Сообщение на РМО.
материал (6 класс) на тему

Ахмадулина Татьяна Михайловна

Сообщение "Компетенции учителя английского языка" на районный семинар учителей английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2010 - 2011 учебный год

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа»

Профессиональная компетенция

учителя иностранного языка.

Выполнила: учитель английского языка

                                                                                              Т.М. Ахмадулина

-1-            

 Профессиональная компетенция учителя иностранного языка.

        Новые тенденции в определении роли и характера развития системы языкового образования носят глобальный характер и совпадают во всем мировом сообществе.

        Программы развития образования целью кадровой политики определяют следующим образом: обеспечение школ высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами, готовыми к инновационной деятельности.

        Учитель всегда является ключевым звеном реформ в области образования, т. к. он интерпретирует и трансформирует программы  так, чтобы сделать их доступными для всех учащихся. От учителя зависит то, с чем уйдут учащиеся с урока. Поэтому главным приоритетом для каждого учителя становится профессиональное развитие и самосовершенствование. Таким образом, перспективное развитие образования связывается с повышением уровня профессиональной компетенции учителя.

        Существуют  разнообразные трактовки  понятия  « Профессиональная  компетенция учителя» в  педагогической литературе. Одни считают, что компетенция учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.  Другие авторы рассматривают  профессиональную компетенцию как личные  возможности и опыт учителя, его  готовность принимать оптимальные решения.    

        Специалисты предлагают следующий набор составляющих профессиональной компетенции учителя иностранного языка:

- методическая компетенция,

- психолого-педагогическая компетенция,

- социально-психологическая компетенция,

- лингвосоциокультурная компетенция,

- педагогическое мастерство

-профессиональная рефлексия

        Современный учитель, как главный ресурс обеспечения устойчивого развития образования, осваивает сегодня новую практико-преобразующую компетенцию, которая вносит новые аспекты в понимание сущности профессионализма педагога. Это связано с тем, что в системе языкового образования решаются такие сложные задачи, как выбор новой педагогической парадигмы, перестройка личностной ценностно-смысловой сферы, системы индивидуальной профессиональной деятельности педагога. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности. Новая образовательная парадигма, опирающаяся на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, так определяет роль учителя иностранного языка: создание и развитие «школы мышления», «школы самоопределения»; развитие автономии ученика, в том числе и в учебной деятельности; обеспечение условий для активной творческой, продуктивной деятельности учащихся, включая учебно-познавательный процесс; развитие «человека культуры»; установление отношений и атмосферы сотрудничества и сотворчества в образовательном процессе.

        

-2-

Изменение роли и статуса учителя выдвигает и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам. Эти требования включают: способность самостоятельно и критически мыслить; открытость педагогическим инновациям; способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования; умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность; способность к автономии и социальной активности; способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности; способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию.

        Оценка профессиональной компетенции учителя иностранного языка  всегда находилась в центре внимания отечественных ученых и методистов. Е.И. Пассов рассматривал шесть видов методических  умений учителя (проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, гностические и исследовательские) и шесть свойств личности учителя иностранного языка (общие качества, психологическая изобретательность, практико-психологический ум, психологический такт, требовательность к другим и критичность) Методические умения и свойства личности Е.И. Пассов рассматривает на трех уровнях профессионализма (уровень методической грамотности, уровень методического ремесла и уровень методического мастерства). В соответствии с документами о порядке аттестации пед работников уровень профессиональной компетенции учителя рассматривается по следующим позициям: квалификация, профессионализм и продуктивность педагогической деятельности.

        Квалификация – это освоение новейших достижений педагогической науки и практики в профильной области знаний; творческое решение практических задач;

        Профессионализм – умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания; самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; создание условий для реализации креативных способностей обучающихся; применение в практической деятельности исследовательских  и опытно-экспериментальных методов обучения, а также методик управления и прогнозирования педагогического процесса; организация самообразования учащихся;

        Продуктивность педагогической деятельности -  обеспечение уровня подготовки обучающихся, являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта РФ.

        Современной составляющей  профессиональной компетенции учителя иностранного языка называют возрастающую потребность в перенимании и креативной трансформации передового инновационного опыта.

Уровень профессиональной компетенции учителя делится на:

        Профессиональный базовый уровень – уровень молодого специалиста, профессиональное становление которого происходит в учебном заведении.

