Проектная деятельность учащихся во внеурочной работе по математике.
статья на тему

Микушина Елена Борисовна

      Современные стандарты качества образования требуют от учителя новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Нужно не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Б. Микушина, учитель математики МБОУ «Гимназия № 80»

Проектная  деятельность учащихся во внеурочной работе по математике.

      Современные стандарты качества образования требуют от учителя новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Нужно не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.

      Внеурочная работа по математике – неотъемлемая часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.  Во внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

      Моя деятельность на внеурочных занятиях по математике направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества. С учетом требований ФГОС ООО нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности по математике я стараюсь реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы. Именно они определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, компетенции личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. Из выше сказанного можно сделать вывод, что задачи, которые ставятся сегодня перед учителем,  в преподавании математики успешно решает проектная деятельность. Этому виду деятельности я и уделяю особое внимание на внеурочных занятиях по математике.

      Проектная деятельность школьников – наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Наиболее целесообразной формой работы являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. В своей работе я часто использую исследование, опыт, моделирование, практические работы с тем, чтобы ребёнок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Также считаю целесообразным использование кроссвордов, ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д. Я прилагаю немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение материала.

      Проектная деятельность позволяет организовать работу на занятиях так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. На внеурочных занятиях детям нравится заниматься проектной деятельностью. Проект – это есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых знаний (иногда путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творчества и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС ООО нового поколения определяют как результат освоения основной образовательной программы общего образования.                Работу над проектами с детьми мы проводим поэтапно. Вначале вместе с детьми, желательно по их инициативе, выбирается, формулируется тема исследования, ученики делятся на группы, обсуждается план работы. Определяются сроки работы над проектом. Сроки выполнения проекта – разнообразны. Детям обычно нравятся краткосрочные проекты от 1 недели до месяца, так как они быстрее хотят получить результат, сделать выводы. Затем школьники собирают необходимую информацию, обмениваются ею друг с другом, оформляют результаты работы. После этого проходит защита проекта (презентация работ), делаются выводы. Защита проекта может быть на первых порах проведена перед своими же одноклассниками, затем перед учащимися параллельных классов, перед младшими или более старшими учениками (в зависимости от проекта). Очень эффективна защита проекта перед родителями на собрании. В завершении работы над проектом очень важна рефлексия, выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ достигнутых результатов.

      За время моей работы проекты были весьма разнообразны. В пятых классах ученики разрабатывали  проекты  «Удивительный мир чисел», «Любимый город в задачах», «Зачем нужна математика?» и т.д. Одна группа детей проводила социологический опрос учеников, родителей, других взрослых и оформляла результаты работы. Другая группа писала ответ на поставленный вопрос в форме сказки, а третья в стихотворной форме. Защита проектов успешно проходила перед учащимися начальной школы и на родительском собрании.

      В шестых классах увлекательной и познавательной оказалась работа над проектом «Путь в школу». Тема проекта и направления работы возникли из беседы детей: Кто раньше пришёл в школу и почему? (быстрее шёл, дальше живёт…) В ходе выполнения проекта дети должны были засечь время, сосчитать количество шагов от дома до школы, измерить длину одного своего шага. Конечная цель – нахождение скорости движения ребёнка в школу. Дети сами сравнивали, анализировали полученные результаты. Таким образом, решения обычных задач на движение мы с детьми превратили в увлекательное, творческое исследование.

       Решая на внеурочном занятии кроссворд с математическим содержанием, ученикам восьмого класса захотелось составить самим какой-нибудь кроссворд, связанный с математикой.  Так возникли мини-проекты кроссвордов, которые мы потом вывешивали на неделе математики в рекреации около кабинета математики и все желающие могли отгадывать увлекательные кроссворды. Рядом авторы кроссвордов поставили почтовый ящик, куда  учащиеся сбрасывали свои подписанные ответы. Затем проверенные кроссворды возвращались владельцам. Вот такая получилась обратная связь. А в условиях новых стандартов образования инициатива детей, развитие их творчества – это главное.

      Ученики девятых классов творчески подошли к выполнению проекта «Многогранник». В ходе выполнения этого проекта пришлось делать развёртки, вырезать, склеивать, измерять, вычислять. Дети объединялись в группы по несколько человек и распределяли обязанности в группах сами. Каждая группа работала со своим многогранником.  Одни члены группы находили объём и площадь поверхности своего многогранника (тетраэдра, куба, октаэдра, додекаэдра, икосаэдра), другие  - вычисляли суммы длин рёбер, делали развёртки, третьи – склеивали и креативно раскрашивали свои получившиеся шедевры.

