Проект «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»
проект (9 класс) на тему

Притуленко Лариса Владимировна

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг мы видим в профориентации на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание инновационного образовательного проекта

  1. Наименование образовательной организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия № 5
  2. Направление реализации проекта: реализация инновационных образовательных  проектов  муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на раннее прфориентирование подростков, в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
  3. Название проекта: «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»
  4. Ключевые слова: кадровый потенциал, профессиональная ориентация, социальная адаптация, предпрофильная подготовка, профильная подготовка, профессиональный колледж, рабочие и инженерные профессии.

Срок реализации проекта: 2018-2020 гг.

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования.

Профориентация – важный момент, как в развитии каждого человека, так и общества в целом. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей. 

Выбор подходящей профессии для старших школьников  – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг мы видим в профориентации на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

Цель проекта:

модернизация профориентационной работы в гимназии, способствующая определению  оптимальных профессий по способностям среди старших школьников, привлечение широкого круга социальных партнёров - представителей профессиональных колледжей и предприятий, создание интересной и разнообразной среды для получения профессионального образования и специальности.

Задачи проекта:

  1. Повышение уровня информированности старших школьников в мире профессий с целью дальнейшей профессиональной ориентации и социальной адаптации.
  2. Проведение цикла анкетирований и тестирований с целью определения круга профессиональных интересов и предпочтений, с учетом психологического аспекта и возрастных особенностей.
  3. Формирование групп учащихся приоритетных профессиональных предпочтений.
  4. Привлечение широкого круга социальных партнёров - представителей профессиональных колледжей и предприятий, создание интересной и разнообразной среды для получения профессионального образования и специальности.
  5. Проведение теоретических и практических занятий на базе предприятий-партнеров с целью получения специальности.
  6. Создание условий в гимназии, способствующих формированию личности выпускника, конкурентноспособного на рынке труда.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора среднего и высшего учебного заведения.
  2. Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
  3. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг через профориентацию на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
  4. Привлечение  предприятий-партнеров в учебно-воспитательный  процесс гимназии с целью раннего профориентирования старших школьников.
  5. Создание на базе гимназии учебно–производственного направления для старшеклассников с целью получения ими специальности.

Ожидаемые эффекты проекта:

  1. Оптимизация взаимодействия участников образовательных отношений, переход на новый уровень профессиональных компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
  2. Получение новых результатов от профориентационной работы гимназии.
  3. Расширение профессиональных и социальных контактов через привлечение предприятий-партнеров.
  4. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  5. Профильное обучение и приобретение специальности выпускниками гимназии.
  6. Повышение конкурентоспособности и сохранение положительного имиджа гимназии.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Критерии

Показатели

Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.

  • доля обучающихся в старших классах, охваченных проектной деятельностью в школе – 100%
  • доля научно-исследовательских работ от общего объема учебных проектов  не менее 20%

Повышение профессиональных компетенций учащихся.

  • вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;
  • направленность подростков на получение профессии, выбор колледжа, ВУЗа.

Скоординированность деятельности организаций-партнёров со школой.

  • подписание соглашений по сотрудничеству и договоров по взаимодействию с организациями – партнерами.
  • вовлеченность подростков в профессиональное обучение и получение специальности 70%

Трансляция опыта по созданию учебно–производственного направления для старшеклассников в гимназии.

  • освещение положительного  опыта проекта на школьном сайте, публикациях в гимназическом журнале «Гимназист».
  • Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.
  • организация семинаров для учителей «Организация профориентационной работы с обучающимися в школе»

Степень вовлеченности родительской общественности и участие в проекте.

  • Активное участие родителей старшеклассников в проекте  через родительские собрания, конкурсные и творческие  задания.

Повышение интереса к образовательному учреждению со стороны общественности, повышение социального статуса гимназии.

  • Увеличение доли родителей, удовлетворенных результатами образовательного процесса, профессиональной подготовкой старшеклассников до 85%
  • Повышение конкурентноспособности и сохранение положительного имиджа гимназии.

Описание основных мероприятий проекта

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

      На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально- технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно- управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально- экономического прогноза.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она явля- ется неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно- воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

В рамках данного проекта  для общей координации, технической и методической поддержки реализации проекта необходимы структурные изменения. На базе гимназии необходимо сформировать Методический информационный центр, основной задачей которого будет являться эффективная профориентационная  работа со старшеклассниками гимназии, а так же привлечение предприятий-партнеров и эффективное взаимодействие с ними.

