз – вперед , разворачивая плечи влево , и слегка напряженной кистью, ударяет по мячу снизу (удар по мячу должен выполнятся выпрямленной рукой), мяч вылетает под углом примерно 45 градусов.

Верхняя подача.

Игрок стоит лицом к сетке. Ноги слегка согнуты, левая нога (разноименная с ударяющей рукой) выставлена вперед. Мяч удерживается левой рукой, правая поднята вверх для удара. Мяч подбрасывают вверх и чуть вперед. В момент подбрасывания вверх тяжесть тела переносится на правую ногу, которая слегка сгибается в колене, туловище наклоняется назад и слегка поворачивается в сторону ударяющей руки. Вслед за движением туловища, правая рука, согнутая в локте. Отводится за голову. При ударе по мячу сзади стоящая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Ударяющая рука в начале перемещается локтем вперед, затем скорость перемещения предплечью выпрямляется.

Упражнения:

1.Подброс мяча.

2.Освоение ударного движения.

3.Подача в правую, левую половину площадки, дальнюю и ближнюю половины площадки.

 4.Подачи на точность.

4.Нападающий удар.

Основным является прямой нападающий удар. Разбег выполняется с тех шагов под углом в 45 градусов к сетке. Игрок заканчивает разбег, ставит ногу на пятку для стопорящего движения. Приставив одну ногу к другой, он отталкивается ногами, выпрямляет туловище и делает активное движение руками вперед – вверх до уровня плеч. Бьющая рука, согнута в локте, идет за голову в положение для замаха. Удар наносится вперед – вниз напряженной кистью правой руки.

Задания для закрепления.

Задание 1. Ознакомление с прямым нападающем ударом. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке с места, с разбега в один шаг, в два шага левой и правой. Обратить внимание ребят на постановку правой ноги в последнем шаге. Руки – в положении замаха сзади. При движении левой ногой вперед руки также начинают движение вперед. В момент разгибания ног руки устремляются вверх. Продвижение после прыжка вперед минимальное.

Задание 2. Волейбольный мяч удерживают пальцами левой руки. В прыжке вынести мяч выше сетки и ударить правой рукой, не подбрасывая.

Задание 4. Нападающий удар из 4 – й зоны по мячу, подброшенному партнером у сетки.

Задание 5. Нападающий удар с передачи игроком, хорошо владеющим второй передачей.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Общефизическая и специальная физическая подготовка.

п/п

Виды испытаний

мальчики

девочки

1

Бег 30 м

с 6,1 - 5,5

6,3 – 5,7

2

Челночный бег 3х10 м

9,3 – 8,8

9,7 – 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160 - 180

150 - 175

4

6-минутный бег, м

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

4 - 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, см

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, см

40-45

35-40

Технико-тактическая подготовка.

п/п

Виды испытаний

мальчики

девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Жонглирование мячом над собой верхней передачей (кол-во раз)

8-10

5-7

3

Жонглирование мячом над собой нижней передачей (кол-во раз)

5-7

4-6

4

Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м)

3

2

Требования к уровню подготовки, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Волейбол».

        В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

        и должны уметь:

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • заботиться о своём здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

        В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся смогут узнать:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований по волейболу;
  • жесты волейбольного судьи;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

и смогут научиться:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
  • выполнять технические приёмы и тактические действия;
  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;
  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;
  • проводить судейство по волейболу.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Результаты освоения материала

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Правила по технике безопасности на занятиях спортивных игр.

Краткий исторический очерк развития волейбола.

Разучивание стойки игрока (исходные положения)

Знать об истории возникновения и развития волейбола. Правила безопасности на занятиях волейболом.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть специальной терминологией

Формировать и проявлять положительных качеств личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Стойка игрока (исходные положения). Игра «Перестрелка».

Уметь выполнять стойки игрока; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.

Развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

3

Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. Игра «Перестрелка».

Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Формировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений.

Развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка.

5

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка.

Подвижные игры и эстафеты.

6

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка.

7

Правила игры. Игровое занятие.

Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.

выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.

Формировать и проявлять положительных качеств личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

8

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

Игры «Перестрелка», «Пионербол».

Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

9

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

 Игры «Перестрелка», «Пионербол».

10

Общая физическая подготовка. Эстафеты с различными способами перемещений.

Уметь выполнять стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игровых действий.

11

Общая и специальная физическая подготовка. Разучивание верхней передачи мяча над собой. Игры «Перестрелка», «Пионербол».

Уметь выполнять передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передачи мяча над собой, то же через сетку.

Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

12

Общая и специальная физическая подготовка. Верхняя передача мяча над собой. 

13

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Верхняя передача мяча над собой

Подвижные игры и эстафеты.

14

Общая физическая подготовка. Игровое занятие.

15

Разучивание верхней передачи мяча у стены. Введение в начальные игровые ситуации.

Подвижные игры и эстафеты.

16

Верхняя передача мяча в парах. Введение в начальные игровые ситуации. Подвижные игры и эстафеты.

17

Общая и специальная физическая подготовка. Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку. Подвижные игры.

18

Правило игры. Игровое занятие.

Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть специальной терминологией.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

19

Игровые упражнения. Разучивание нижней прямой подачи с середины площадки.

