Разговор с учащимися "Как мы общаемся"
классный час (5, 6, 7 класс)

Ляшенко Инна Николаевна

Разработка классного часа с учащимися 5-7 классов. В данной разработке идет речь о вербальном, невербальном и виртуальном общении людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_obshchaemsya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Как мы общаемся?"

Цель: Знакомство с видами общения между людьми. Формирование общения подростков среди сверстников и с взрослыми людьми.

Задача: Научить учащихся управлять своими эмоциями. Чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.

Ход беседы

«Нет большей роскоши, чем

роскошь человеческого общения»

Антуан-де-Сент Экзюпери.

У: - Посмотрите на смайлики, которые прикреплены на спинках ваших стульев. Кому достался веселый смайлик- создайте группу по правую сторону от меня. Кому грустный смайлик- по левую руку .1

 По команде вы должны говорить слово ДА, а ваша команда слово НЕТ. Результатом этого упражнения будет  то,   какой  команде удастся быстрее сплотиться, более консолидировано и громко  произнести свое слово2

Видеофрагмент фильма “Служебный роман”.

У: - В нашем городе много жителей, много приезжих, много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, дарим улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.2 Мы взаимодействуем с окружающими нас людьми, мы общаемся.

– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

– Дома мы общаемся с членами своей семьи.

– Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

–Наши родители общаются с людьми на работе.

–Наши бабушки и дедушки, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача3

У: - Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.

Общение бывает вербальным и не вербальным.

Вербальное: голос и интонация голоса.

Как известно, интонация голоса играет огромную роль в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:

– вопросительный “ДА?”
– утвердительный “ДА.”
– возмутительной “ДА!?”
– безразличной “ДА….”

Каждый раз, когда я произносила слово “ДА” мое лицо изменялось вместе с интонацией голоса.

– Ребята, как вы думаете, можно ли в разговоре обойтись без мимики?

Ответ ребят.

– Ребята, как вы думаете, можно ли говорить без слов?

– ДА, еще как можно. Такой вид общения называется не вербальным.

Не вербальное общение: позы, жесты, мимика.

Они так же имеют эмоциональную окраску.

– Как вы думаете – какую?

Ответ детей:

– вопросительную
– утвердительную
– возмутительную
– безразличную.
2

У: Это была разминка, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Горячий стул ”.

У меня несколько смайликов. Приглашается по одному человеку, которому нужно будет сказать «Добрый день» с той эмоцией, которую изображает смайлик. Остальным нужно угадать, что это за эмоция.

Смайлики: Радость  Удивление Грусть  Горе  Злость  Любовь1

У: - Скажите, что проще: обозначить эмоцию смайликом или выразить с помощью жестов и мимики в реальном общении?

 -Почему?

 -Можно ли сказать, что нам все труднее становится «читать» эмоции, то есть понимать настроение другого человека ? Почему?

 -Все ли эмоции и чувства можно выразить смайликами? Почему? А какими нельзя? ( более сложные и неоднозначные оттенки эмоций). 1

У: - Когда мы используем смайлики в общении?

Д:- Когда общаемся в соцсетях.

У: - Общение в соцсетях называется виртуальным. И такое общение все больше и больше занимает наше жизненное пространство.

День и ночь мы с вами в Интернете!

Создаем свой виртуальный мир,

И, себя скрывая, носим маски,

В жизненном пространстве смайликов и игр…1

У: Предлагаю вам проанализировать роль виртуального общения для человека и определить его плюсы и минусы.

Мы в начале нашего разговора  разделились на две группы. Группа   с веселыми смайликами,  вам нужно оценить положительные стороны виртуального общения, группе с грустными смайликами - отрицательные. Результат запишите .

Время работы-3 минуты.

 ( во время работы можно раздать опорные слова)

Выступление групп.

(Свое выступление необходимо начать со стихотворения- это сказать при работе в группах.)

  1. Отрицательное в виртуальном общении.

Ну что такое - виртуальный друг,

Иль, скажем, виртуальная подруга?

Со мной не может разделить досуг,

Немедленно примчаться, если туго.

Нельзя в кафешке рядом с нею сесть

И обсуждать часами всѐ на свете,

И вместе по пирожному съесть,

 Забыв, что обе снова на диете.

Я не могу ей платье показать,

Дарить сюрпризом милые вещицы.

 Еѐ лицо могу я не узнать,

Когда кругом другие будут лица!

Да, толк от этой дружбы - никакой...

И если грустно тихими ночами

Хватаю телефон, что под рукой,

Звоню и говорю, как сильно я скучаю

Не уходи надолго в интернет –

Там можно потеряться незаметно.

Там к прежней жизни возвращенья нет...

И не люблю я интернет за это.

2. Положительная оценка

Я просыпаюсь и бегу с утра

Проверить почту, выяснить погоду.

Как много писем у меня! Ура!

Я буду строчки смаковать подолгу.

Я думаю: - Спасибо, Интернет!

За новые знакомства и открытья.

И я лечу на монитора свет,

Чтобы легко расслабиться, забыться.

 И непонятно, как мы столько лет

Спокойно жили без всемирной сети?

Однажды появился интернет

И сразу изменилось все на свете.

Друзья, любовь, общение и флирт

 Каналы новостей, рецепты, книги.

Найду любую песню, или фильм,

И все для романтической интриги.

Я всем своим знакомым шлю привет!

 Мы как в цепочку собранные звенья...

За что я обожаю интернет?

