Опыт работы "Внеурочная работа по математике"
материал по математике на тему

Стяжкина Диана Ивановна

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

-  логическое мышление; 

- целеустремлённость, сильную волю;

- устойчивое внимание, сосредоточенность;

- хорошую память;

- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

- способность к творчеству и научной фантазии;

- чувство предвидения;

- умение прикидывать и оценивать результаты;

- работоспособность;

- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;

- находчивость и смекалку;

- чувство юмора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vneurochnaya_rabota_po_matematike.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Стяжкина Диана Ивановна, учитель математики

Внеурочная работа по математике.

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

-  логическое мышление;  

- целеустремлённость, сильную волю;

- устойчивое внимание, сосредоточенность;

- хорошую память;

- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

- способность к творчеству и научной фантазии;

- чувство предвидения;

- умение прикидывать и оценивать результаты;

- работоспособность;

- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;

- находчивость и смекалку;

- чувство юмора.

 Систематическое занятие математикой обогащает человека, облагораживает его. Л.Магницкий говорил «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей, вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

 Сегодня отводится важная роль внеурочной работе по любому  предмету в связи со стандартами нового поколения. Об этом же говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

  В своей статье мне хочется коротко рассказать о той внеурочной работе по математике, которой занимаюсь регулярно.

Цель и задачи моей статьи:

1. Рассказать о внеклассной работе по математике, влияющей на повышение мотивации  к предмету.

2.  Поделиться формами работы по  привитию  интереса к предмету.

Какую внеурочную работу провожу?

Применяю самые разнообразные формы внеурочной деятельности по математике: олимпиады, математические турниры, математические викторины, математические калейдоскопы, математический марафон, КВНы, творческие работы, игры,  Неделю математики.

 Каждый год в школе провожу Неделю математики. Шесть дней, посвящённых математике, царит атмосфера поиска, творчества, маленьких открытий, увлечённости. Ребята с нетерпением ждут это событие, в котором участвует каждый. Нет равнодушных, заняты все.

План работы Недели математики ежегодно меняется, привлекает обучающихся своим разнообразием. Вот примерная дорожная карта этого учебного года по проведению Недели:

День 1-й - математическая олимпиада.

День 2-й -  конкурс мини – стенгазет: «Математика вокруг нас».

День 3-й – математическая игра  «Счастливый случай».

День 4-й – турнир-путешествие по станциям: «В мире математики»

День 5-й -  математическая викторина.

День 6-й – подведение итогов Недели, праздник знатоков математики.

В математической олимпиаде участвуют все ученики, начиная с 5-ого класса. Такая систематическая работа даёт положительные результаты: школьники активны не только в олимпиадах школьного уровня, они принимают участие в олимпиадах окружного, районного и российского уровней. Мои ученики успешны в международной игре «Кенгуру», где ежегодно принимают участие.

С великим желанием ученики выпускают мини-стенгазеты на тему «Математика вокруг нас». Пять содержательных газет украшает холл школы.

 Для проведения игры «Счастливый случай» отбираются знатоки математики из каждого класса, самые результативные и успешные, остальные, как правило, приходят «поболеть», поддержать одноклассников.

Ребятам очень нравится турнир-путешествие по станциям «В мире математики»:

1-я  станция: «Математический марафон»

В марафоне участвуют 2 команды. Задаю вопросы каждой команде по очереди. В  течение 2 секунд ребята должны ответить. Например, предлагаю  такие вопросы:

а) Сколько будет? Три в квадрате (9), четыре в квадрате (16), угол в квадрате (90)

б) Назовите пять дней подряд,  не пользуясь указаниям числа, месяца, не называя дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

в) Сколько литров крови у взрослого человека? (5,5)

г) Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова «Квартет» (ни одного).

Считаю, что  ребёнок должен быть разносторонним,  готовлю  вопросы из разных  областей знаний: физики, математики,  литературы, биологии.

2-я станция - «Проверь остроту зрения»:

Заранее на доске чертим  ломаную спираль, прямую, угол.

Необходимо определить длину, величину угла на глаз.

На 3-й станции «Сбежали цифры» нужно восстановить повреждённые записи арифметических действий.