      Ученики десятых классов работали над проектами «Математика в моей будущей профессии». Эти проекты заинтересовали учащихся в связи с выбором будущей профессии  и применения математики в ней. Учащиеся в своих проектах показали практическую значимость полученных математических знаний при решении различных задач с производственным содержанием, развили ещё больший интерес к математике и к выбранной профессии.

     Ученики одиннадцатых классов выполняли проекты на сечения многогранников. Результатами их работ явились макеты многогранников с открывающимися частями. В дальнейшем мы их с успехом использовали на уроках математики. Эти макеты очень помогли  учащимся наглядно представить сечения многогранников для решения задач.

      На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. В связи с тем, что с каждым годом всё настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии, необходимо эти технологии использовать во время проведения внеурочных занятий. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.  Ну и конечно в проектной деятельности эти технологии тоже активно применяются.

      Я поделюсь опытом, как в нашей гимназии был организован конкурс сетевых презентаций в рамках недели математики, которая ежегодно проводится в марте.

В конкурсе участвовали  учащиеся 5-11 классов. Группам учащихся было предложено создать сетевые презентации с помощью сервисов Google для участия в конкурсе «Интересное в математике», разместить ссылки на свои презентации в своей группе в WhatsApp, оценить работы других групп. 

Целью конкурса было использовать  существующую потребность школьников в сетевом взаимодействии и имеющиеся у них навыки сетевого общения в образовательных целях.  

Ставились задачи: вовлечение учащихся в совместную коллективную творческую работу по достижению общего результата; развитие познавательного интереса к математике; активизация внеклассной работы по математике. 

На реализацию проекта давалось 2 недели.  Работы участников проекта оценивались по следующим критериям:  

  • соответствие тематике; 
  • интерес, творчество, наглядность; 
  • наличие занимательных сведений; 
  • грамотность; 
  • дизайн; 
  • наличие ссылок на источники. 

Всем желающим участникам были высланы инструкции (за две недели до проведения недели математики):

  • Выберите название для своей сетевой презентации, обсудив его лично, в чате или в Skype; 
  • Выберите руководителя вашей работы; 
  • Выбери способ общения между участниками группы ( группа в WhatsApp, Электронная почта, Skype, ОК, vkontakte, facebook). 
  • Подберите самый интересный материал (используйте книги, журналы, энциклопедии, Интернет и др.); 
  • Руководитель создаёт сетевую Google презентацию, заполняет  1 слайд - титульный лист, рассылает участникам группы гиперссылки для совместного редактирования презентации и номера слайдов для размещения информации.
  • Сообщите руководителю (любым удобным способом), какую информацию вы хотите разместить в сетевой презентации: объём текста, количество картинок, видеороликов. 
  • Занесите информацию на слайды презентации в соответствии с указаниями руководителя.
  • Укажите на слайдах автора. 
  • Совместно обсудите результат работы; 
  • Передайте ссылку на вашу сетевую презентацию организатору конкурса.
  • Поучаствуйте в обсуждении работ других групп. 

Затем были подведены итоги конкурса и награждены победители. Все участники остались очень довольны.

      Работая над различными проектами,  ученики ещё больше  сплачиваются с учителем и родителями. В ходе выполнения этой интересной деятельности, у школьников вырабатывается творческая самостоятельность при выполнении любой работы. И это качество в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности и как стиль жизни современного человека.

      Умелое сочетание видов проектной деятельности учит ребёнка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни. Я считаю проектную деятельность самой интересной, результативной, актуальной.  И особенно радует то, что я вижу результаты своего труда: активность учащихся прослеживается во всём: в учебной, кружковой, исследовательской, организационной, творческой деятельности. Мои ученики работают над проектами с удовольствием.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010. https://sites.google.com/site/treningosv/home
  2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.
  3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii

  1. Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 – 2008 г. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504
  2. Павлова М.Б. Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманит.центр, 2000. – С.28.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Система внеклассной и внеурочной работы по математике

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике. Достичь положительных результатов в решении данной задачи уч...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной работе».

       Патриотическое воспитание учащихся  во внеурочной работе.         Непременным компонентом патриотического воспитани...

Внеурочная работа по математике

Внеурочная работа - это мир творчества, прявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего "я".Важно заинтересоватьребенка, что даст возможность превратить внеурочную деяте...

Внеурочная работа по математике в 11 классе

Примерная программа по математике по подготовке к ЕГЭ 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.  П...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."

Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...

Опыт работы "Внеурочная работа по математике"

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она р...