        Профессиональный продвинутый уровень – уровень профессионально-адаптированного учителя, учителя – мастера своего дела

        Профессионально-повышенный уровень – уровень учителя-методиста, учителя-экспериментатора.

        

-3-

Профессионально-высокий уровень – уровень учителя-инноватора,  учителя-исследователя и учителя-руководителя.

 Теперь следует оценить некоторые основные компетенции, необходимые учителю на уроке.

  1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении.

Индикатором, указывающим на владение  учителем данной компетенцией, может явиться следующее:

-учитель обращается не только к сильным, но и слабым ученикам

- для контроля понимания сказанного или прочитанного периодически используется перевод на родной язык школьника

- учитель «видит»  весь класс, следит за вовлеченностью каждого ученика в учебный процесс

- учитель требует ответ от конкретных учащихся для оценивания

2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения учебного материала.

Индикатором сформированности соответствующих компетенций  в данном случае могут быть: четкость записей на доске, дикция учителя, использование учебных пособий в процессе предъявления нового языкового материала. Новый грамматический материал обычно объясняется на родном языке учащегося, что позволяет оценить логику, объем и скорость подачи материала, соотношение правила и речевого действия, а также реакции учителя на вопросы школьников.

3.Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения.

        Индикаторами наличия у педагога данной компетенции является следующее:

-учитель использует различные приемы для привлечения внимания учащихся

-учебные пособия и средства обучения доступны ученикам

-нет ненужных проволочек и задержек на уроке

-обучение продолжается до конца урока

-классная комната убрана, приведена в порядок

- учебные пособия расположены удобно для школьников

-качество предъявления текстов в магнитофонной записи хорошее

-учащиеся рассажены полукругом и видят лица друг друга.

4. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения.

        К немногочисленным косвенным индикаторам наличия этой компетенции можно отнести следующее:

- все ребята имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности.

-4-

-ученики и учитель взаимодействуют как две группы

-учащиеся взаимодействуют друг с другом (в парах, группах, командах)

5. Поддержание творческой атмосферы на уроке.

        К основным индикаторам относятся:

- энтузиазм учителя, который передается ученикам посредством зрительного контакта, мимики, голосовых модуляций, интонации, соответствующей энергичной позы, жестов

- интерес стимулируется посредством юмора (улыбки, смех ребят)

-теплота и дружелюбие со стороны учителя: зрительный контакт, приятный тон голоса, использование имен школьников  в теплой, дружеской манере

- помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: вежливый, уважительный тон, поддержка.

6. Поддержка учителем на уроке приемлемого поведения учащихся.

К индикаторам, которые свидетельствуют о наличии данной компетенции, относятся:

-разные виды стимулов путем изменения голоса, движений учителя

- поиск путей активного включения в работу пассивных учащихся

- использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребят в учебную работу

- использование средств поддержания внимания пассивных учеников на учебной работе

-управление поведением всего класса во время урока

-учащиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя

        Эта методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических способностей (компетенций). ИЯ как учебный предмет отличается от всех иных школьных предметов коммуникативной природой. Поэтому главнейшей из профессиональных компетенций учителя ИЯ является способность осуществлять коммуникативно-обучающую функцию.

        Учитель ИЯ должен обеспечить построение учебного процесса на коммуникативно-речевой основе в целях практического овладения учениками ИЯ. Осуществление этой функции предполагает наличие у учителя ИЯ особого, профессионально направленного, «адаптивного» уровня владения ИЯ.

        Адаптивное владение ИЯ позволяет строить учебный процесс на коммуникативно-речевой основе с учетом трудностей овладения языковым материалом, уровня обучения, языковой подготовки учеников, этапа работы над материалом.

Адаптивное владение ИЯ лежит в основе следующих компетенций:

-способность вести урок на ИЯ, устанавливать контакты в системе учитель – класс, учитель -  ученик, ученик – класс, ученик – ученик средствами  ИЯ;

-5-

- способность перестраивать свою речь в зависимости от конкретных условий обучения (усложнять или упрощать её, переходить от одной формы речи к другой: от монологической  к диалогической, от устной речи к чтению и т.п.);

- способность словесно стимулировать учащихся  к мотивированной речевой деятельности и управлять ею, ставить перед ними определённые коммуникативные задачи (при говорении, аудировании, чтении, письме);

- способность использовать учебно-речевые ситуации с целью стимулировать речевую деятельность ребят и управлять ею путём  постепенного усложнения речевых задач, обеспечивая единство речевой деятельности и речевого поведения учеников;

- способность создавать у школьников потребность пользования ИЯ в устной и письменной  форме;

- способность определять характер ошибок в речи учащихся, выявлять их причины, намечать пути их предупреждения и способы исправления;

- способность оказывать воспитательное воздействие на ребят средствами ИЯ (воспитывать у них волю, уважение к труду, потребность в самообразовании и совершенствованию ИЯ);

- способность использовать ИЯ для установления   правильных взаимоотношений с отдельными учениками и с классом в целом(2).

