Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Итоги экспериментально-опытной работы: Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalno-opytnaya_rabota.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» С.УСПЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся

 среднего звена посредством применения специальных упражнений

 в учебно-тренировочном процессе.

Автор опыта: Цапко Григорий Иванович

тренер-преподаватель

по легкой атлетике

МБУ ДОД ДЮСШ

с.Успенского

2011год

Содержание

I. Информация об опыте………………………………………………………….

1.1. Условия возникновения, становления опыта………………………………

1.2. Актуальность опыта………………………………………………………….

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………….

1.4. Длительность работы над опытом…………………………………………..

1.5. Диапазон опыта………………………………………………………………

1.6.Теоретическая база опыта. …………………………………………………..

1.7. Степень новизны……………………………………………………………..

II. Технология опыта……………………………………………………………...

2.1. Определение цели………………………………………………………….…

2.2. Постановка задач……………………………………………………………..

2.3. Организация УВП…………………………………………………………….

2.4. Отслеживание результатов…………………………………………………..

2.5. Оценка результативности……………………………………………………

III. Библиографический список………………………………………………….

  1. Информация об опыте

Тема:  Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений  в учебно-тренировочном процессе.

1.1. Условия возникновения

Детско-юношеская спортивная школа находится в селе Успенском муниципального образования Успенский район, которое является районным центром.

Школа находится в благоприятном социально-культурном окружении, в её микрорайоне расположены  образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей и культуры. Социально-культурное окружение представлено на схеме:

Традиционное обучение в общеобразовательных школах не позволяет обеспечить в полной мере развития физических способностей учащихся.

Контингент учащихся разнороден и представлен разными социальными слоями:

75% родителей - рабочие;

16% родителей - служащие и интеллигенция;

10% родителей - не   имеют   постоянной  работы   или   не работают совсем. Следствие этого - разный уровень физического развития учащихся. Дети приходят в спортивную школу с ослабленным иммунитетом, низким уровнем физических кондиций, низким уровнем адаптационных возможностей организма учащихся к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Однако современному  обществу нужны образованные, физически развитые люди, которые умеют самостоятельно принимать ответственные решения, в   ситуации выбора прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности, умеют трудиться.

В условиях этих противоречий возникла идея совершенствования скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

1.2. Актуальность опыта

Как показывает анализ литературы, данная проблема становится актуальной потому что, высокая социальная, прикладная и спортивная значимость баскетбола определяет интерес к научным исследованиям по всему спектру проблем, многолетней подготовки занимающихся. Необходимость интенсификации и специализации тренировочного процесса, являющихся условиями дальнейшего роста результатов, заставляет вести поиск все новых эффективных тренировочных средств.

Средний школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка. В данный период более интенсивно развиваются физические качества, в том числе скоростно-силовые.

Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки.

Известно, что возраст 10-14 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость, быстроту. В специальной литературе также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных для развития определенных физических качеств и координационных способностей физического потенциала ребенка.

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате школьники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие физических качеств.

        Данная работа позволит молодым тренерам-преподавателям познакомиться с особенностями совершенствования скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

1.3. Ведущая педагогическая идея  

Целенаправленное и высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты достигаются только тогда, когда предъявляются конкретные требования и характеристики движений и используются лимитирующие звенья при выполнении избранного вида.  В этом случае важно индивидуально подобрать средства, которые отвечают специфике проявляемых качеств в основном – соревновательном упражнении.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2006 по 2011 год.

2006-2007 гг. - выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и средств их решения;

2007-2008 гг. - этап корректировки задач, методов и средств достижения целей;

2008-2011 гг. - становление опыта, оценка результатов.

1.5. Диапазон опыта  

Учебные, учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях различного уровня, сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов, туристские походы.

1.6. Теоретическая база опыта

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых по теории и методике спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, М. Я. Набатникова, В. Н. Платонов, Н. Г. Озолин, А.А. Виру, В.И. Дубровский, В.Н. Селуянов), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (В.М. Зациорский, С.М.Вайцеховский, Ю.В. Верхошанский); современные подходы к организации и управлению тренировочным процессом спортсменов (Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков, Ю. В. Верхошанский, П.К. Анохин, Д. Д. Донской, В.М. Зациорский, В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.П. Платонов), современные представления об адаптационных возможностях организма спортсменов при выполнении различных физических нагрузок (Р.М. Баевский, Ф.3. Меерсон, Н.К. Цепкова, О.В. Бирюкова, А.Г. Кочетков).

Для решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, аналитическое определение основных биомеханических характеристик, влияющих на спортивный результат, теоретическое обоснование оптимальных тренировочных нагрузок в скоростно-силовых упражнениях, определение основных скоростно-силовых характеристик спортсменов.

  1. Степень новизны:

Данная работа позволяет получить выражение максимально возможного спортивного результата в зависимости от возможностей юных спортсменов в скоростно-силовой подготовке.

