"Гордимся, помним."
материал на тему

Романова Людмила Михайловна

 

Работа рассказывает об особенностях подготовки и проведения школьных мероприятий, посвещённых Месячнику воинской славы. Мероприятия организованы с учётом возрастных особенностей обучающихся для начальной, основной и средней школы. Отмечается особая роль школьного музея в организации и проведеннии мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordimsyapomnim.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хиславичская средняя школа»

Реферат не тему:

«Гордимся, помним»

Работу выполнила:

Романова Людмила Михайловна

учитель истории и  обществознания

МБОУ «Хиславичская СШ»


Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

Мероприятия для начальной школы        5

Мероприятия для основной школы        6

Мероприятия для старшей школы        8

Заключение        11

Литература        13


Введение

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колено пред памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт,  ничто не забыт.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Мужество, любовь к Отчизне, готовность защищать Родину, дисциплинированность -  вот те моральные качества, которые закладываются еще на школьной скамье. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и насколько сильно это чувство будет развито в человеке, настолько сильным и жизнеспособным будет общество. Музей – это нравственная опора, которая помогает формировать патриотические чувства. Музейная работа – цент патриотической работы в школе, средство воспитание общественной активности, средство сплочения школьного коллектива, источник самообразования. Особую роль играет музей в изучении истории Великой Отечественной войны. Это место, где школьники могут реально соприкоснуться с событиями той Великой войны.

Увидеть, потрогать своими руками и тем более принять участие непосредственно в работе по увековечиванию памяти о тех событиях и о героях войны все это оставляет неизгладимый след и заставляет ребят переосмыслить и оценить по-новому то, что они знали раньше и то, с чем им пришлось столкнуться в процессе работы.

Соприкасаясь с историей войны, школьники должны научиться анализировать ее причины, характеризовать ее события, различать справедливость и несправедливость различных точек зрения на происходившие события.

Все это необходимое условие воспитания чувства справедливости, уважения к ратному подвигу, героизму советских солдат в борьбе за свое достоинство, свободу и независимость. Эти же цели должны быть поставлены при изучении Великой Отечественной войны. Однако перед теми, кто ответственен за духовное становление подрастающего поколения, стоит еще одна задача. Во имя миллионов наших соотечественников, погибших и выживших в небывалой в истории человечества войне, во имя тех, кто своим  подвигом приближал Великую Победу. Мы должны донести историческую правду о тех страшных годах до молодого поколения. Пусть эта правда пробуждает у ребят сопереживание и гордость, радость и гнев - те чувства, которые играют важнейшую роль в формировании национальной идентичности, причастности к историческому пути своей страны, к национальной памяти.

Не менее важным является осмысление исторической роли нашей страны в победе над фашизмом, осознание той цены, которую заплатил народ за Победу. Изучение Великой Отечественной войны помогает решить очень важные задачи:

  • Формирование у учащихся гражданско–патриотических качеств;
  • Осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе;
  • Формирование чувства гордости за свое Отечество;
  • Преклонение перед стойкостью и мужеством солдат, сражавшихся на фронте и тех, кто день и ночь трудился в тылу, приближая победу;
  •  Уважение к старшему поколению;
  • Воспитание ненависти к фашизму и насилию;
  • Формирование у учащихся активной позиции – неприятия нарушения прав человека, извращения прошлого русского народа и других народов страны.

Основная часть

В рамках подготовки к проведению Месячника воинской славы на базе музея  была организована работа по подготовке и проведению мероприятий с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Началом проведения стал Всероссийский единый урок, посвящённый Юбилею Победы.  В подготовке и проведении урока принимали активное участие ребята, занимающиеся в кружке «Память» при  школьном историко-краеведческом музее.

Мероприятия для начальной школы

Младший школьный возраст  представляет  большие  возможности  для формирования нравственных  качеств и положительных черт личности. У школьника в это время развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Податливость и внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования моральной личности. С учетом этих особенностей для учеников начальной школы на базе музея были проведены мероприятия: классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне. Занятия были подготовлены и проведены обучающимися 9-11 классов (актив музея) совместно с классными руководителями, руководителем музея.