        Многолетняя педагогическая и методическая практика называют «возрастающую потребность в перенимании и креативной  трансформации передового инновационного опыта» еще одной, современной составляющей профессиональной компетенции учителя ИЯ.

-6-

                                              Список использованной литературы.

1.Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка. ИЯШ № 1-2003

2.Белоножкина Е.Г. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка. ИЯШ №5-2009

3. Бочарникова М. А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу на ИЯ. ИЯШ № 10-2010

4. Губжокова М.М. Слушание как компонент профессиональной компетенции учителя иностранного языка. ИЯШ №2 -2010

5. Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения. ИЯШ №7 -2007



Предварительный просмотр:


so02060_[1]

лдж

ев

so02060_[1]



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете —

Музыка всюду, улыбки и смех — Школа открыла двери для всех.

И не грустите, девчонки, мальчишки, По играм, затеям и сказочным книжкам.

В школьной жизни волшебство не кончается, Сказка и здесь продолжается.

Продолжать учиться надо, Лучше, чтоб на «5»!

Я вас видеть очень рада, Рада всех встречать.

1. «Здравствуйте, дорогие мои ученики! Я очень рада видеть вас всех здесь, сегодня и сейчас! Сегодня 1 сентября – особенный день  потому, что закончились каникулы и вы пришли в школу ( вы каждый год, уже в 7 раз, переживаете этот великий стресс конец лета.  Вы только посмотрите, как вы выросли, повзрослели, изменились за лето. Некоторые из вас выше меня на целую голову, смотрю на вас и не нахожу маленьких мальчиков и девочек, я вижу перед собой взрослых, умных юношей и девушек! Что улыбаетесь? Нравится быть взрослыми? На вашем месте я бы так не радовалась, ведь быть взрослым - это значит быть ответственным, обязательным. С взрослого – спрос вдвойне! Кстати, об ответственности… Начать наш классный час мне приходится с не очень приятного известия… Дело в том, что недавно нам в школу пришло письмо из прокуратуры… Да, да, да из прокуратуры. На наш  7 класс заведено уголовное дело… Но т.к. в стране кризис, не хватает денег, решили сэкономить на судьях, по этой причине мне поручили выступить в роли обвинения. Итак, вы  7 класс, обвиняетесь: 

1. В том, что на протяжении 7лет вы учитесь! (а может этого хотят ваши родители, а вовсе не вы?) 
2. В том, что за лето вы позабыли все (даже как вас зовут) 
3. В том, что пришли в свой класс, но толком не знаете друг друга 
4. В том, что хотите учиться, но не знаете зачем, как и кому это надо? 
5. В том, что вы разучились друг другу улыбаться, делать приятное, смешить друг друга… 
В том, что вы не умеете чувствовать друг друга и договариваться 
В том, что вы не хотите сотрудничать друг с другом 
В том, что вы не доверяете своим товарищам 
В том, что вы не умеете договариваться 
В том, что у вас нет фантазии, чувства юмора и вы не очень дружны 
Вот такие против вас выдвинуты обвинения! Сегодня вам предстоит их опровергнуть или подтвердить. В конце мы узнаем какой будет приговор. Итак, переходим к слушанию дела» 

2.Вначале суд просит обвиняемых представиться, но по строго установленной форме! 
«знакомство».
 

Надо сказать пару слов о себе, продолжив фразы: 
если вы забыли, то меня зовут….
 
Летом я…….. (узнала, бывал, скучал, прочитал и т.д.)
 
Я пришел (пришла) в  класс, чтобы…
 
Например, если вы забыли, то меня зовут Татьяна Михайловна. Летом я все же скучала по вам
 .Я пришла в класс, чтобы продолжить вас воспитывать, хотя вам это порядком надоело… (идет игра) 
Цель игры: научить себя представлять, навыкам самопрезентации
 

3.Молодцы вы помните все о себе, поэтому первые два пункта обвинения с вас снимаются автоматически. Переходим к следующему пункту №3. Для допроса я раздаю вам незаконченные предложения. Ваша задача закончить предложения, вставив в него фамилию и имя человека из класса, к которому больше всего подходит характеристика.