  1. Технология опыта.

Цель: найти наиболее эффективные методы совершенствования скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Задачи:

  1. Изучение научной литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей развития скоростно-силовых качеств.
  3. Выявить основные средства и методы совершенствования скоростно-силовой подготовки.

Одним из основных средств совершенствования скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена являются учебно-тренировочные занятия, включающие в себя подвижные и спортивные игры, занятия на открытом воздухе, закаливающие мероприятия, а также посещение спортивно-оздоровительного лагеря, туристские походы, участие в спортивно-массовых мероприятиях.

Анализ существующей практики показывает, что применяемая сегодня во многих видах спорта методика воспитания специальных скоростно-силовых качеств, требует принципиального пересмотра. Особенно это относится к скоростно-силовым видам спорта, в которых соревновательная величина преодолеваемых сопротивлений значительно ниже предельно возможной.

      Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

- абсолютная, как максимальное мышечное усилие,  которое  можно  развивать  в статическом и динамическом режиме;

- взрывная как способность мышц достигать максимума проявления силы по  ходу движения в возможно меньшее время;

- быстрая, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

- силовая  выносливость  как  способность  совершать  длительные   мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Условно все специальные упражнения, используемые для развития скоростно-силовых  качеств можно разбить на три группы:

1. Упражнения с  преодолением  собственного  веса  тела:  быстрый  бег  по прямой,  быстрые  передвижения  боком,  спиной,  перемещения  с   изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на  одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а  также  упражнения,  связанные  с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением

(пояс, жилет,  манжетка,  утяжеленный  снаряд).  К  этим  упражнениям  можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые  упражнения,  метания  и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

Система специальных упражнений  скоростно-силовой  подготовки  направлена  на  решение основной задачи - развитие быстроты  движений  и  силы  определенной  группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям:  скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростное направление  предусматривает  использование  упражнений  первой группы,  с  преодолением  собственного  веса,  упражнений,   выполняемых   в облегченных  условиях.  К  этому  же  направлению  можно   отнести   методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и  сложной):

- метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой  сигнал;

- расчлененный метод выполнения различных технических приемов по  частям  и  в облегченных условиях.

Скоростно-силовое  направление  ставит  своей  целью  развитие   скорости движения  одновременно  с  развитием  силы  определенной   группы   мышц   и предполагает  использование  упражнений  второй  и   третьей   группы,   где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Практический опыт работы  и  результаты  ряда  исследований  показали,  что уровень развития абсолютной силы мышц для легкоатлетов не играет существенной роли в достижении высоких спортивных результатов.  Более значимы  взрывная  и  быстрая   сила   и   особенно   динамическая   силовая выносливость,  обусловливающие  уровень  развития  специальной  выносливости легкоатлетов.

В  процессе  многолетней  скоростно-силовой  подготовки спортсмена  можно выделить несколько этапов.

  1. Этап начальной подготовки.

Основная цель - содействие гармоничному  формированию  растущего  организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических  качеств, устранение недостатков физического развития.

Развитие  скоростно-силовых  качеств  на   этом   этапе   подготовки   носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных  упражнений   в   учебно-тренировочном   процессе значительное место отводится  подвижным  и  спортивным  играм,  всевозможным эстафетам,    которые    вызывают    эмоциональный  подъем    и    большую заинтересованность обучающихся. В комплексах специально-подготовительных  упражнений  их  количество  должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции"  -  от 6  до  15  раз,  время  выполнения  комплекса  с  учетом   общего   времени, затраченного на упражнения  и  активный  отдых  -  12-15  мин.  Дети  этого возраста  более  расположены  выполнять  кратковременные   скоростно-силовые упражнения,   поэтому   в   тренировке    чаще    используются    прыжковые, акробатические и динамические упражнения.

Основные методы: метод повторного выполнения  скоростно-силового  упражнения без отягощения и с небольшим  отягощением,  метод  упражнения,  выполняемого при смешанном (ауксотоническом), режиме  работы  мышц,  применение  игрового метода с широким использованием  упражнений  из  различных  видов  спорта  и подвижных игр.

2. Этап спортивной специализации.

Основная цель - повышение объема  и  интенсивности  тренировочных  нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств. Стремление  многих  тренеров  увеличить  объем  беговых  средств,  выполнить достаточно  высокий   разрядный   норматив   приводит   к   быстрому   росту результатов,  что  в  дальнейшем  неизбежно   сказывается   на   становлении спортивного  мастерства.  Разносторонняя  подготовка  на  этом   этапе   при небольшом  объеме  беговых  средств  более  благоприятна  для   последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные  задачи:  развитие  мускулатуры спортсмена  в  целом  (в  частности  - укрепление мышечного корсета), укрепление здоровья,  создание  двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных  двигательных  навыков,  в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая  подготовка  на  этом  этапе,  направленная  на   развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

- скоростное, где решается задача повышения скорости бега:  бег  со  старта,

ускорения, бег под гору, по ветру;

- скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или  с  небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против  ветра,  в  гору,  по опилкам, песку и т.д.;

- силовое - парные и  групповые  упражнения  с  сопротивлением,  акробатика, гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по  канату и т.д.), силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы: метод  динамических  усилий,  метод  повторного  выполнения статического  и  динамического  силовых   упражнений,   широкое   применение игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.