Активное участие принимали ребята в конкурсе стихов о войне, проходившем в школьном музее.

Все ребята с интересом принимали участие в акции «Письмо с фронта»,  вместе с классными руководителями, старшеклассниками из актива музея они подготовили  выставку, состоящую из писем бойцов, присланных с фронта.

Специально для младших классов были подготовлены экскурсии, посвящённые событиям Великой Отечественной войны на территории нашего района.  Старшеклассники – экскурсоводы рассказали о том, как и когда наш посёлок был аккупирован фашистскими захватчиками, как было организовано сопротивление на оккупированной территории, дети увидели знамя дивизии, освободившей посёлок Хиславичи в 1943 году. Копия знамени была передана в дар школьному музею.

Самый большой интерес вызвала выставка «Военные находки», где представлены части оружия, патроны, остатки мин и снарядов, найденные на местах боёв в нашем районе.

О военных находках, о боях, происходивших в посёлке,  ребятам рассказал руководитель местного поискового отряда «Хослав», который активно сотрудничает со школьным музеем. Он рассказал о том, чем занимается поисковый отряд, как проходит их работа, ответил на многочисленные вопросы. По окончании экскурсии экскурсоводы представили ребятам свою  презентацию «Полководцы Победы».

Итогом всех мероприятий стала викторина «Что я знаю о войне?», где ребята смогли показать свои знания.

Мероприятия для основной школы

Данный возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно, организованно. Мышление становится все более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, мышление подростка приобретает критичность. Учитывая это, ребятам предлагалось быть не просто участниками , но и соавторами проводимых мероприятий.

Обучающимися  восьмых и девятых классов был собран материал и подготовлена выставка «Педагоги школы – участники Великой Отечественной войны».  В процессе подготовки выставки ребята работали с материалами из архива музея, беседовали с жителями посёлка, использовали материалы местной газеты. Материал был оформлен в форме презентации.

На протяжении нескольких месяцев участники кружка «Память» и ребята 5-8 классов работали над проектом  « Не забыть нам этой даты, что покончила с войной…». В ходе работы был собран материал о местных жителях, которые с оружием в руках на фронте сражались с врагом, о тех, кто в тылу своим трудом приближал победу, кто оказался на оккупированной территории и по мере возможности боролся с фашистами. О тех, кто прошёл страшные испытания в немецких концлагерях, но не был сломлен духом, кто после освобождения не покладая рук восстанавливал разрушенное хозяйство. Ребята встречались с местными жителями, по крупицам собирали их воспоминания, перечитывали письма тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, беседовали с их близкими и родственниками. Итогом этой работы стал проект, представленный в ходе месячника воинской славы.

Для учащихся среднего звена старшеклассники на базе музея провели  уроки, посвящённые геродам-героям и городам воинской славы.

Самым незабываемым для ребят  мероприятием стала встреча с ветераном педагогического труда, человеком много лет проработавшим в нашей школе, очевидцем тех далёких военных событий – Ольгой Ивановной Семёновой и Волоцуевым Андреем Алексеевичем – руководителем поискового отряда «Хослав». Затаив дыхание ребята слушали рассказ Ольги Ивановны о том, как совсем девчонкой она проводила на фронт своего отца, как в дереню пришли немцы и начались страшные дни и ночи, как  в посёлке расстреляли сотни евреев. Много интересного рассказал о своей работе руководитель поискового отряда. Ребята узнали имя советского солдата, своего земляка, медальон которого был обнаружен совсем недавно.  

Завершился месячник воинской славы для ребят конкурсом творческих работ «Поклонимся Великим тем годам». Лучшие работы были представлены в школьном музее.

Мероприятия для старшей школы

Юность – период расцвета умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений, объяснить их взаимосвязь и взаимозависимость. Юношеский возраст время самоутверждения, роста самосознания. В это время ребята, накопившие опыт творческой деятельности, являются уже авторами проводимых мероприятий.