За радость бесконечного общенья!1

У: -Согласна, убедили. Но я хочу добавить… ( если не все сказали: Приложение)

У:- А сейчас мы с вами попробуем убедиться, что живые, реальные эмоции лучше нарисованных…

Упражнение «Давайте поздороваемся!» (энергизатор)

 - официально

-по-дружески, как если бы вы давно не виделись…

-«Атомы-молекулы»

-Понравилось упражнение? Чем? Какие эмоции вы испытывали?1

– Ребята, какие эмоции вы испытали во время нашей беседы?

Ответы ребят.

У: – Нарисуйте эту эмоцию. А пока вы рисуете, я включу вам музыку. Потому что она то же создает определенный эмоциональный настрой.

( После того как рисунки готовы, двое детей собирают и наклеивают их на ватман.)

У: – Скажите, пожалуйста, у кого из вас в ходе нашего разговора изменилось настроение?

Ответ ребят.

У:– Что повлияло на ваше настроение?

Ответ ребят.

У: – Посмотрите как интересно: в общении рождаются эмоции, которые в свою очередь влияют на наше общение.

– Как вы думаете, что еще кроме эмоций играет роль в общении людей?

Ответ ребят: умение слушать и слышать собеседника, самообладание, внешний вид,  манера говорить и т.д.

– Верно, но это совсем другая история. А пока хочется думать, что все о чем мы говорили сегодня вам очень пригодится в жизни, научит вас нести в мир больше положительных эмоций, чтобы мир стал прекрасным и удивительным.2

Сноски

  1. file:///D:/кл%20час/Плюсы-и-минусы-виртуального-общения%20(1).pdf
  2.  http://открытыйурок.рф/статьи/531101/
  3. https://infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-azbuka-obscheniya-klass-2920632.html

Приложение

Плюсы виртуального общения

1. Сокращение расстояний между друзьями. Друзья, знакомые, родственники часто оказываются за тысячи километров, одноклассники теряются, связи с бывшими друзьями прекращаются, а социальные сети как раз идеальный вариант для поддержания контактов. Виртуальное общение позволяет всегда быть в курсе событий, ведь на еженедельный обзвон всех знакомых вряд ли найдется время. С помощью подобных Интернет-ресурсов людям удается находить друг друга спустя десятилетия. Также в социальных сетях всегда можно познакомиться с интересными людьми, которые, возможно, никогда бы не встретились в реальной жизни и даже найти свою любовь.

2. Социальные сети зачастую становятся настоящими помощниками в учебе. Объединение людей в группы по интересам, хобби позволяет легко найти нужного человека. Во-вторых, в социальных сетях есть возможность постоянно общаться как с одноклассниками, так и с незнакомыми людьми. Искать информацию для выполнения творческих заданий.

3. Один из приятных моментов, связанный с социальными сетями, это общение с единомышленниками. Здесь всегда можно обменяться впечатлениями о новом фильме, посоветовать скачать неизвестный альбом популярной группы, рассказать о плюсах и минусах какого-то приобретения, найти еще несколько человек, которые, как и Вы собирают тюбики от зубной пасты и т.д.

4. Помощь инвалидам в общении и сооциализации.

5. Получение полезной информации.

Общение без границ

Просмотр видеофильмов, прослушивание музыки

Получение полезной информации

Досуг

Помощь в учебе

Всестороннее развитие

Минусы виртуального общения.

1. К сожалению, не смотря на очевидные плюсы, Интернет-общение вытесняет реальное общение. Мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через «Одноклассники» или «В контакте», наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей. Также многие, общаясь в Интернете, приукрашивают свои качества, способности и внешность, создают идеальный образ, который пользуется успехом. Естественно, что сбросить маску и превратиться в обычного человека уже не кажется им привлекательным, а это уже грозит серьезными психологическими проблемами.

2. Обратная сторона медали всегда найдется, в данном случае она очевидна. Если подросток, прибегая домой, первым делом открывает любимую страницу, в течение дня думает не об учебе и обязанностях по дому, а о том, когда же появится в сети друг, не обедает, не гуляет, не общается в реале, а усердно стучит пальцами по клавиатуре… можно только догадываться насколько хорошо он социализируется в обществе и будет успешен в учебе.

Социальные сети с огромным количеством друзей, по сути, являются настоящими врагами времени. Американцы провели исследования и выяснили, что только за последний год время, затраченное на виртуальное общение, увеличилось на 43%.3. Не стоит забывать, что чрезмерное увлечение диалогами с компьютерными единомышленниками чревато потерей настоящих друзей.

Психологи все чаще и чаще бьют тревогу по поводу детей, которые не знают, что такое шумные игры во дворе, а с утра до вечера сидят за компьютером. Исследователи заострили свое внимание на таких социальных сетях как Facebook, Twitter и Bebo и пришли к однозначному выводу, что Интернетобщение делает людей эгоцентричными.

Открытый доступ к личной информации пользователя

Не всегда достоверная информация

Финансовые затраты

Приносит вред здоровью

Зависимость

Открытый доступ к негативной информации

Трата времени

Давайте назовем плюсы и минусы Интернета.

 Предполагаемые ответы:

+                                                                  -

Быстрый поиск информации  Сайты откровенного характера Скачивание                                            Потеря времени

Обучающие программы                       Проблемы со здоровьем

Участие в онлайн- олимпиадах           Проблемы с учебой

Переписка, друзья, общение               Пренебрежение семьей

                                                                Потеря друзей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Разговор с учащимися "Сбережём наш общий дом"

Сбережём наш общий дом 8 класс...

Разговор с родителями "Как вести разговоры при детях?"

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!.....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровень среднего общего образования

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;п...