Основная цель - неуклонное повышение объема  и  интенсивности  тренировочных нагрузок,   специализированная   работа   по   совершенствованию    основных физических качеств.

Важной  задачей  является  то,  что   развитие   скоростно-силовых   качеств необходимо осуществлять главным образом путем  применения  скоростно-силовых упражнений,   где   силовые   способности спортсмена    достигают    максимума преимущественно  за  счет  увеличения  скорости  сокращения  мышц:  бег   на короткие дистанции, всевозможные  "короткие"  прыжки,  "длинные"  прыжки  на отрезках 30-60  м,  метание  (ядер,  камней,  набивных  мячей)  относительно небольшого  веса  -  2-4  кг).  На  этом  этапе   подготовки   целесообразно использовать  физические  упражнения,  которые  воздействуют   на   мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные методы: метод повторного упражнения,  круговой  метод,  комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

4. Этап реализации спортивного потенциала.  Основная  цель  -  значительное повышение объема и интенсивности  тренировочных  нагрузок,  в  том  числе  и скоростно-силовых.

Основная  задача  -  максимальное   использование   тренировочных   средств, способных вызвать бурное  протекание  адаптационных  процессов.  Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах. Скоростно-силовая  подготовка  строго  дифференцирована.  Средства,  методы, режим  работы  мышц,  величина   сопротивлений,   интенсивность   выполнения упражнений, количество  повторений,  длительность  и  характер  отдыха  дают возможность  решить  в  методическом  плане  важную   проблему   специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Основные  методы:  метод  повторного  выполнения   силового   упражнения   с отягощениями  малого  и   среднего   веса,   метод   повторного   выполнения статического и динамического силовых упражнений, комбинированный и  круговой методы.

Выполнение значительного объема скоростно-силовых упражнений на  этом  этапе препятствует стабилизации уровня  быстроты;  возникновению  так  называемого "скоростного барьера". Ведущая роль  в  процессе  увеличения  скорости  бега должна  быть  отведена  методу  повторного  использования  скоростно-силовых упражнений.

5. Заключительный этап.

Основная  цель  -   сугубо   индивидуальный   подход   к   тренировочным   и

соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт  спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти  резервы в  вариантах  планирования  тренировочной   нагрузки,   выявлении   наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки.

С целью развития скоростно-силовых качеств,  применяются следующие режимы:

- при  выполнении  основного  упражнения  — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы  мышц);

- при выполнении  специальных   упражнений   —   динамический   (с   акцентом   на преодолевающий  характер  работы  мышц  или  на  сочетание   уступающего   и преодолевающего  характера  работы   мышц);  

- при   выполнении   специально-вспомогательных   упражнений   —   статический   режим,    характеризующийся «пассивным» напряжением, а  также  сочетание  динамического  (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом,  характеризующимся  «активным» напряжением.          Для развития  скоростно-силового  потенциала  очень  эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на  сочетание  уступающего  с преодолевающим характером работы мышц (в особенности  в  видах  спорта,  где преодолевающему характеру  работы  предшествуют  значительные  напряжения с уступающим характером  работы  мышц  —  прыжки,  метания, катание на коньках и др.).

    Используемая  для  развития   специальных   скоростно-силовых   качеств

величина   преодолеваемого   сопротивления   равна   соревновательной    при

выполнении основного упражнения  и  меньше  или  больше  ее  при  выполнении специальных упражнений.

    Уменьшение   или   увеличение    сопротивления    (по    отношению    к

соревновательной  величине)  должно  быть  в  каждом  индивидуальном  случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.

Итак, мы пришли к выводу, что для правильного построения учебно-тренировочного процесса нужно:

- во-первых, изучить индивидуальные особенности обучающихся и условия, в которых они живут и тренируются;

- во-вторых, иметь представление об особенностях физиологического воздействия большого количества тренировочных средств и методов, которые в различных сочетаниях и комбинациях образуют сложную и непрерывно изменяющуюся структуру индивидуального учебно-тренировочного процесса.