1 В нашем классе самым самостоятельным является…
2 Часто меня приятно удивлял…
3Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…
4Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…
5Самая одаренная личность в нашем классе – это…
6Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
7Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
8Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
9Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
10Чаще всего мне будет сниться…
11 Находчивость присуще…
12 Украшением классной дискотеки является…
 
13 Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
 
14 В политики целесообразно рекомендовать…
 
15 Щедрость не знает границ у…
 
16 Скромность всегда украшает…
 
17 Веселее в классе, когда приходит…
 
17 Самая обаятельная улыбка у ……
 
19 Всегда придет на помощь в любое время дня и ночи ….
 

20 Больше всего я скучал(а)  о……..

Цель игры: создать ситуацию, при которой одноклассники поймут, что в классе их любят, ценят. 
4.Продолжаем допрос. На скамью подсудимых для дачи показаний вызываются 12 человек (вместе со стульями, а один без стула). Вы будете давать показания про своих одноклассников: 

Допрос «соседи»: все сидят в круг, ведущий подходит к любому игроку, обращаясь к нему по имени, спрашивает: «Маша, тебе нравятся твои соседи?». Если игрок отвечает «Нет», то его соседи меняются местами, водящий должен успеть занять любое освободившееся место. Если игрок отвечает «Да, мне нравятся мои соседи», то он должен определить какие люди ему не нравятся: «Да, мне нравятся мои соседи, но мне не нравятся те люди, которых зовут Оля и Даша», эти игроки меняются местами, а водящий спешит занять чужое место. 

Цель игры: установление эмоционального контакта, знакомство, снятие напряжения. 

5Надо же и в этом пункте обвинения вы оправдались. Переходим к 4 пункту. Для этого суду необходимо провести следственный эксперимент. 

Следственный эксперимент: класс разбивается на 3 группы. Первой группе предлагается создать портрет класса ( сколько девочек, мальчиков; сколько Саш, Сереж и т.д.; найти суммарный возраст класса; сколько с серыми глазами, с карими, с зелеными; подумать какой он наш класс ( веселый, дружный и т.д.); что любит делать; что не любит делать, чего хотите добиться; как будете учиться и т.д.). Второй группе предлагается собрать чемодан: 

Чемодан. Вы собрались в дальнюю дорогу, которая называется "старшая школа”. Вот у нас чемодан. Давайте его соберем. Возьмем с собой то, что необходимо для успешного завершения пути. Нужно написать это на карточке и положить в чемодан.
При обсуждении этого упражнения необходимо поговорить о том, что очень многое важно в дороге, которая называется "старшая школа”. Это и учебники и знания и "светлые головы” ( обычно все это называют ребята). Но также важны надежные друзья, хороший коллектив. Много зависит от того, как ты чувствуешь себя в коллективе, с каким настроением идешь в школу.
 
Третьей группе предлагается придумать правила поведения в классе, на уроках: что разрешается, а что запрещается.
 
Время игры 5 минут. Далее зачитывают все и обсуждают.
 

Цель игры: договориться на начальном этапе, какие правила будут в коллективе и каким он будет, а также создать образ того, что в мат классе придется много учиться и трудиться. 

6.Молодцы, вы оправдались. Переходим к пункту обвинения №5. Это самый тяжелый по обвинениям пункт и я даже не знаю, как вы будете себя защищать. По этому пункту мне придется провести еще один следственный эксперимент. Он будет состоять из 2-хэтапов:  «монстр», «посиделки».

Цель игры: получение положительных эмоций от своих товарищей, улыбок. 

«Монстр» 
Ведущий предлагает участникам построить монстра из самого доступного материала – своих тел. У монстра должно быть__ головы, ___ шея, __ рук, __ ног, ___хвоста, ____ туловище. После того, как монстр построен, ведущий предлагает по команде сделать монстру три шага
 
Цель игры: обучение умению взаимодействовать в группе, договариваться, распределять обязанности, сотрудничать, установление телесного контакта
 

«ПОСИДЕЛКИ» Задание: Участникам команды необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях.
 

