Планирование тренировочного процесса и контроль за уровнем развития специальной силы в рукопашном бое
статья на тему

Рязанов Сергей

За последние годы результаты спортсменов значительно выросли и больше внимания уделяют воспитанию специфических скоростно-силовых качеств, выносливости, применяя методы, повышающие функциональный потенциал спортсменов -рукопашников. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту – снижению результатов.

Специальная силовая подготовленность имеет определенную специфику, которую необходимо учитывать при построении тренировочного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryazanov._statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование тренировочного процесса и контроль за уровнем развития специальной силы в рукопашном бое

Рязанов С.А.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6»

За последние годы результаты спортсменов значительно выросли и больше внимания уделяют воспитанию специфических скоростно-силовых качеств, выносливости, применяя методы, повышающие функциональный потенциал спортсменов -рукопашников. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого может привести к обратному эффекту – снижению результатов.

Специальная силовая подготовленность имеет определенную специфику, которую необходимо учитывать при построении тренировочного процесса.

Спортсмен многократно повторяет разнообразные движения, выполняя их с оптимальной силой, поэтому результат зависит не столько от уровня развития абсолютной силы, сколько от длительности сохранения нужного уровня этого развития.

Улучшение спортивных результатов существенным образом зависит от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвященных изучению средств и методов тренировки  немного. Но и в этих немногих рекомендациях нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес. Рекомендации по объему нагрузки также небесспорны, поскольку приводятся они в основном без учета спортивной подготовленности и возраста занимающихся. Кроме того, противоречивость взглядов авторов проявляется также в определении соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, времени,  затрачиваемого на преодоление этого отрезка, в зависимости от этапа и периода подготовки. Подобная широта мнений по методике развития силовых качеств нередко ставит тренеров – преподавателей и спортсменов в затруднительное положение при выборе тренировочных нагрузок.

При планировании тренировочных занятий, прежде всего необходимо определить конкретные задачи, которые предстоит решить в многолетней подготовке спортсмена, в годичном цикле тренировки и на отдельных этапах. Исходя из намеченных задач, рассчитывают допустимый объем специальной и общефизической подготовки для данной категории спортсмена на каждом этапе круглогодичной тренировки, систематизируют средства подготовки.

        Весь тренировочный процесс должен быть строго подчинен основным принципам спортивной тренировки, разработанным теорией физического воспитания. К ним относят принцип единства общей и специальной подготовки, специфической направленности, повторности и вариативности тренировочного процесса, волнообразности и цикличности нагрузок.

Успех спортивной подготовки во многом зависит от правильного использования тренером - преподавателем основных методов обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, прочности.

В своей работе тренер - преподаватель может использовать схему планирования тренировочной работы с юными спортменами в годичном цикле. Для этого он должен заранее спланировать распределение объема тренировочных средств по каждому разделу.

По мере приближения к соревновательному периоду соотношение средств тренировки в подготовке необходимо изменить. В тренировках соревновательного периода для поддержания достигнутого уровня развития специальных силовых качеств и дальнейшего их развития применяют в основном  упражнения скоростно-силовой направленности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что только при правильном планировании, т. е. с учетом подготовленности спортсмена, его квалификации, возраста, стажа занятий, можно добиться значительного роста спортивного мастерства.

Контроль за уровнем подготовки спортсменов является неотъемлемой частью физического воспитания. Высокие результаты могут быть достигнуты лишь при оптимальном уровне развития основных физических качеств и высоких функциональных возможностях организма. Стабильность результатов зависит от продолжительности сохранения на протяжении достаточно длительного времени достигнутого оптимального уровня.

В процессе тренировочной работы необходимо регулярно проводить контрольные соревнования и прикидки и анализировать полученные данные. Это обязательное условие при воспитании спортсмена высокой квалификации.

Для контроля за уровнем развития основных физических качеств, и в первую очередь за развитием специальной силы, применяют контрольные упражнения. При обследовании (тестировании) спортсменов показанные результаты следует сопоставить с ранее полученными лучшими достижениями. Если у испытуемого личные результаты улучшились или, по крайней мере, не ухудшились, то можно считать, что у спортсмена хорошая физическая подготовленность. Если результаты последних обследований ниже лучших показателей, то необходимо увеличить объем тренировочных средств по развитию отстающих мышечных групп или изменить методику тренировки. Однако следует иметь в виду, что снижение уровня развития специальной силы на контрольных соревнованиях может быть обусловлено не только недостаточной в данное время физической подготовленностью, но и неправильной организацией, методикой, тактикой соревнования проведения, болезнью спортсмена, психологической неуравновешенностью.

Контрольный норматив должен быть простым и доступным для спортсменов обследуемого возраста и данной спортивной подготовленности.

Контроль за уровнем развития специальной силы тренер должен вести в специальном журнале. Тренеру-преподавателю необходимо иметь следующие данные о каждом спортсмене: фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения, спортивный разряд, стаж занятий рукопашным боем, место учебы, домашний адрес, телефон.

Таким образом, улучшение спортивных результатов  существенным образом зависит от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Генетически закономерным для многих является сложный, широковариативный темп индивидуального биологического развития, что повышает нестабильность в динамике спортивных результатов. В процессе возрастного развития происходят естественные количественно-качественные изменения скелетных мышц.

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных влияний генотипа и среды.

Успех спортсмена во многом зависит не только от его одаренности, способностей, но и от знаний и умений, опыта и мастерства педагога. При выборе средств и методов развития специальной силы тренер должен учитывать уровень физической и специальной подготовленности занимающихся и характерные особенности развития организма, присущие каждому возрастному периоду. Любое специальное упражнение (средство), направленное на воспитание силы, выносливости и быстроты, дает наибольший эффект в том случае, если нужное качество воспитывается целенаправленно в благоприятных для его развития период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология педагогического контроля и самоконтроля учебно-тренировочного процесса

В материале освещены вопросы планирования учебно-тренировочного процесс секции волейбола....

Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Итоги экспериментально-опытной работы: Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе....

Перспективное планирование тренировочного процесса по виду спорта Бокс

В материале представлены плановые показатели по освоению обучающимися программы тренировок на всех этапах спортивной подготовки...

Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе

Баскетбол – является одной  из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих ...

Инновационный подход при планировании тренировочного процесса спортсменов биатлонистов

В данной статье раскрывается методика применение нейронных сетей для решения задачи планирования оптимальной тренировочной траектории для  спортсменов биатлонистов на основе имеющихся данных.Особ...

Организация тестирования пловцов как одна из составляющих оценки подготовленности и контроля состояния организма в многолетнем тренировочном процессе.

В результате воздействия на организм спортсмена  физических нагрузок в процессе тренировок функциональное состояние  неизбежно меняется. Направленность, характер и степень этих изменений...