В рамках проекта «Знамя Победы» для обучающихся 9-11 классов прошли открытые уроки.  На уроки были приглашены: руководитель поискового отряда и учитель, ветеран педагогического труда, находившейся на оккупированной территории. Урок состоял из нескольких блоков. Первый блок был посвящён причинам Великой Отечественной войны. Основное внимание во второй части занятия обращалось на искажения, которые допускаются в изложении исторических фактов о Великой Отечественной войне и о роли СССР в победе. В третьей части говорилось о роли Смоленской земли, вставшей на пути врага к Москве. Четвёртый блок- описание Знамени Победы. Ребятам была представлена точная копия Знамени Победы. Руководитель поискового отряда рассказал о том, как знамя было водружено над Рейхстагом нашим земляком Михаилом Егоровым. Затем все ребята смогли сами поучаствовать в изготовлении копии Знамени  Победы.  Перед собравшимися ребятами  выступила Ольга Ивановна Семёнова, которая пережила все ужасы оккупации, была свидетелем того, что на самом деле представлял из себя «новый порядок», который фашисты устанавливали на захваченной советской земле.

На протяжении всего года на базе музея велась работа по подготовке к празднованию 70-летия  Победы. Итогом этой работы стали проекты представленные   в ходе месячника воинской славы старшеклассниками .

Проекты «Великая Отечественная война в судьбе моего народа», «Память о войне», «Великое не может быть забыто» рассказывают  о нелёгкой судьбе наших земляков - ветеранов войны. Ребята, опираясь на воспоминания ветеранов, сведения из их личных архивов,  представили их славный военный путь, рассказали о том, как сложилась их судьба после окончания войны, о наградах и заслугах этих людей.

Для старшеклассников на базе музея прошли уроки, посвящённые величайшим битвам Великой Отечественной войны.

Смоленская земля обильно полита кровью, не один раз она вставала на пути врага к Москве.  Смоленщина испила полную чашу страданий и в самой страшной войне человечества. По многочисленным свидетельствам очевидцев Днепр неоднократно становился кроваво-красным за время этой беспощадной бойни. Летом-осенью 1941 года на Смоленской земле серьезно и фатально забуксовал знаменитый немецкий блицкриг. Именно на Смоленской земле фашисты испытали на себе новое оружие «Катюша». Здесь истекая кровью, сражалась гвардия, давая время Москве собрать силы. На более чем два года область стала фронтовой и была полностью оккупирована. Это время характеризуется жесточайшими попытками фашистов насадить на захваченных территориях свой порядок. Но здесь, с самых первых дней прихода врага, ни на минуту не прекращалось героическое сопротивление.

Круглый стол  «Война на земле Смоленской» был посвящён событиям на смоленщине в 1941-1945гг. Участники круглого стола выступили с сообщениями и презентациями: «Ельнинское контрнаступление», «Рождение гвардии», рассказывающими о контрнаступлении проведённом силами 24-й, 43-й армий и Резервного фронта под командованием Жукова. Несколько дивизий были удостоены звания гвардейских, что стало началом возрождения отечественной гвардии,  презентация «Смоляне – герои Советского Союза»  рассказывает о подвигах наших земляков в годы войны, «Партизанское движение на Смоленской земле»  посвящено героическому сопритивлению смолян на оккупированной врагом территории, «Освобождение» рассказывает о кровопролитных боях, проходивших в августе–сентябре 1943года,  в результате которых область была очищена от захватчиков.

По материалам архива местной газеты участники кружка «Память» подготовили выставку о хиславичанах - героях Советского Союза «О героях былых времён».  Ребята представили собранный ими  материал о Кудрявицком Давиде Абрамовиче, Сергеенкове Николае Семёновиче, Заикине Иване Евдокимовиче, Берестневе Павле Максимовиче, Шилкине Михаиле Кузьмиче.