Уметь выполнять нижнюю прямую подачу с середины площадки.

выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники верхней прямой подачи.

20

Общая физическая подготовка. нижней прямая подача с середины площадки.

21

Общая физическая подготовка. нижней прямая подача с середины площадки.

22

Общая физическая подготовка. нижней прямая подача с середины площадки.

23

Правила игры. Игровое занятие.

Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.

выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

24

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Нижняя передача над собой.

Уметь выполнять передачи мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед; передачи мяча над собой, то же через сетку.

Формировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

25

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Нижняя передача над собой.

26

Игровые упражнения. Нижняя передача над собой.

27

Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. Игровое занятие

28

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Нижняя передача мяча у стены, в парах.

29

Нижняя передача мяча у стены, в парах. Подвижные игры.

30-31

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Нижняя передача мяча у стены, в парах. Эстафеты с элементами волейбола.

32

Общая и специальная физическая подготовка. Игровое занятие.

Знать правила игры волейбол. Правила безопасности на занятиях волейболом.

выполнять разученные технические приемы игры в волейбол в стандартных и игровых условиях; проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе игры.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

33

Приём мяча с подачи у стены. Игры и эстафеты с элементами волейбола.

Уметь выполнять прием мяча через сетку, в парах, подачу мяча в парах, с середины площадки.

Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление, объяснение своего двигательного опыта.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники подачи и приема мяча.

34

Подача и приём мяча в парах. Игры и эстафеты с элементами волейбола.

35

Подача и приём мяча через сетку в парах с середины площадки. Игры и эстафеты с элементами волейбола.

Учебно-методические средства

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
  3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с.
  4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.
  6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты

в занятиях волейболом

        В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.

        Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Игры на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

Игры с перемещениями игроков

        1. «Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.

        2. «Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

           3. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков». Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т.д. Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.

Игры с передачами мяча

        1. Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.

        2. «Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1–1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2–3 раза.

        

        3. «Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.

        4. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.

        5. «Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.

        6. «Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т.д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.

        7. «Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок.

        8. «Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т.д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча за отведённое время.

Варианты:

        а) игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др.

        б) игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т.п.

        в) команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берёт его в руки, выполняет передачу партнёру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

        9. Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две-три команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7–8 м. По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположных колонн, вторые тоже ударяют мячом об пол, а затем перемещаются в концы встречных колонн и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.

        10. Эстафета «Передал – садись». Две колонны на расстоянии 3–4 м одна от другой, расстояние между игроками – длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мячи первым игрокам в колоннах, те возвращают мячи обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершают вторые, третьи игрок и т.д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других.

        11. Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мячи двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т.д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

        12. Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые построены в колонны, на расстоянии 3 м за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был адресован.

        13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч поднимает тот волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное количество раз.

        Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.

        14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то же задание и т.д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым вернётся на своё место.

        Вариант: по сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т.д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за голову предпоследнему в обратном направлении и т.д. Выигрывает команда, в которой игрок, начавший упражнение, получит мяч первым.

        15. «Приём и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки и т.д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

        16. «Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8–10 человек, каждая группа играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки. Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы игроков вперёд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и игра возобновляется.

        

        17. «Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды по 6 человек, одна из которых является подающей, другая – принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит вокруг площадки и возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернётся на своё место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку. Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.

Игры с передачами мяча через сетку

        1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2–3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.

        2. Эстафета «Мяч над сеткой». 2–3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т.д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

        Вариант: после передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны.

Игры с подачами мяча

        1. «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своих партнёров, которые принимают мячи и выполняют передачи в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.

        2. «Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположенные на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т.д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются.

        3. «Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

        Правила игры: 

        1. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается и команда соперников получает очко.        

        2. При неудачной подаче очко получает команда соперников.

        3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде присуждается очко.

        4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде не засчитывается.

        5. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй команде.

        6. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.

Игры с атакующим ударом

        1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли – 1 очко; если приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

        2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.

        Методическое указание: при выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют.

Игры с блокированием атакующих ударов

        1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонны по одному на противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т.д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

        2. «Дружная        команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие – на другой половине площадки в зонах 2, 3, 4, их задача – организация группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим.

        Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Словарь терминов и определений

        Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника.

        Блокирование – действие игроков вблизи сетки для создания препятствия перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих выше верхнего края сетки.

        Боковая линия – линия, ограничивающая ширину игровой площадки.

        Выбор места – элемент тактического мастерства, заключающийся в умении заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне.

        Выпрыгивание вверх – прыжок вверх без разбега.

        Движение – перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.

        Двойное касание – игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

        Замена – действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а другому игроку занять его место.

        Зона подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной площадки.

        Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий.

        Комбинация – заранее разученные и согласованные действия игроков при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки.

        Либеро – свободный защитник.

        Линия нападения – линия волейбольной площадки, ограничивающая зону нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно ей.

        Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки.

        Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча.

        Обманный удар – несильный удар игрока в незащищённую часть площадки после предварительной имитации сильного удара.

        Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).

        Пас – передача мяча от одного партнёра к другому.

        Передача мяча – технический приём, заключающийся в направлении игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...