Социальный проект «Там русский дух…там Русью пахнет!»
проект (7 класс)

Акимова Валентина Александровна

Описание социального проекта «Там русский дух…там Русью пахнет!» в рамках организации внеурочной деятельности (воспитательной работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №430

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Социальный проект

«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Автор:

Акимова

Валентина Александровна, учитель

русского языка и литературы,

Семёнова

Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

2017 год

Содержание

Пояснительная записка

2

Социально значимый проект

4

Приложения

11

Список литературы

11

Принципы и технологический инструментарий проекта

12

Паспорт проекта

14


1. Пояснительная записка

Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте,

 необходимо знать их происхождение,

процесс их созидания и исторического изменения,

заложенную в них культурную память.

Д.С. Лихачев

Актуальность

Одной из ключевых задач образования, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, является воспитание ответственного гражданина, осознающего себя частью российского общества, способного соотносить себя с его ценностями и нормами. Общепризнанно, что проблема гражданской идентичности является особенно актуальной для поколения, вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом.[1] 

В связи с этим возникает настоятельная потребность в разработке образовательных практик, обеспечивающих процесс присвоения детьми и подростками своего культурно-исторического прошлого и формирующих способности аутентично конструировать свое будущее. При проектировании подобных практик необходимо учитывать, что становление идентичности происходит не путем обучения, а исключительно в условиях нескончаемого диалога человека с самим собой, с другими людьми и окружающей реальностью. Человек осознает собственную идентичность лишь в столкновении с иным, самосопоставлении с «кем-то» или «чем-то» и это осознание является результатом сложной и длительной внутренней работы.

При создании проекта «Там русский дух…там Русью пахнет!» мы ставили задачу – инициировать эту деятельность и предложить ребенку «привлекательную идентичность», определяющую ясный образ (ценности, качества, набор поведенческих установок) гражданина России.

Основная идея проекта заключалась в создании насыщенной культурно-образовательной среды, позволяющей детям в процессе деятельного ее освоения - наблюдения, сравнения, исследования, – сформировать собственный образ Родины, который является центральным символом гражданской идентичности. В этом образе концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности, как объективные характеристики (такие как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком), так и субъективное отношение к ним.

Социальный характер проекта был обусловлен его итоговым продуктом – фестивалем «Дни русской культуры» в школе, нацеленным на формирование школьной среды, транслирующей позитивный образ Родины и поддерживающей духовные и культурные ценности, свойственные российской гражданской общности.

Значимой характеристикой проекта являлась также его тесная связь с учебной деятельностью школьников, которым было предложено осмыслить учебный материал по истории, литературе, искусству, технологии с позиций культурно-исторических и социальных.

        Цель проекта: 

педагогическая - создать условия для самоидентификации школьников, становления их российской гражданской идентичности – осознанного чувства принадлежности к российскому обществу, выражающегося в таких личностных самооценках как «я – россиянин», «я – гражданин России»;

практическая – разработка и проведение общешкольного события, нацеленного на становление «позитивного образа» Родины у его участников.

Задачи проекта:

  • создание «позитивного» культурно-исторического образа России, включая представление о территории и границах России, ее истории, достижениях и культурных традициях;
  • расширение представлений об общекультурном наследии России и опыта его освоения в непосредственной практике;
  • ориентирование в системе моральных норм и ценностей, значимых для российской культуры;
  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну;
  • формирование чувства уважения и принятия других народов мира, готовности к равноправному сотрудничеству;
  • формирование культуры повседневных практик – выполнение норм и требований, регламентирующих жизнь гражданского общества, прав и обязанностей ученика;
  • актуализация собственного опыта в социокультурной деятельности.

Специфика проекта заключается в следовании трем принципам: интегративность, многоканальность и компоративность (см. Приложение 1).

Основные технологии, используемые при реализации проекта: дискуссия, образовательное путешествие, компаративный анализ, театрализация (см. Приложение 1).

Данный проект технологичен, что дает возможность другим коллективам повторить его в любом регионе РФ. При условии реализации проекта силами одного классного руководителя, наполненность проекта событиями может быть сокращена. Полноценное использование данной разработки подразумевает творческий коллектив педагогов - единомышленников (от двух и более человек).

2. Описание социального проекта 

в рамках организации внеурочной деятельности (воспитательной работы)

        Возраст учащихся, на которых рассчитан данный коллективный проект, 6-7 класс.

Сроки реализации: 1 год, что позволяет данному проекту стать основной формирования плана воспитательной работы классного руководителя.

Состав проектной группы и распределение ролей:

Состав проектной группы:

Распределение ролей:

Классный руководитель

Организатор, тьютор, медиатор

Коллектив учеников класса

Активные участники проекта

Учителя-предметники

Консультанты, соорганизаторы

Родители учащихся

Помощники, соорганизаторы

Этапы работы над проектом[2]:

Сроки

Этапы

Цель. Форма. Основное содержание. Итог

Сен-тябрь

Этап 1. Поис-ковый

Цель: Определение тематического поля проектной деятельности. Поиск проблем и их анализ. Постановка цели и задач.

