Опыт работы "Внеурочная работа по математике"
материал по математике на тему

Стяжкина Диана Ивановна

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

-  логическое мышление; 

- целеустремлённость, сильную волю;

- устойчивое внимание, сосредоточенность;

- хорошую память;

- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

- способность к творчеству и научной фантазии;

- чувство предвидения;

- умение прикидывать и оценивать результаты;

- работоспособность;

- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;

- находчивость и смекалку;

- чувство юмора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vneurochnaya_rabota_po_matematike.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Стяжкина Диана Ивановна, учитель математики

Внеурочная работа по математике.

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

-  логическое мышление;  

- целеустремлённость, сильную волю;

- устойчивое внимание, сосредоточенность;

- хорошую память;

- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

- способность к творчеству и научной фантазии;

- чувство предвидения;

- умение прикидывать и оценивать результаты;

- работоспособность;

- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;

- находчивость и смекалку;

- чувство юмора.

 Систематическое занятие математикой обогащает человека, облагораживает его. Л.Магницкий говорил «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей, вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

 Сегодня отводится важная роль внеурочной работе по любому  предмету в связи со стандартами нового поколения. Об этом же говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

  В своей статье мне хочется коротко рассказать о той внеурочной работе по математике, которой занимаюсь регулярно.

Цель и задачи моей статьи:

1. Рассказать о внеклассной работе по математике, влияющей на повышение мотивации  к предмету.

2.  Поделиться формами работы по  привитию  интереса к предмету.

Какую внеурочную работу провожу?

Применяю самые разнообразные формы внеурочной деятельности по математике: олимпиады, математические турниры, математические викторины, математические калейдоскопы, математический марафон, КВНы, творческие работы, игры,  Неделю математики.

 Каждый год в школе провожу Неделю математики. Шесть дней, посвящённых математике, царит атмосфера поиска, творчества, маленьких открытий, увлечённости. Ребята с нетерпением ждут это событие, в котором участвует каждый. Нет равнодушных, заняты все.

План работы Недели математики ежегодно меняется, привлекает обучающихся своим разнообразием. Вот примерная дорожная карта этого учебного года по проведению Недели:

День 1-й - математическая олимпиада.

День 2-й -  конкурс мини – стенгазет: «Математика вокруг нас».

День 3-й – математическая игра  «Счастливый случай».

День 4-й – турнир-путешествие по станциям: «В мире математики»

День 5-й -  математическая викторина.

День 6-й – подведение итогов Недели, праздник знатоков математики.

В математической олимпиаде участвуют все ученики, начиная с 5-ого класса. Такая систематическая работа даёт положительные результаты: школьники активны не только в олимпиадах школьного уровня, они принимают участие в олимпиадах окружного, районного и российского уровней. Мои ученики успешны в международной игре «Кенгуру», где ежегодно принимают участие.

С великим желанием ученики выпускают мини-стенгазеты на тему «Математика вокруг нас». Пять содержательных газет украшает холл школы.

 Для проведения игры «Счастливый случай» отбираются знатоки математики из каждого класса, самые результативные и успешные, остальные, как правило, приходят «поболеть», поддержать одноклассников.

Ребятам очень нравится турнир-путешествие по станциям «В мире математики»:

1-я  станция: «Математический марафон»

В марафоне участвуют 2 команды. Задаю вопросы каждой команде по очереди. В  течение 2 секунд ребята должны ответить. Например, предлагаю  такие вопросы:

а) Сколько будет? Три в квадрате (9), четыре в квадрате (16), угол в квадрате (90)

б) Назовите пять дней подряд,  не пользуясь указаниям числа, месяца, не называя дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

в) Сколько литров крови у взрослого человека? (5,5)

г) Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова «Квартет» (ни одного).

Считаю, что  ребёнок должен быть разносторонним,  готовлю  вопросы из разных  областей знаний: физики, математики,  литературы, биологии.

2-я станция - «Проверь остроту зрения»:

Заранее на доске чертим  ломаную спираль, прямую, угол.

Необходимо определить длину, величину угла на глаз.

На 3-й станции «Сбежали цифры» нужно восстановить повреждённые записи арифметических действий.

На станции  «Весёлый счёт» вразнобой написаны числа от одного  до 24. Задание: кто быстрее из членов команд покажет числа от 1 до 24 ( все члены команд показывают по очереди).

Станция. «Игры со спичками»

Прежде чем проводить игру со спичками,  на уроках математики в 5 и 6 классах  решаем уравнения со спичками, а затем включаю это задание в игру.