7.Молодцы, вы смогли прекрасно защитить себя по всем пунктам обвинения! А теперь оглашается приговор ( всем встать): слушалось дело о 7 классе. Они обвинялись: в неспособности учиться, понимать друг друга, общаться, смеяться, дружить и во многих других преступлениях. Суд постановил: оправдать 7 класс, позволить всем учиться в составе 20 человек. 
А если серьезно, то мне бы вам хотелось сказать, чтоб за все годы учебы в нашем классе вы понимали, уважали, ценили друг друга! А теперь на память клятва учеников 7 класса и  большая семейная фотография.
 

Клятва ученика 7 класса

Я, ученик легендарного 7 класса, вступая в ряды нашего класса 
Торжественно обещаю:

1. Приходить в школу до того, как учитель уже сделает опрос домашнего задания. 
2. Не получать
 неудовлетворительные отметки, ибо это повлияет на престиж 7класса . 
3. Беречь нервы своих родителей, а поэтому учиться…, учиться и учиться!
 
4. Любить, уважать и беречь
 своего драгоценного классного руководителя во избежание порчи ее нервной системы и психического здоровья. 
5. Сохранять и поддерживать
 дружественные отношения в классе, ибо только так можно 
стать настоящим классом!
 
6. Прилично вести себя в
 школьной столовой, ибо мы являемся примером для младшего и неразумного поколения. 
7. Не обижать учителей-
 предметников, ибо воздастся нам все это на экзаменах. 
8. Избегать любыми способами
 написания на нас докладных записок директору, дабы 
избежать приятных встреч в
 ее  кабинете. 
9. Не обижать и оберегать
 хорошистов и тех, кто хоть что-нибудь в чем-нибудь 
соображает, надо же у кого-то
 списывать домашние задания. 
10. Показать родителям местоположение
 кабинета 4 в нашей школе, дабы нашли они дорогу на родительские собрания. В противном случае приводить за ручку. 
11. В учебное время находиться
 в здании школы, а не в других 
местах п. Юбилейный и близ
 лежащих географических пунктов. 
12. Ходить в школу прилично
 одетыми, дабы не вводить 
противоположный пол в транс,
 а учительский состав в шок. 
13. Забыть во время уроков как
 выглядит свой собственный мобильный телефон. 
14. Поддерживать свой любимый
 класс в чистоте и порядке, во избежание попадания в него насекомых, а в нас реакции классного руководителя. 
15. Беречь классное имущество,
 дабы было на чем и за чем сидеть нашим последователям. 
16. Заботиться о растениях в классе,
 чтобы не доводить их до чахлого и жалкого вида. 
17. Заботиться о своем здоровье, а поэтому не прогуливать уроки физкультуры
 
18. Сохранять здоровый дух и
 здоровое тело для того, чтобы к выпускному вечеру выглядеть на все 100 процентов, а не на все 100 лет!!!

«большая семейная фотография» 
вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Затем ребята должны сами решить, кому кем быть и где стоять (выбираются папа, мама, дяди, тети, сыновья, дочки и т.д.) После расстановки фотограф присоединяется ко всем и идет Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем фотографирование.


Если вы родители –
 
Ласкатели,
 
Хвалители,
 
Если вы родители –
 
Прощатели,
 
Любители,
 
Если –
 
Разрешатели,
 
Купители,
 
Дарители,
 
Тогда вы
 
Не родители,
 
А просто
 
ВОСХИТИТЕЛИ!
 
А если вы родители –
 
Ворчатели,
 
Сердители,
 
Если вы родители –
 
Ругатели,
 
Стыдители,
 
Гулять не отпускатели,
 
Собакозапретители,
 

То – знаете, родители, 
Вы просто
 
КРОКОДИТЕЛИ!
 

1

"Школьный коридор"

Школьный коридор...
Дорога в никуда,
Длинный, как кишка,
Ровный, как доска.
Школьный коридор...
Черная дыра,
Темный, как тупик
Страшный, как дневник.
Школьный коридор...
Снова я бегу,
Но звенит звонок.
Это на урок.
Школьный коридор...
К классу прибежал,
Быстро в класс вошел,
И дневник на стол...
1 сентября


Дело было вечером,
Делать было нечего.
- Поговорим, кенты, о школе, -
Вдруг сказал ребятам Боря. -
Я разбил вчера окно,
А что у вас?
- А мы сожгли случайно класс,
А у вас?
- А у нас на физкультуру
Катька принесла ружье.
И теперь наш физкультурник
В желтом доме, е-мое.
- А вот мы на русском в среду
Зарядили динамит,
И теперь портрет Толстого
Правым глазиком косит.
- А вот к нам из института
Практиканток привели.
Мы одну из них случайно
До инфаркта довели...