Форма: социологический опрос, дискуссия.

Основное содержание:

  1. Анкетирование «Кто я?»

Материалы к социологическому опросу

Предложили ученикам идентифицировать себя, ответив на вопрос – «Кто я?»

Инструкция к тесту: «В течение 3 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов».

Обработав анкеты, выяснили, сколько человек из опрошенных идентифицировали себя как «русский» или «россиянин»:

Указание на национальность или принадлежность к государству

10%

Отражены социальные потребности и роли (сын, отличник, спортсмен…)

100%

Отражены духовные потребности (театрал, поэт…)

10%

  1.  Определили проблему гражданской идентичности.

3. Нацелили учащихся на проведение социологического опроса. Инструкция к опросу: Опросите своих знакомых, одноклассников (не менее 10 человек). Попросите их ответить на два вопроса анкеты:

Чувствуете ли Вы себя русским? Что значит для Вас быть русским?

4. Провели итоговую дискуссию:Материалы к проведению дискуссии:

- Используя отрывок фильма «Кин-дза-дза», актуализировали проблему «Кто я?»

- Организовали работу в группах. Предложили ученикам проанализировать анкеты, собранные в ходе соцопроса, распределили ответы по значимости и вынесли на обсуждение первые пять наиболее значимых с их точки зрения характеристик русского человека.

Чувствуете ли Вы себя русским?

да

95%

нет

5%

Что значит для Вас быть русским?

Принадлежность к определенному народу

1 место

Живущий на территории России

2 место

Говорит на русском языке

3 место

Чувствует связь с русской культурой

4 место

Особое мировоззрение

5 место

- Составили с детьми коллаж «Русский мир».[3] С целью определения личностного самоопределения учащихся предложили им поставить на коллаже точку-магнит (каждый ученик ставит свою точку), где они видят свое место в «Русском мире».

- Определили цель проекта: понимание менталитета русского человека возможно через изучение различных источников информации. Такими источниками могут выступать литература (фольклор), человек, природа и город… (источники выделяются, исходя из коллажа). Обсудили, что мы можем повлиять на изменение стереотипов о России, сложившихся у наших сверстников.

Ок-тябрь

Этап 2. Ана-лити-ческий

Цель: Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений)

Форма: мозговой штурм

Основное содержание: Анализ итогов дискуссии «Русские – это…»

Материалы к организации «мозгового штурма»

Мы начинаем этот проект, чтобы ответить на один из главных для человека вопросов – кто я? К какому сообществу принадлежу? И кто те «мы», к которым я себя отношу – россияне, евразийцы, европейцы или «граждане мира»? Каждое время отвечало на этот вопрос по-разному. Но ни одно поколение не прошло мимо него, ведь без осознания своей идентичности невозможно понять себя, развивать свою деятельность, строить отношения с другими людьми.

Настал и Ваш черед задуматься над этим непростым вопросом.

Только небольшая часть из Вас (около 10%) в своих анкетах обозначила свою связь со страной своего рождения, назвав себя русским или россиянином. Но возможно, ваши привычки, облик, черты характера, образ мыслей намного тесней связаны с Русским миром, чем Вы полагаете. Что это за таинственный «Русский мир»? Из чего он состоит? Насколько он близок каждому из Вас?

Чтобы найти ответы на эти вопросы нам предстоит отправиться в средневековье – то время, когда зарождалась и создавалась русская цивилизация. Это время хранит не только внешние приметы, составившие символическую картину Русского мира, но и свидетельства внутренних, глубинных исторических и культурных процессов, определивших философию Русского мира, понимание таких важнейших для человека категорий как «свобода», «честь», «вера», «любовь», «справедливость», «милосердие», «достоинство»… Но как нам отправиться туда? (Составление ментальной карты как результата мозгового штурма).

- По результатам обсуждения мы определили план нашего проекта:

из предложенных учащимися вариантов выбрали итоговый продукт «Дни русской культуры в школе» и прописали пошаговое планирование.

Но-ябрь – фев-раль

Этап 3. Практический

Цель: Достижение запланированного результата.

Форма: Групповое исследование по направлениям (по выбору): средневековый фольклор, человек средневековья, средневековый город.

Основное содержание:

1. Компаративный анализ текстов русских былин и западноевропейского эпоса. Изучение фольклора 

Две группы получают задание познакомиться с русским и европейским героическими эпосами и выявить отличительные черты русских богатырей и средневековых рыцарей.

Первая группа изучает героические былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Добрыня и Алеша» и др.

Вторая группа изучает средневековый европейский эпос: французскую «Песнь о Роланде» (ок. 1170) и немецкую «Песнь о нибелунгах» (ок.1200).

Группы делятся своими впечатлениями по прочитанным былинам и песням. Выводы: сравнив тексты русских былин и европейских героических поэм, в общем обсуждении ребята приходят к выводу, что рыцари и богатыри в представлениях своих народов наделены неимоверной силой, бесстрашием, отвагой и доблестью. Но богатыри бьются за землю русскую, а рыцари защищают своего сюзерена, получая за это вознаграждение.