Для решения основных задач проекта предполагается системная работа по внедрению и интеграции в образовательный процесс наряду с традиционными формами и методами работы следующих инноваций:

  1. Оптимизировать взаимодействие участников образовательных отношений для перехода на новый уровень профессиональных компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
  2. Расширить профессиональные и социальные контакты через привлечение предприятий-партнеров.
  3. Организовать профильное обучение и приобретение специальности выпускниками гимназии.
  4. Создать Методический информационный центр, основной задачей которого будет являться эффективная профориентационная  работа со старшеклассниками гимназии.
  5. Организовать методическую и техническую поддержку и проведение консультаций для всех участников образовательных отношений по вопросам профильного обучения и приобретения специальности выпускниками гимназии.

Опыт реализации данного проекта, безусловно, представляет большой интерес для всех участников образовательного процесса. Для трансляции результатов работы предполагаются проведение семинаров и вебинаров различного уровня.

Таким образом, внедрение проекта «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников» позволит более качественно реализовать ФГОС и сформировать личность учащихся старших классов, конкурентоспособность и успешность на рынке труда.

Календарный  план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам.

Таблица 1.

Этап проекта

Мероприятие проекта

Сроки или период

(в мес.)

Ожидаемые результаты

1.

Целевой

1. Анализ документов, положений, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам трудового обучения и ранней профессиональной ориентации учащихся.

2.Проведение заседания научно-методического совета по вопросу внедрения проекта «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»

3. Открытое обсуждение проекта участниками образовательного процесса.

4.Подготовка материально-технической и нормативно- правовой базы.

5.Оценка рисков и пути их возможной минимизации.

сентябрь- ноябрь 2018г.

формулирование целей, задач, ожидаемых результатов, ожидаемого эффекта от проекта

2.

Аналитический

1. Создание рабочей группы (Методический информационный центр) с целью анализа профессиональной информированности учащихся старших классов, учета их интересов и направленности.  2.Заседание  рабочей группы гимназии с целью анализа существующих в Домодедовском городском округе  образовательных ресурсов по профессиональной подготовке учащихся.

3.Заключение договоров для с предприятиями и учебными заведениями для  профессиональной подготовки учащихся старших классов.

декабрь 2018г.

Определение уровня информированности учащихся по профессиональном направлениям.

Анализ профессиональной направленности колледжей на территории Домодедовского городского округа.

Определение уровня заинтересованности колледжей и предприятий в профориентационной работе с подростками.

3.

Проектировочный

1.Проведение родительских собраний для информирования и привлечения родителей  к участию в  данном проекте.

2. Заседание  рабочей группы с целью формирования групп учащихся по разным профессиональным направлениям.

январь 2019г.

Повышение родительского и детского интереса к профориентационной работе школы, приобретении профессиональных навыков.

4.

Практический

1.Организация занятий на территории профессиональных колледжей.

2.Организация мероприятий по профориентации: лекции, тренинги, деловые игры, квесты, экскурсии.

3.Активное сотрудничество  с педагогическими коллективами и студентами образовательных учреждений в сфере осуществления задач данного проекта.

4. Активное сотрудничество  с предприятием «ДМЕ трейнинг» с целью привлечения учащихся к программе «Приток».

Январь 2019г.-май 2020г.

Повышение качества профориентационной работы в школе, раннее приобретение профессиональных навыков учащимися, трудовое воспитание, воспитание ответственности за свое будущее.

5.

Презентационный

Открытые уроки

Мастер-классы

Семинары

Конференции

День открытых дверей.

2 раза в год

Распространение педагогического опыта, расширение социальных и профессиональных контактов, профориентационная поддержка старших школьников, повышение социального статуса гимназии.

6.

Рефлексивный

Изучение отзывов участников проекта путем анкетирования, опросов.

2 раза в год

Оптимизация форм организации личностно-профессиональногосамоопределения старшеклассников.

7.

Коррекционный

Заседание рабочей группы по утверждению корректировок с учетом мнения участников проекта.

1 раз в год

Корректировка на диагностической основе с учетом интересов и пофнаправленности детей, изменения парадигмы профориентационного образования, требований к современной школе, нормативных актов.