Пошли Бог нашим учителям положительных учеников! Всех с наступающим праздником!



Предварительный просмотр:

Тема: «Комфортно ли ребенку в семье?»

Цели:

- Беседа с родителями, насколько комфортно ребенку в семье;

-Проанализировать типичные ошибки, которые допускают родители в воспитании своих детей;

-Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания детей.

План:

1.     Характеристика типов семей.

2.     Анализ ошибок, которые допускают родители в воспитании детей.

3.      Анализ анкеты.

4.     Подведение итогов беседы.

(Перед родительски собранием необходимо провести анкету  среди детей «Комфортно ли тебе в семье?»)

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит».

Саади.

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить: комфортно ли вашему ребенку в семье? Вместе с вами мы попытаемся взглянуть на себя со стороны, хотя это часто бывает непросто. Как родители относятся к своим детям, комфортно и уютно ли ребенку дома, какие проблемы возникают в отношении родителей и детей?

В начале нашей беседы обсудим, какие бывают семьи?

Ученые считают, что все семьи подразделяются на 5 типов.

1.     В семьях первой группы царит взаимопонимание между родителями и детьми. Отношения строятся на взаимном уважении родителей и детей, заботе друг о друге. Конфликты, возникающие между отцом и матерью, матерью и ребенком, быстро разрешаются, не носят затяжного характера. В семье царит мир и доброта. Ребенку хорошо дома. Родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время, но не отнимают у них самостоятельности. Как правило, в детях, которые растут в таких семьях, присутствует доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.

2.     Вторая группа семей похожа на первую, но здесь наблюдается пассивное отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. Авторитет родителей в таких семьях невысок. Дети не делятся своими проблемами и переживаниями с родителями, так как не чувствуют поддержки со стороны родителей. У детей наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

3.     В третьей группе семей постоянно происходят конфликты. Отсутствует всякое взаимопонимание между родителями и детьми. Родители унижают детей, не считаясь с ними, навязывают свое мнение ребенку.

4.     Четвертая группа семей – это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Главное правило родителей – «чтоб учился отлично и вел себя хорошо». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

5.     Пятая группа семей – это семьи, в которых дети предоставлены сами себе. Родители не принимают никакого участия в воспитании своих детей. Ребенок чувствует одиночество в такой семье.

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, а какие отношения у вас в семье? К какому типу семей относится ваша семья?

(Идет обсуждение вопроса).

Наш сегодняшний разговор имеет не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего родительского собрания может стать обсуждение вопроса: «Каковы типичные ошибки в воспитании детей?» одна из проблем в семье – это, конечно, конфликт родителей и детей. Бесконфликтных семей не бывает, но в одних семьях конфликты решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. Это происходит в семьях, где существуют взаимоуважение, где есть авторитет родителей, где родители умеют слушать, а самое главное – «слышать»  своего ребенка. В других семьях конфликт может превратиться в «затяжную войну», которая разрушает отношения родителей и детей. Родители не уважают своего сына или дочь, не считаются с ними, навязывают свое мнение, унижают детей. А ребенок, в свою очередь, становится озлобленным.

Каковы же причины конфликтов? Попробуем их сформулировать:

-     Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

-      Чрезмерная забота о ребенке, в нем родители подавляют самостоятельность;

-        Сами же родители унижают ребенка, а отсюда его агрессивное поведение;

-        Чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» – частые напоминания о прошлых грехах ребенка;

-      Разногласия самих родителей по вопросам воспитания – ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

-        Родителям не нравятся друзья сына или дочери.

Каковы же пути выхода из конфликта?

(Идет обсуждение).

А теперь давайте сформулируем пути выхода из конфликта:

-        Уважение родителей к ребенку, как к личности;

-        Взаимопонимание;

-        Родители должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая значения его неудач.

Вывод: ребенку не будет комфортно в семье, где постоянно происходят конфликты.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

А теперь обратимся к анализу анкет, на вопросы которых ответили наши дети.

(Я даю качественный и количественный анализ данных по анкетам детей и сообщаю об истинном положении дел.)

Итог:

Уважаемые родители! Давайте мы с вами сформулируем условия, создающие комфортное состояние ребенка в семье.

(Идет обсуждение).