На станции  «Весёлый счёт» вразнобой написаны числа от одного  до 24. Задание: кто быстрее из членов команд покажет числа от 1 до 24 ( все члены команд показывают по очереди).

Станция. «Игры со спичками»

Прежде чем проводить игру со спичками,  на уроках математики в 5 и 6 классах  решаем уравнения со спичками, а затем включаю это задание в игру.

Для проведения математической викторины включаю высказывания учёных, размещаю их  на специальном стенде «Внимание -  викторина!»

Ответы на вопросы викторины  ищут дома. Срок – неделя.

Ребята должны определить, кому из учёных  принадлежат высказывания.

Высказывания учёных я использую в качестве эпиграфа  к урокам.

Например: «Слеп физик без математики» ( М.В.Ломоносов).

«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» (Ермаков).

Ребята любят отгадывать ребусы, кроссворды, составленные одноклассниками.  Игру по станциям заканчиваем  шифрограммой.

Учу детей проводить КВН в других классах. В этом году ученики  6 класса провели КВН в другой школе между детьми начальных классов.

Командам было дано домашнее задание: сочинить частушки, песню про математику, придумать эмблему, девиз, приветствие, прочитать про учёных математиков. После КВН жюри подводит итоги, а ведущие задают вопросы зрителям, которых заранее предупреждаю об этом.

Ребятам очень нравится принимать участие в математических играх и самим проводить их.

Каждую игру я заканчиваю словами о математике, например:

О, математика земная, гордись, прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой , светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаус окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в пролёте, как стрела,

Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

 Работаю с учениками дополнительно и индивидуально. Считаю, что успех приносит индивидуальная работа. Горжусь успехами моих учеников:

В  окружной математической игре «Танграм» среди учащихся  5 и 6 классов мои ученики  заняли первое место.  Чтобы достичь таких результатов, с детьми работала дополнительно после уроков.

 В 2014г. Илатовский Евгений стал победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников среди 5 классов.

В международной игре «Кенгуру» дети участвуют ежегодно, средний балл результативности выше, чем по России, в этом 2015  году ученик 6 класса Илатовский Евгений стал победителем района, в 2014 г. ученики 5   и  6 классов в районе были победителями.

В российской олимпиаде «Полиглот-плюс» по математике участвовал мой ученик Шпиц Сергей, по итогам которой был приглашён в г.Москву, он также стал  призёром Пермского чемпионата знаний, поступил  в Ломоносовскую гимназию г. Архангельска, успешно закончил её.

Пятиклассник  Хромцов Иван  стал призёром в общероссийской олимпиаде «Олимпус».

 Внеурочная деятельность воспитывает интерес к предмету, развивает любознательность, познавательную активность, помогает достигать высоких результатов по математике при сдаче ОГЭ: 2014 год – качество знаний – 50 %, 2015 год  - качество знаний – 100%.

Что помогает достигать успехов?

Индивидуальная работа, дополнительные занятия, которые провожу после уроков.

На дополнительных занятиях задания даю более сложные и ребятам говорю: «Умение решать задачи – тоже искусство, которое можно приобрести на практике, решая и решая каждый день».

«Пробуйте, пробуйте, – говорю ребятам, – поиск ответа на ранее неизвестную задачу всегда интересен. Пытайтесь! Пытайтесь снова и снова.

Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из великих математиков, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!»

 .Внеурочная работа расширяет знания учащихся, повышает их интеллект, мотивацию к предмету,  помогает сплочению классного коллектива, а самое главное – повышает интерес учащихся к изучению такого важного школьного предмета, как математика, показывает обучающимся, что математика – чудесная, а не сухая наука,  развивает очень важные личностные качества.

Список источников:

  1. «Занимательные задачи» автор Г.Б. Поляк 1948г.
  2. «Задания для подготовки к олимпиадам» автор О.Л. Безруков 2013г.
  3. «Математика в школе №3»\1968г. Н.А. Петровская «Вечер весёлых и смекалистых»
  4. «Математика в школе №5»\1989г. А.Г. Позднякова «Математический журнал в школе».
  5. Математические кружки в школе. 5-8 классы-М.: Айрис-пресс, 2005г. Фарков А.В.
  6. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г