Ресурсное и кадровое обеспечение проекта

п/п

ФИО

сотрудника

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных при участии специалистов в течение последних 3х лет

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

1

Рыженко Наталия Валериевна

директор гимназии, высшее

«Школа цифрового века» (всероссийский)

«Дорога в будущее» - модель организации работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

общее руководство, разработка проекта

2

Шубенкова Юлия Михайловна

зам. директора по УМР

«Школа цифрового века» (всероссийский)

разработка проекта, организация и проведение основных мероприятий, подготовка методических материалов

3

Притуленко Лариса Владимировна

педагог-психолог

«Школа цифрового века» (всероссийский)

разработка проекта, организация и проведение основных мероприятий, подготовка методических материалов, техническое и информационное сопровождение проекта

4

Филимонова Любовь Валериевна

педагог-психолог

«Школа цифрового века» (всероссийский)

тьютор

5

Андриевская Ирина Викторовна

педагог-психолог

«Школа цифрового века» (всероссийский)

техническая поддержка

Информационно-рекламное обеспечение предполагает размещение материалов проекта на школьном сайте.

Финансовое обеспечение предполагает использование средств, предусмотренных сметой расходов МАОУ Домодедовская гимназия № 5 и активное привлечение спонсорских средств организаций-партнёров.

 Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования гимназии и организаций-партнеров.

Основные риски проекта

№ п/п

Основные риски проекта  

Пути их минимизации

1

Недостаточная компетентность исполнителей проекта в решении некоторых вопросов

самообразование, привлечение научных руководителей, внешних консультантов

2

Недостаточная мотивация предприятий-партнеров для осуществления программы проекта

активность руководителей проекта, разработка системы стимулирования, минимизация конфликтов

3

Зависимость от ресурсного материально-технического оснащения

поиск новых возможностей материально-технического обеспечения реализации проекта, привлечение внебюджетных источников

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

№ п/п

Предложения

Механизмы реализации

1

Проведение семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов с целью трансляции инновационного опыта

создание региональной инновационной площадки

2

Распространение информации об инновационном проекте и результатах его работы

публикации в журнале «Гимназист», на школьном портале, выступления на конференциях, размещение информации в СМИ

Основные реализованные проекты за последние 3 года

№ п/п

Период реализации проекта

Название проекта

Источники и объем финансирования

Основные результаты

1

2013 - 2015

«Вектор развития»: создание инновационной модели организации повышения квалификации на базе гимназии

бюджетные и привлеченные средства  

открытие нового опорного кабинета начальной школы как базового звена единого ресурсного центра;

создание действующей активной образовательной среды;

повышение профессионализма педагогов

2

2014 - 2015

Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста и обучающихся основной школы: рискологический аспект

бюджетные и привлеченные средства  

проведен сравнительный анализ сформированности УУД в классах, обучающихся по системе ФГОС и традиционной системе;

выявлен высокий уровень сформированности УУД в классах, обучающихся по системе ФГОС чем по традиционной системе;

организовано психолого-педагогическое сопровождение

3

2015

«МИКС-2015» - методическое консультирование и консультативное сопровождение педагогов образовательных организаций Московской области по вопросам использования различных средств информационных, коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

привлеченные средства

получение опыта проведения вебинаров, мастер-классов, трансляция опыта работы гимназии, участие в педагогическом марафоне «Инновации в образовании»

4

2015 - 2018

Проект «Школа цифрового века»

привлеченные средства

повышение уровня владения информационными технологиями педагогами гимназии

5

2015 - 2017

«Дорога в будущее» - модель организации работы с одаренными детьми

бюджетные и привлеченные средства  

увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; повышение квалификации педагогов школы, работающих с одаренными детьми;

внедрение новых образовательных технологий, в том числе дистанционных

6.

2017-2018

Модернизация информационно-образовательной среды гимназии – услолвие достижения нового качества образования

бюджетные и привлеченные средства  

Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности  всех участников образовательных отношений;

внедрение в образовательное пространство элементов дистанционного обучения, новых форм внеурочной деятельности;

модернизация ресурсного и материально-технического оснащения образовательной деятельности.

ЗАЯВКА

на участие в муниципальном этапе областного конкурса общеобразовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области

городской округ Домодедово

__________________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

  1. Сведения об образовательной организации – участнике Конкурса:

1.1 Полное наименование организации в соответствии с уставом

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия № 5

1.2 Контактные данные образовательной организации

адрес

142004 Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, ул. Корнеева, д. 39

телефон

8(496)794-01-33

Е-mail

domodgimn5@gmail.com

официальный сайт

http// domodgimn5.edumsko.ru

1.3 ФИО руководителя образовательной организации

Рыженко Наталия Валериевна

1.4 Направление реализации проекта в рамках Конкурса

Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на повышение профориентационной работы в школе.

1.5 Название проекта

« От профориентации – к профессиональному самоопределении школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...

Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии

В данном  пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНОГО КАБИНЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее. В данной статье рассматривается возможность реали...