Ребенку хорошо в семье, если соблюдаются условия:

- Единство требований отца и матери.

- Уважение и понимание родителей по отношению к детям.

- Поддержка и одобрение ребенка.

- Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Уважаемые родители! Мы сегодня попытались проанализировать, как создать комфортное существование вашим детям в семье. Ведь комфорт – это не только материальные блага, но также душевное равновесие и взаимопонимание.

Поговорите с детьми дома. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье.

Анкета для ребенка

1. Что ты получаешь от своей семьи?

а) материальную поддержку;

б) взаимопонимание со стороны своей семьи;

в) дома хорошо и спокойно.

2. Проводя вечер дома, что ты испытываешь?

а) радость общения с родителями;

б) пытку сидеть дома;

в) возможность быть собой.

3. Чувствуешь ли ты одиночество в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как ты считаешь, есть ли у родителей секреты от тебя?

а) да;

б) нет;

в) мне не все рассказывают родители.

5. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на
вашу семью?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6.Помогаешь ли ты родителям по хозяйству?

а) да, я делаю это с охотой.

б) я делаю домашние дела только тогда, когда меня попросят
родители.

в) мне не хочется ничего делать дома.

7. Чувствуешь ли ты себя комфортно дома?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.



Предварительный просмотр:


                                             Игра – викторина

«Права и обязанности  ребёнка» (в рамках недели правовых знаний)

6 «в» МАОУ «СОШ №22» ( кл. рук. Ахмадулина Т.М.)

Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны  - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

Задачи:

-дать первоначальные правовые знания;

-сформировать понятия «закон, порядок, права»;

-познакомить с основным законом страны -  Конституцией РФ;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

 

                                                      Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Разгадай шифровку».

Ученикам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку:  Права ребёнка.

                                             1.Введение в тему.

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое закон?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны?

(ответы детей).

Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны. Упражнение «Собери слово из букв»:

Ученикам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция.    Конституция – главный закон страны.

Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.

С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.

                       2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.

Главный закон состоит из 9 глав.

В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация.

Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления –республика, т.е. власть выбирает сам народ.

В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.

Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.

Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного

самоуправления и органов судебной власти РФ.

Во второй главе - самой большой -записаны права и свободы граждан РФ:-

право на жизнь,- право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование.

Права -те правила по которым живут люди.

Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

                       3.Путешествие по стране «Правознайке».

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы викторины:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки  «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? ( право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?  ( право на свободный труд, защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? ( на бесплатное образование.)

Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.

Загадки:

Оно каждому дано

Оно каждому важно.

Много их на свете есть

Всех на пальцах и не счесть (право)

Знают взрослые и дети

Права нет важней

на свете.

В школе, ВУЗе, ПТУ

Я всегда его найду. (право на образование)

У взрослых право на работу,

А у детей есть на

___?___

Есть право на игру и отдых,

Я это говорю для взрослых. (право на заботу)

Вот, к примеру, право .__?__

Как же им не дорожить.

Она прекрасна и сложна,

И она нам всем нужна. (право на жизнь)

Какое понятие соответствует пословице

«Каков грех, такова и расправа» (Ответственность)

«За худые слова слетит и голова» (Административный проступок)

«Таскал волк, потащили и волка»(Преступление)

Угадай героя по описанию:(командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь.)

«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь».Козлёночек

«Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу». Белоснежка, Спящая красавица

«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива». Золушка

«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта». Старуха

«Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду». Мальчик-с-пальчик.

«Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома». Заяц

Права или обязанности? (Из ниже перечисленного определите, что относится

к правам, а что к обязанностям обучающихся)

ПРАВА  ОБЯЗАННОСТИ

-Получение бесплатного общего образования.- Получение дополнительных образовательных услуг. -Соблюдение устава. -Бережное отношение к школьному имуществу. -Уважение человеческого достоинства. -Добросовестно учиться. -Выполнение требований работников школы. --Уважение чести обучающихся сотрудников школы. -Выбор формы образования. -Носить школьную форму. -Посещать мероприятия в школе.

4. Заключительная часть. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ !!!

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей?

Права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения.

Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые,равные права.

Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений

Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...

Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....

Сообщение на V Сократовских чтениях

Я занимаюсь краеведением в ДОУ. В своём сообщении я, как мне кажется, подняла некоторые проблемы патриотического воспитания в дошколных учреждениях....

Методическое сообщение

Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...