программа кружка "Самаряан"
рабочая программа на тему

Жамбалова Майя Александровна

            Программа предназначена для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В программу включены общие сведения о бурятской народной культуре, отражены история, культура и фольклор бурят, разнообразие и самобытность народного фольклора, основные жанры народного устного творчества, прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_folklornogo_kruzhka.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования АМО «Тункинский район»

МБОУ  «Харбятская основная общеобразовательная школа им.В.Б.Саганова»

Программа

фольклорного кружка «Самаряан»

Составитель: Булутова Майя Александровна,

2018 г.

Пояснительная записка

          «Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

          Методологической основой разработки и реализации федерального

государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

           Основным принципом образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью.                                       Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них: любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям; осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, труда, творчества; уважение к другим людям, достигать взаимопонимания.

          Программа фольклорного кружка  составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель программы: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

* Изучение и возрождение истории быта, народных традиций, обычаев,

обрядов, праздников, песен, игр бурятского народа;

* Расширение и углубление знаний учащихся  по  фольклору;

* Развитие чувства патриотизма, гордости, уважения к творчеству бурятского народа;

* Формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме

путем подъема и развития этнокультуры;

*Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей,

ответственности, социальной активности.

Планируемые результаты:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой бурятского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Характеристика курса

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • История
  • Краеведение
  • Музыка
  • Изобразительное искусство

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

В данной программе мною применяются следующие образовательные технологии:

1. Технологии проблемного обучения;

2. ИКТ технологии;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии;

5. Проектные технологии.

Средства обучения: компьютер, проектор.

Формы организации разнообразные: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, Неделя «Знатоки родного края», инсценированные представления, праздники, выставки, конкурсы рисунков, фотографий.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

            Программа предназначена для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В программу включены общие сведения о бурятской народной культуре, отражены история, культура и фольклор бурят, разнообразие и самобытность народного фольклора, основные жанры народного устного творчества, прикладное творчество.

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Форма контроля.

1.

Гэр байра, hуудал. Һэеы гэр – нүүдэл байдалтай буряадуудай байра. Һэеы гэрэй түхэл, эд бараанай тогтомол hуури. Хоймор – гэрэй хүндэтэй тала. Зуhалан, үбэлжөөн. Сэргэ – байра байдалай нэгэ хуби. Буряад угалзанууд.

4

Лекция.

Подготовка докладов

2.

Буряад зоной хубсаhан. 1. Дэгэлнүүд (үбэлэй, зунай). а) бүһэтэнэй дэгэл; б) эхэнэрэй дэгэл; в) басагадай дэгэл; г) дэгэлэй энгэр, тобшонууд. 2. Гутал.

3. Малгайнууд. 4. Эхэнэрэй шэмэг зүүдхэлнүүд.

5

Практикум.

Подготовка презентаций

3

Эдеэ хоол. Эдеэнэй дээжэ үргэхэ заншал. Аяга сай – эдеэнэй дээжэ. Сай аягалха, айлшанда бариха гурим. Һүөөр сэржэм үргэхэ ёhо. Сагаан эдеэн. Мяхан хоол. Төөлэй бариха заншал.

3

практикум

Зачёт,выпуск стенгазеты

4.

Уг гарбал, гэр бүлэ. Уг гарбалаа 7 үе мэдэхэ ёhо – гэр бүлын нангин заншал. Удамаараа ураг болохые сээрлэхэ ёhо. Уг гарбалаа тахиха заншал.

Эсэгэ – гэрэй эзэн, гэр бүлын түшэг. Эсэгэ хүнэй үүргэ, эрхим 5 шэнжэ. Абые хүндэлхэ ёhо заншал.

Эхэ – дэлхэйн нангин hүлдэ. Эхын шэнжэ. Эхэ – гал гуламтын эзэн. Эхэ хүнэй 9 эрдэм. Эхэеэ хүндэлхэ ёhо заншал.

Эрхим баян – үри хүүгэд. Хүүгэд – гал гуламтын нангин hүлдэ. Тоонто тайлга, милаангууд, үһэ хайшалха ёhо гурим. Υхибүүдэй багын hургаал.

10

Исследовате-льская деятельность  

Защита рефератов, родовое древо

5.

Заншалта hайндэрнүүд. Сагаалган – буряад арадай заншалта hайндэр. Сагаалганай түүхэһээ. Һур харбаан. Обоо тахилга. Тайлган.

6

Лекция, презентации,

Проведение праздника, конкурс рисунков

6.

Арадай нааданууд. 1. Буряад арадай хүүгэдэй нааданууд. «Шагай наадан», «Бэһэлиг нюулга», «Зүү һаб», «Шоно Азарга  хоёр» г.м. 2. Залуушуулай нааданууд (дуу буляалдаан, түүдэг тойролго, ёохорой дуунуд, ёохор хатаралга)

4

Исследовате-льская деятельность по народным играм,разучи-вание ёохора

Исполнение ёохора

7

Табан хушуун мал. Табан хушуун малай нэрэнүүдые тайлбарилга. Мориной тоног, зэмсэг. Даага дэллээн.

2

Конспект, игры, конкурс рисунков

зачёт

Использованная литература:

1. Алагуева В.П. Буряадууд тухай алтан ном. – Улаан- Υдэ, 2008.

2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.

3. Басаева К.Д. Cемья и брак у бурят. – Улан-Удэ, 1991.

4. Замбалова Т.Д. Табан хушуун мал. – Улаан- Υдэ, 1999.

5. Михайлов Т.М. История и культура бурятского народа. – Улан-Удэ, 1999.

6. Номтоев Ц.Н. Шагай наадан. – Улаан – Υдэ, 1996.

7. Хамаганова Н.Т. Хүмүүжүүлгын дүрбэн тулга. – Улан -  Υдэ, 1996.

8. Материалы краеведческого музея школы.

9. Газета «Буряад унэн».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...