Для проведения математической викторины включаю высказывания учёных, размещаю их  на специальном стенде «Внимание -  викторина!»

Ответы на вопросы викторины  ищут дома. Срок – неделя.

Ребята должны определить, кому из учёных  принадлежат высказывания.

Высказывания учёных я использую в качестве эпиграфа  к урокам.

Например: «Слеп физик без математики» ( М.В.Ломоносов).

«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» (Ермаков).

Ребята любят отгадывать ребусы, кроссворды, составленные одноклассниками.  Игру по станциям заканчиваем  шифрограммой.

Учу детей проводить КВН в других классах. В этом году ученики  6 класса провели КВН в другой школе между детьми начальных классов.

Командам было дано домашнее задание: сочинить частушки, песню про математику, придумать эмблему, девиз, приветствие, прочитать про учёных математиков. После КВН жюри подводит итоги, а ведущие задают вопросы зрителям, которых заранее предупреждаю об этом.

Ребятам очень нравится принимать участие в математических играх и самим проводить их.

Каждую игру я заканчиваю словами о математике, например:

О, математика земная, гордись, прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой , светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаус окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в пролёте, как стрела,

Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

 Работаю с учениками дополнительно и индивидуально. Считаю, что успех приносит индивидуальная работа. Горжусь успехами моих учеников:

В  окружной математической игре «Танграм» среди учащихся  5 и 6 классов мои ученики  заняли первое место.  Чтобы достичь таких результатов, с детьми работала дополнительно после уроков.

 В 2014г. Илатовский Евгений стал победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников среди 5 классов.

В международной игре «Кенгуру» дети участвуют ежегодно, средний балл результативности выше, чем по России, в этом 2015  году ученик 6 класса Илатовский Евгений стал победителем района, в 2014 г. ученики 5   и  6 классов в районе были победителями.

В российской олимпиаде «Полиглот-плюс» по математике участвовал мой ученик Шпиц Сергей, по итогам которой был приглашён в г.Москву, он также стал  призёром Пермского чемпионата знаний, поступил  в Ломоносовскую гимназию г. Архангельска, успешно закончил её.

Пятиклассник  Хромцов Иван  стал призёром в общероссийской олимпиаде «Олимпус».

 Внеурочная деятельность воспитывает интерес к предмету, развивает любознательность, познавательную активность, помогает достигать высоких результатов по математике при сдаче ОГЭ: 2014 год – качество знаний – 50 %, 2015 год  - качество знаний – 100%.

Что помогает достигать успехов?

Индивидуальная работа, дополнительные занятия, которые провожу после уроков.

На дополнительных занятиях задания даю более сложные и ребятам говорю: «Умение решать задачи – тоже искусство, которое можно приобрести на практике, решая и решая каждый день».

«Пробуйте, пробуйте, – говорю ребятам, – поиск ответа на ранее неизвестную задачу всегда интересен. Пытайтесь! Пытайтесь снова и снова.

Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из великих математиков, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!»

 .Внеурочная работа расширяет знания учащихся, повышает их интеллект, мотивацию к предмету,  помогает сплочению классного коллектива, а самое главное – повышает интерес учащихся к изучению такого важного школьного предмета, как математика, показывает обучающимся, что математика – чудесная, а не сухая наука,  развивает очень важные личностные качества.

Список источников:

  1. «Занимательные задачи» автор Г.Б. Поляк 1948г.
  2. «Задания для подготовки к олимпиадам» автор О.Л. Безруков 2013г.
  3. «Математика в школе №3»\1968г. Н.А. Петровская «Вечер весёлых и смекалистых»
  4. «Математика в школе №5»\1989г. А.Г. Позднякова «Математический журнал в школе».
  5. Математические кружки в школе. 5-8 классы-М.: Айрис-пресс, 2005г. Фарков А.В.
  6. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе

Опыт использования проектной деятельности во внеурочной работе по географии и истории в 2011-2012 учебном году....

опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"

Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков...

"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"

         Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Имен...

Формы внеурочной работы со школьниками по математике

Данная статья иллюстрирует те формы внеурочной работы со школьниками по математике, которые используются в нашей школе....

Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования:    охране    и    укреплению    физического    и...

Опыт работы:"Внеклассная работа как одна из основных составляющих частей всестороннего развития воспитания школьников"

МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя физической культуры МБОУ «Марьяновская СО...

Опыт работы внеурочной деятельности педагога школы №1

Опыт работы внеурочной деятельности педагога...