        Результативность опыта отслеживается ежегодно в течение трех лет посредством исходного (контрольное тестирование), текущего (участие в соревнованиях различного уровня), итогового (выполнение контрольно-переводных требований) контроля. Выполнение контрольных и контрольно-переводных испытаний повышается в соответствии с годом обучения  

Группа

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2010-2011уч. год

контро-льные

пере-водные

контро-льные

пере-водные

контро-льные

пере-водные

Начальной подготовки

47,3%

67,7%

86,2%

87,7%

88,3%

89,3%

Учебно-тренировочная

61,7%

78%

85,8%

98,6%

96,2%

98,1%

Учебно-тренировочная

80,6%

76,8%

89,3%

91,6%

90,6%

99%

        

За последние три года массовые спортивные разряды выполнили из 36 учащихся - 31:

Разряд

2009-2011 год

III юн. р.

11

II юн. Р.

7

I юн. Р.

2

III р.

11

        На протяжении двух лет мои воспитанники занимают призовые места в соревнованиях муниципального и  краевого уровня.

  1. Библиографический список:

  1. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем./ П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1998. – 396с.
  2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний./ Р.М. Баевский, А.П.Берсенева. – М.: Наука, 1997. – 118с.
  3. Бирюкова О.В., Сорокин А.П. способ определения уровня работоспособности спортсмена./ О.В. Бирюкова, А.П. Сорокин. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-137с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов./  Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988 .- 83с.
  5. Воробьев А.Н. Научное обоснование основных положений спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры/ А.Н.Воробьев. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 73с.
  6. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренированности./ А.А. Виру. – Л.: Наука, 1981 – 156с.
  7. Дубровский В.И. Спортивная физиология. Учебник для вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.
  8. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. Изд. 2-е/ В.М.Дьячков.  – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 40с.
  9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена./ В.М. Зациорский. –М.: физкультура и спорт,1970. – 51с.
  10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания/ Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
  11. Кочетков А.Г. Сорокин А.П. Стельникова И.Г. Общая анатомия опорных структур человеческого организма. Методическое пособие./ А.Г.Кочетков, А.П.Сорокин, И.Г. Стельникова. – Н.Новгород: НГМИ, 1992. – 89с.
  12. Кузнецов В.С. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания./ В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2000. - 215с.
  13. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2007. – 108с.  
  14. Легкая атлетика. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы, 1-й и 2-й годы обучения). Москва – 1986. – 174с.
  15. Легкая атлетика. Губа В.П., Никитушкин В., Гапеев В. - Изд.: Олимп: Олимпия Пресс, 2006. – 182с.
  16. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль: пособие учителя/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2007.  – 144с.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.
  18. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение,1984. – 208с.
  19. Меерсон Ф.З. Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам./ Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 183с.
  20. Набатников М.Я. специальная выносливость спортсменов./ М.Я. Набатников. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 116с.
  21. Нарскин Г.Н., Полунин А.И.Бег на средние дистанции. Скоростно-силовая подготовка/Н.Г.Нарскин, А.И.Полунин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 220с.
  22. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки/Н.Г.Озолин. – М.: Физическая культура и спорт, 1970. – 79с.
  23. Платонов В.Н., Булатова М.Л.Контроль Выносливости спортсмена: учебно-методическое пособие./ В.Н. Полунин, М.Л. Булатова. – Киев: КГИФК, 1992. – 91с.
  24.  Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратьева/ А.И.Полунин. - М.: Советский спорт, 2003. - 216с.
  25.  Полунин А.И. Соревновательные аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции/ А.И.Полунин. – Ставрополь: Кавказская здравница, 1991. – 101с.
  26.  Полунин А.И. Управление подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции/ А.И.Полунин. – М.: Советский спорт, 1992. – 150с.
  27. Селуянов В.Н. Шестаков М.П. Определение одаренностей и писк талантов в спорте./ В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. – СпортАкадемПресс, 2000. – 112с.
  28.  Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов./ Под ред. Суслова Ф.П., Вайцеховского С.М. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 352с.
  29.  Хасин Л.А. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся (7-17 лет)/ Л.А.Хасин, В.В. Громыко, А.Б. Рафалович. – Малаховка, 1999. – 73с.
  30. Цепкова Н.К. Адаптационные внутренние среды организма спортсмена к нагрузкам./ Н.К. Цепкова. – М.:Медицина, 1982. – 218с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Помимо изучения теории спортивной борьбы, занимающиеся знакомятся с основными вопросами физиологии, психологии, педагогики, гигиены и других смежных наук, имеющих отношение к спортивному совершенствов...

Автореферат Тема: «Совершенствование стартов и поворотов. Развитие скоростно-силовых качеств пловцов учебно-тренировочной группы».

Плавание считается силовым видом спорта и для достижения высоких результатов нужна разносторонняя силовая подготовленность, чтобы преодолевать силы сопротивления воды, возрастающие прямо пропорциональ...

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

ПМ 01 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочногозанятия в соответствии с предложенными схемами (см.дневник по практике)....

ПМ 1 ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

Полный анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия в соответствии с предложенными схемами...