Старшеклассники были приглашены на районный День призывника, где им  для передачи в школьный музей торжественно было вручено Знамя 277 стрелковой дивизии, которая с августа по октябрь вела наступательные бои на Рославльском направлении и освободила посёлок Хиславичи.

Завершились мероприятия литературно-творческим конкурсом «Строки, опалённые войной» на котором ребята представили своё литературное творчество, посвящённое Великой Победе.


Заключение

Всё дальше и дальше уходит в прошлое самая кровопролитная из всех воин. Позади дни и ночи неимоверных трудностей, горя, несчастья, страданий. Наше поколение о войне знает по кинофильмам, по произведениям литературы. Но чем дальше это событие, тем больше возможности преподнести правду о нём искажённо, что и происходит в настоящее время.  В забвение стали уходить такие понятия, как « Родина», «защита Отечества», «героизм», «патриотизм». А ведь именно на героических примерах воспитывались многие поколения наших соотечественников. В том числе и славное поколение победителей-фронтовиков Великой Отечественной войны. В этих условиях особое значение приобретают мероприятия, проводимые на базе музея. Ведь ничто не заменит той правды о войне, которую увидели ребята, читая едва различимые строки, пожелтевших солдатских писем, разглядывая подлинные документы советских бойцов, прикасаясь к «замершим» снарядам той войны. Ничто не заменит всей правды о войне, о тех ужасах, которые пришлось пережить, как встречи с людьми, которые были свидетелями тех событий.

Никто из ребят не остался в стороне, каждый в той или иной мере  принял участие в проведении месячника и проявил себя. Большая работа по подготовке и проведению месячника воинской славы в музее была выполнена  ребятами, которые являются активными участниками кружка «Память» и членами актива музея. На протяжении всего времени ребята работали творчески, целенаправленно. Активно взаимодействуя с классными руководителями, обучающимися, учителями, жителями посёлка, общественными организациями.  Все классные коллективы приняли участие в мероприятиях, проходивших в музее. После экскурсий, которые провели экскурсоводы-старшеклассники и встречи с руководителем поискового отряда «Хослав» многие ребята изъявили желание принять участие в работе школьного музея.

Можно с уверенностью сказать, что вся та работа,  которая была проведена  укрепила в ребятах чувство гордости за своё Отечество, чувство преклонения перед стойкостью и мужеством солдат, заплативших своими жизнями за мир, чувства уважения к старшему поколению, тем кто внёс свою лепту в дело Победы в тылу.


Литература:

  1. « Музей и школа: Пособие для учителя», Т.А. Кудрина, Москва, «Просвещение», 1985г.
  2. Сичинова В.А «Экскурсионная работа: из опыта: пособие для учителей» «Просвещение», 1987г.
  3. Методическое пособие по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Владимир, 2003г.
  4. Лушников И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации/ И.Д. Лушников; Департамент образования волого. Обл., Вологод. Ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО,  2014.- 64с.  (Серия  « Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательный школы на ценностной основе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский классный час "Гордимся,помним"

Всекубанский классный час  «Гордимся, помним!» является кульминацией серии классных часов, посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны, начавшейся с классного часа «100 дней до Вел...

Гордимся! Помним!

СценарийВсекубанского классного часа«Гордимся,помним!»...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Гордимся, помним!», посвященный 70-й годовщине Победы. ...

Цели:воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.Задачи:расширение знаний учащихся о героической истории нашего н...

Доклад "Гордимся, помним!" ( на татарском языке)

Цель выступления:  знакомства школьников с героическими страницами истории России, а также формирования положительной нравственной оценки подвига во имя Родины....

Реферат тема: «Гордимся, помним»

Поколения связаны одной нитью, слабой и непрочной. Это нить – память. Мы не те, от кого будет зависеть, насколько прочной будет она. Память – это способность сохранить и воспроизвести в сознание...

рисунки "Гордимся, помним, сохраним!"

Рисунки изостудии "Фантазия" Балаклавского ДДиЮТ города Севастополя...

Разработка Единого Всекубанского классного часа ,, ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ ! “

Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся Задачи: - расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ; - воспитывать...