Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее
методическая разработка на тему

Овчинникова Антонина Павловна

«Музей давно и прочно занял свое место в образовательном процессе, почему его часто сравнивают со школой», пишет в своей вступительной статье Б.А. Столяров [15,  4]. Подчеркнем, музей не является учебным заведением, но может выступать местом проведения образовательного процесса, обеспечивать учебные занятия наглядным материалом как средствами обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее

Овчинникова А.П., ГБОУ школа №76

Выборгский район Санкт-Петербург

При создании историко-краеведческого музея «Детство, опаленное войной» в Санкт-Петербургской школе № 76 с самого начала встал вопрос, какая роль отводится посетителю музея? Будет ли это пассивный слушатель или ребенку отводится роль участника диалога, в котором организовано взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.

         Основываясь на последних разработках специалистов музейной педагогики, было принято решение о создании интерактивных зон музейного пространства. Создается особая музейно-образовательная среда, в которой учащийся действует, думает, проявляет сообразительность, принимает решения.

         Так, например, в экспозиции «интерьер ленинградской квартиры» ребятам предоставляется возможность завести патефон, примерить муфту или папаху, подержать в руках тяжелый чугунный утюг, попробовать расколоть орех  или кусочек сахара с помощью специальных щипчиков. В экспозиции, посвященной школьной среде 30-х – 40-х годов учащиеся младших классов пишут чернилами перьевыми ручками. Старшеклассники делают математические вычисления с помощью логарифмической линейки и на арифмометре. У витрины, рассказывающей о внешкольной жизни своих сверстников середины прошлого столетия, можно попробовать проявить свои умения в штопке дырочки на носочке,  вязании крючком и на спицах, вдевании нитки в швейную машинку марки «Singer», можно полистать тетрадь с рисунками маленькой ленинградки или посмотреть альбом с коллекцией старинных открыток.

           Для усиления воздействия на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений, экскурсии сопровождаются звуковым и световыми эффектами. В блоке «блокадных дней» выключается верхнее освещение, и все действие происходит в слабом рассевающем свете с мерцающими огоньками из открытой топки «буржуйки». Начинается «путешествие в блокадные дни» у макета радио-тарелки, мы слышим голос Левитана, передающего сообщение ТАСС о нападении германских войск на СССР. Раздается свист падающих авиабомб, и «неустанно звучит ленинградский метроном». Ну и конечно все общение строится на диалоге. Ребятам все время приходится отвечать на вопросы: знают ли они как называется тот или иной предмет, каково его назначение в жизни человека, что они могут рассказать об этом предмете и истории его происхождения. Необходимым условием для мотивации познавательной деятельность и проведения исследовательской работы является домашнее задание: нарисовать или сделать макет какого-то экспоната, увиденного в музее сделать самодельную игрушку или связать шарфик для музейной «куклы Зои», написать эссе и или придумать рассказ. Таким образом, учащиеся могут глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей «Снег – снежок»

Конспект занятия по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с умственной отсталостью«Снег – снежок». Занятие для 2 класса....

КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ И КОГНЕТИВНЫЕ СТИЛИ

У каждого ученика есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Педагог может помочь ученику отнестись к своим личностным качествам в процессе обучения более осознанно.Для педагога важнейшей п...

Ведущие каналы восприятия

Ведущие каналы восприятия - доклад, Школа педагогического мастерства...

Развитие УУД у детей с различными каналами восприятия информации.

Mы воспринимаем новую информацию с помощью основных каналов восприятия - зрительного, слухового и кинестетического. Но не все они развиты у человека одинаково хорошо. Большинство детей (72%) сегодня м...

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью аудиальных каналов восприятия

В век информационных технологий и больших возможностей усложняются задачи, поставленные перед образованием: все труднее мотивировать учащегося, достичь эффективных результатов в обучении.Одним из эффе...

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.У детей с интеллектуальной...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...