Конспект занятия по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей «Снег – снежок»
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия по развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей с умственной отсталостью

«Снег – снежок». Занятие для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sneg-snezhok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

тактильно-двигательного восприятия у детей  

«Снег – снежок»

Задачи:

1. Раздел «Здоровье»:

- закреплять у детей позитивное отношение к выполнению игровых заданий;

- закреплять умение детей распознавать и показывать эмоциональные состояния человека;

- продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие.

2. Раздел «Социальное развитие»:

- закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на навыках сотрудничества;

- продолжать развивать у детей умение оценивать результат своей работы.

3. Раздел «Познавательное развитие»:

- закреплять умения детей называть признаки зимы;

- упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);

- продолжать развивать у детей визомоторную и графомоторную координацию;

- учить детей охарактеризовывать предмет на основе, полученных в ходе обследования ими свойств и качеств предмета.( круглый, белый, холодный).

  • продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.

Оборудование и игровые материалы:

Демонстрационный материал: 3 (игровые) развивающие зоны; мимические карточки схемы; мягкая игрушка «Снежик»; сюжетная картинка «Игра в снежки»; картинки с изображением предметов по форме.

Раздаточный материал: снежки из бумаги; шары геометрические по количеству детей; полотенца, подносики, пластиковые празрачные стаканчики по количеству детей, по 3 на каждого; 1 пластиковая ёмкость со снегом; бумага А4 разных цветов + по 1белому листу на каждого ребенка; снежинки из бумаги; простые карандаши; индивидуальные графические задания по теме «теплый-холодный».

Методы и приемы:

  • игровая мотивация;
  • игровые упражнения и задания;
  • образец;
  • объяснение;
  • вопросы;
  • повторение ответа;
  • прием параллельного сравнения;
  • показ;
  • практическая помощь.

Предварительная работа:

  • изучение лексической темы «Зима», «Зимние забавы»;
  • знакомство с персонажем «Снежик»;
  • упражнения на развитие эмоций;
  • рассматривание, обследование, сравнение геометрических фигур и форм;
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами;
  • наблюдения на прогулке за снегом;
  • игры на развитие функции «глаз – рука»;
  • штриховка, обводка, рисование.

Ход занятия:

  1. Организационный момент и создание эмоционально-положительного настроя

      -     Ребята, посмотрите, кто нас ждет?

  • Снежик.
  • Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.

2. Мимическая гимнастика (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы смеемся и грустим,

А сердиться не хотим».

 3.  Закрепление лексического материала

 - Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежику.

А в какое время года к нам в гости приходит Снежик?

- Зима.

- Догадайтесь, в какую игру Снежик  любит играть зимой. ( Детям предьявляется сюжетная картинка «Игра в снежки»)

 - Снежки.

 - Посмотрите на картинку. Какое время года на ней?

- Зима.

- А почему вы так думаете?

Закрепление признаков зимы.

 - А как вы догадались, что ребята играют в снежки?

 - У них в руках снежные комочки.

- Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.

  1. Введение материала по развитию сенсорного восприятия

- Посмотрите, какие снежки сделал Снежик. Из чего они сделаны?

 - Из бумаги.

- Какие они по цвету?

- Белые.

- Посмотрите вокруг и скажите, что еще в классе белого цвета?

Дети называют предметы белого цвета.

- А какой снежок по форме?

 - круглый, шар.

 - Посмотрите на картинку и назовите круглые предметы. (картинка с предметамри из них есть круглые)

 - Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. ( Педагог фискирует внимание детей на том, что шар круглый).

  1. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.

- Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.

- Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

«Снежок»

«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем»

Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.

 - Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу?

 - Белую.

 - Почему вы взяли белый лист?

- Снег белого цвета.

 - Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился «снежок»?

- Нужно смять бумагу.

 - Что нужно сделать, чтобы «снежок» получился круглый?

 - Нужно покатать его в руках.

 - Давайте сравним ваши «снежки» и «снежки» нашего гостя. Похожи они по цвету?

 - Да. «Снежки» белого цвета.

 - Похожи они по форме?

- Да. «Снежки» круглой формы.

 - А вам нравятся снежки, которые вы сделали?

Оценка детьми результатов своей работы.

       

  1. Физ. минутка.

- А теперь давайте поиграем в снежки!

Дети и педагог играют в «снежки».

- Ох, устали, отдохнем.

Речь с движением «Снег» (дети повторяют за педагогом)

«Снег ложится на дома, улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима, мы ее не слышим.»

- Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)

- А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.

(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)

  1. Формированиие перцептивных функций

 - Ребята, а Снежик приготовил вам игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!

Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.

 - Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?

- Стаканчики.

 - Сколько их?

 - Два.

- Они пустые или полные?

 - Полные.

 - Что в этих стаканчиках?

- Снег и вода.

 - Почему вы так думаете?

(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)

 - Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?

 - С водой ( или показывают на него)

 - Значит вода в стаканчике какая?

 - Теплая.

 - А какой стаканчик холодный на ощупь?

 - Со снегом (или показывают на него)

 - Значит снег в стаканчике какой?

 - Холодный.

 - Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)

- Во что превратился снег?

 - В воду.

- Почему снег растаял?

- Ладошка теплая, а снег холодный.

 - Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.

(Дети ложечкой кладут снег в воду )

 - Куда исчез снег?

- Растаял.

 - Почему снег растаял?

 - Вода теплая, а снег холодный.

- Ребята, мы с вами сегодня делали «снежки» из бумаги, а теперь попробуем слепить настоящий снежок.

Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.

  1. Дыхательная гимнастика

- Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

- Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?

Дети трогают руки друг друга: - Согрелись.

  1. Закрепление изученного материала.

- Что мы слепили из снега?

 - Снежок.

 - Какой он по цвету?

- Белый.

 - Какой он по форме?

 - Круглый.

- Какой он на ощупь?

 - Холодный.

 - Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А может вы догадаетесь, что будет со снежками потом?

 - Они растаят и превратятся в воду.

 - Почему? В классе тепло.

  1. Индивидуальные графические задания

 - А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.

 У каждого лист с графическим заданием и простой карандаш.

- Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы.

 - Снеговик, мороженое.

- А теперь возьмите простой карандаш и обведите в кружок горячие предметы.

Дети выполняют задание.

 - Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?

 - Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!

  1.  Подведение итогов.

 - Ну вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?

Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.

Дети прощаются со Снежиком.

  1. Рефлексия.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида».

Конспект занятия по

 развитию психомоторики и сенсорных процессов

«Снег — снежок»

                                                               Выполнила педагог-дефектолог

                                                  Шипилова В.С.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности для детей младшего возраста.Тема:"Знакомство со свойствами снега."

Материал предназначен для знакомства детей с предметами окружения,их функциями и назначением.Для формирования интереса к явлениям природы,развития активности и творчества детей....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Прогулка по осеннему лесу»

Подгрупповое занятие тифлопедагога по развитию зрительного воприятия в младшей группе детского сада....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»

Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 6(II) классе слабослышащих.

Тема: работа над отрывком из рассказа Антуана Экзюпери «Маленький Принц»Цели: Восприятие речевого материала, формирование выразительной устной речи...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 1 классе глухих.

Тема: Восприятие темы  «Класс».Цели: Восприятие речевого материала, знакомого по звучанию в ситуации наглядного выбора, выполнение заданий адекватно воспринятому материалу. Восприятие пауз в речи...