Формы внеурочной работы со школьниками по математике
статья на тему

Тарасова Ольга Константиновна

Данная статья иллюстрирует те формы внеурочной работы со школьниками по математике, которые используются в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_vneurochnoy_raboty_po_matematike.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формы внеурочной работы со школьниками по математике.

    Сейчас постепенно возрождаются традиционные формы внеклассной  и внешкольной работы со школьниками по математике: математические кружки, факультативы, общества математиков, школьные и районные математические конференции, постоянно действующая школьная математическая стенная печать, живые школьные математические журналы, математические олимпиады различных уровней.

  Различают два типа внеклассной работы:

  • Внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала. Для них проводятся консультации, дополнительные занятия, семинары и т.п.
  • Внеклассная работа со школьниками, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности.  Содержание внеклассной работы со школьниками интересующимися математикой включает вопросы, которые выходят за рамки школьной программы по математике, а также вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика, математическая статистика.

В последнее время появилось и много новых популярных форм внеклассной и внешкольной работы по математике: турниры, математические бои, конкурсы-соревнования, нестандартные олимпиады (дистанционные, очные, заочные). Появились спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов. Одной из самых распространенных форм внеклассной работы является неделя (декада, месячник) математики. Эта форма работы очень популярна и в нашей школе, так как привлекает к участию большое количество школьников. Целью этого мероприятия являются:

  • популяризация предмета;
  • повышение интереса школьников к математике;
  • выявление способных к математике учащихся.

Для подготовки декады математики в нашей школе создается Совет учителей школы, создается план организации и проведения декады и расписание мероприятий. В план включаются викторины, конкурсы, КВН, математическое ШОУ, выпуски стенгазет, живой математический журнал, конкурс математической сказки, научно-практическая конференция и т.п.

При организации декады математики мы решаем традиционные вопросы: математические мероприятия должны быть не только содержательными, но и зрелищными, занимательными, увлекательными для наибольшего числа учащихся. Для этого надо в содержании мероприятий умело сочетать строгость математических формул с уместной шуткой, юмором, творчеством, находить необычные, нестандартные формы проведения конкурсов, состязаний, игр. Такой увлекательной формой в нашей школе стало проведение математического ШОУ, в которое включается математический спектакль «Колесо фортуны», в подготовке которого принимает участие большое количество школьников различных классов.  Каждый год тема спектакля и всего ШОУ разная. Этот праздник математики дает возможность всем желающим школьникам проявить себя и представить математику в неожиданном ракурсе.

Традиционно в нашей школе проводится игра «Математический лабиринт» для учащихся основной школы. Эту игру организуют учителя математики и физической культуры, а также школьники 10-11 классов. В игру включаются задания по математике, взятые из ВПР и диагностических работ в сочетании с элементами спортивного ориентирования.

Ежегодно финалом декады математики является математическая конференция школьников «Через тернии к звездам», которая служит итогом научно-практической исследовательской проектной деятельности учащихся.

Защита проектов дает возможность учащимся выступить в роли публичных докладчиков. При оценке проектов учитывается глубина исследования, экспериментальная составляющая, продуманность, осознанность и доступность изложения материала, наглядность, логика и четкость выводов.

Лучшие проекты отмечаются грамотами, дарственными книгами.

В заключение всех внеклассных мероприятий декады проводится награждение учащихся, вручаются грамоты, призы, сувениры.

Итак, при вовлечении учащихся во внеурочную деятельность, существуют, по крайней мере, два результата. Первый- это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение.

Второй результат- это собственно та видимая часть айсберга, которая позволяет оценить уровень сформированности компетенций учащегося.

Делать окончательные выводы об эффективности формирования ключевых компетенций во внеурочной деятельности учащихся можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах жизни. Сегодня же можно сказать, что те ребята, которые активно участвовали во внеурочной деятельности, становятся более успешными в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися

В данной статье описаны формы внеурочной работы с одаренными детьми...

Клуб интернациональной дружбы как форма внеурочной работы по изучению английского языка.

Курсовая работа по организации клубов интернациональной дружбы в современной школе. Представлена историческая справка по организации КИДов в СССР. Даны методические рекомендации по составлению програм...

Методы и формы внеурочной работы по истории.

Углубление знаний, по­лученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы....

«Современные формы внеурочной работы с классом»

Опыт успешной творческой работы с классом, в основном рассказывающий о таких современных игровых формах, как геокешинг и квест. Может быть полезен в краеведческой работе....

Формы внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье показан опыт внеурочной работы с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад "Формы внеурочной работы по иностранному языку"

Выступление на августовском семинаре учителей иностранного языка...

статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"

В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района....