Программа Я и МОЕ Отечество октябрь 2018
рабочая программа (8 класс) по теме

Кудинова Галина Николаевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_i_moe_otechestvo_2018.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны  Тербунского муниципального района Липецкой области в с.Урицкое

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я и мое Отечество»

по духовно-нравственному направлению

8 класс

На 2018-2019 учебный год

Срок реализации – 1 год.

Программу составила:  Кудинова Галина Николаевна

2018-2019 гг.

Пояснительная записка

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная  задача образования и воспитания  ─  возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование  активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении  его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.

Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована

  • социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая  высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
  • ФГОС, предполагающим   достижение  современного национального воспитательного идеала.

        Программа  внеурочной деятельности  “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся  8 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

 Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями  школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

 Задачи:

  1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
  2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
  3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
  4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

       В основе программы, позволяющей достичь   национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:

  • патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, семья, нравственность, здоровье,   творчество, труд,  экология,  наука, образование, интеллект, искусство, традиционные религии России.

Сроки  реализации программы

      Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися  8 класса.

       Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

  • игровую, творческую, досуговую, коммуникативную, проектную, издательскую, социально-значимую,поисковую.

Формы проведения занятий

Игровая деятельность:

Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование.

Творческая:

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Досуговая:

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник

Коммуникативная:

Презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок

Проектная:

Реализация коллективных и групповых проектов.

Издательская:

Написание статей, фоторепортажи, издание  спецвыпусков

Социально-значимая:

Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации  окружающей среды, благотворительная деятельность.

Поисковая:

Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия.

       Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Принципы реализации внеурочной деятельности

           Рабочая программа внеурочной деятельности основана на следующих принципах:

принцип природосообразности предполагает, что деятельность  школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии  с ценностями и  нормами национальной культуры;

принцип коллективности предполагает,  что деятельность обучающихся, осуществляемая в детско-взрослых коллективах может создавать условия для позитивно направленного гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;

принцип диалогичности предполагает, что духовно- ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляется в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в в социальном творчестве, содержанием которого  является обмен гражданскими ценностями;

принцип системности  предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

принцип дифференциации  предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

принцип проектов предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога  на подготовку и «выведение»школьника в самостоятельное проектное действие;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, русской культуры и истории.

Формы контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.

Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики получат возможность :

•        обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций,  с интересом искать и находить их решение;

•        самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

•        способны к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

 •        умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

•        обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

•         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

•        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

•        любящий свой край и свою Родину

•        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

•        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

•        доброжелательный,

•        выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

  • с активной жизненной и  гражданской позицией;
  • уважающий  историческое прошлое нашего народа;

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинг

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне  обучающиеся  получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.

Третий уровень результатов — обучающиеся получают  опыт самостоятельного общественного действия, у  них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта  духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают  показатели эффективной деятельности:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.


Учебно- методический план

Название темы

Кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

Патриотизм и гражданственность

9

4

5

2

Социальная солидарность

3

1

2

3

Человечество, семья

2

1

1

4

Нравственность

8

4

4

6

Здоровье

6

3

3

7

Экология

3

1

2

8

Интеллект, искусство

3

1

2

ВСЕГО ЧАСОВ

34

15

19



        Календарно- тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Количество

часов

Мир на планете нужен взрослым и детям

1

Мы помним тебя, Беслан

1

ГТО – путь к успеху

1

Русь святая,  храни веру православную

1

Составляющие здоровья

1

Профессии добра и милосердия

1

Святая мать добром спасет

1

Спид опасное заболевание

Как великолепен человек, если это человек настоящий

1

Героями не рождаются, героями становятся

1

Устный журнал «Православие и здоровье»

1

Человек отражается в своих поступках

1

Я помню, я горжусь!

1

Человеческие ценности»

1

Как воспитывать правовую ответственность

1

Полезный  разговор о вредных привычках

1

экологический турнир «Я эту землю, как и Родину, люблю»

1

Спид – болезнь души

1

Учимся  предотвращать конфликты

1

Экстремизм и терроризм»

1

Я –ученик..Мой нравственный мир

1

Чернобыль одного хватает слова»

1

Весенняя неделя добра

1

Весенняя неделя добра

1

1

Беседа – тренинг «Личностью не рождаются»

1

«Береги честь смолоду»

1

Брейн ринг «Природа Самарского края»

1

Конкурс презентаций «Природа в опасности»

1

По святым местам Сызрани

1

Светлое Христово Воскресение

1

Весенняя неделя добра

1

День Победы

1

Вахта Памяти

1

День здоровья и спорта

1

ВСЕГО ЧАСОВ

34

Список литературных источников

Литература для учителя

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 
  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно  / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
  6. Степанов  Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
  7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей  / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
  9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
  10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
  11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005

Литература для обучающихся

  1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
  10. Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада МЕГА-ТАЛАНТ Октябрь 2018

Наградные документы...

Диагностическая работа для 9 класса (формат МЦКО, октябрь 2018)

В работе даны задания по орфографии, пунктуации, работе с текстом....

Сводная таблица правил чтения Октябрь 2018

Часто большие сложности у изучающих английский язык вызывают именно многисленные правила чтения в английском языке.  Данные таблицы призваны помочь всем изучающим английский язык научиться правил...

День в истории 31 октября 2018 года!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15640750","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]День прилетевших синиц 31 октября! День в истории 31 Октя...

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ краевой диагностической работы по АЛГЕБРЕ 8 класс (24 октября 2018 г.)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ краевой диагностической работы по АЛГЕБРЕ 8 класс (24 октября 2018 г.)...

Вариант3 база (октябрь 2018) сайт "Решу ЕГЭ"

Материал содержит разбор заданий №10,14, 17-20....

Вариант 3 профиль (октябрь 2018) сайт "Решу ЕГЭ"

Материал содержит разбор заданийвторой части с развернутым ответом...