2. Образовательное путешествие в Эрмитаж и в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 

Реконструкция облика человека Средневековья (воина)

Две группы получают маршрутные листы для образовательных путешествий. Вопрос путешествия: Чем отличались оружие и доспехи русского богатыря и средневекового европейского рыцаря?

- Эрмитаж. Рыцарский зал. [2]

- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. (см. Приложение 3)

Вывод: И в Европе и на Руси использовали боевые топоры, боевые ножи и кинжалы, предназначенные для тесной схватки. Однако доспехи сильно отличаются и позволяют сделать предположения о разной стратегии ведения боевых действий.

3. Образовательное путешествие в города Выборг и Владимир, Великий Новгород.[4]

Особенности архитектуры средневекового города

- Выборг. Тема «Средневековый город». Вопросы путешествия: Как устроен средневековый город? Какие особенности средневекового замка?

- Великий Новгород, Владимир. Тема «Русский город». Вопрос путешествия: Как в облике русского города отразилась специфика русской истории и русской культуры? [2]

4. Итоговое образовательное путешествие в Москву. Тема «Сорок сороков. Что объединяет Россию»? Вопрос путешествия: Как здания, построенные архитекторами-иностранцами, стали символами русской культуры? [2]

Вывод: Способность русской культуры воспринимать, использовать и трансформировать иностранное влияние.

Март - апрель

Этап 4. Презентационный

Цель: Подготовка и проведение фестиваля «Дни русской культуры в школе»

Форма: Творческие мастерские (по выбору). Спектакль.

Основное содержание:

Организовали коллективное обсуждение проведения фестиваля «Дни русской культуры в школе». Выбранные нами варианты:

- Театрализация фольклорного произведения собственного сочинения (см. Приложение 6);

- Проведение мастер-классов по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества;

- Организация выставки поделок декоративно-прикладного творчества;

- Оформление пространства школы в стиле русских традиций;

- Подбор музыкального сопровождения;

- Организация игровых перемен «Игры наших предков». 

Итог: проведение фестиваля «Дни русской культуры в школе»[5]

Май

Этап 5. Оценочный

Цель: Оценка качества проекта. Форма: Анкетирование «Кто я?»

Основное содержание:

  1. Провели анкетирование зрителей: 90% дали оценку «отлично», 10% «хорошо».
  2. Подвели итоги «Дня русской культуры», просмотрели фото и видеоматериал, дали оценку своего вклада в общее дело, кому и за что мы хотели сказать «Спасибо» (родителям, педагогам, одноклассникам).
  3. Провели повторное анкетирование «Кто я?». Проанализировали результаты:

Указание на национальность или принадлежность к государству

95%

Отражены социальные потребности и роли (сын, отличник, спортсмен…)

100%

Отражены духовные потребности (театрал, поэт…)

70%

  1. Предложили творчески осмыслить годовой проект. Ребятами были созданы групповые продукты: коллаж и видеофильм «Мой русский мир».

Результаты проекта:

Предметные результаты (когнитивный компонент российской гражданской идентичности): расширение знаний и представлений учащихся о России – ее территории, социально-политическом устройстве, основных законах, истории и культуре, проживающих народах и т.д.; формирование представлений об истоках российской государственности и российской культуры.

Диагностика: показателем служат результаты, продемонстрированные учащимися при освоении учебных программ по истории и литературе; 8 учащихся стали лауреатами ученических конференций районного уровня «Ораниенбаумская палитра» и городского уровня «Мир в зеркале культуры», где представили исследовательские проекты по истории и культуре Средневековья.

Метапредметные результаты: умение работать в группе с маршрутными листами во время образовательных путешествий, презентовать результаты своей личной и групповой работы, аргументированно доказывать свою точку зрения; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков работы в группе, навыки самостоятельной работы, адекватно воспринимать оценку окружающих.

        Диагностика: оценкой завершенности проекта служит факт проведения фестиваля «Дни русской культуры в школе», количественный показатель – все ученики класса участвовали в подготовке и проведении данного события, качественный показатель – положительные отзывы зрителей.

Личностные результаты: гордость за страну; уважение к ее истории и культуре; принятие общероссийских ценностей; межэтническая толерантность и т.д.; выполнение моральных и нравственных норм, принятых в российском обществе; соблюдение прав и обязанностей гражданина России; участие в общественной жизни и т.д.

Диагностика: сопоставительный анализ вводного и итогового анкетирования показал, что возросло количество учащихся, которые идентифицируют себя как россияне.

Личностные результаты как эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты гражданской идентичности не могут быть просчитаны на данном этапе. Их формирование мы относим к отсроченным результатам данного проекта.


Приложение 1

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя. М., 1964; Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. М., 1971.
  2. Битюков К.О., Коробкова Е.Н. История в подлинниках. Культурное наследие в образовательных путешествиях. – СПб.: ИП «Битюков К.О.», 2017. – 264с., с илл.
  3. Гаврилова Е. Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 77-80.
  4. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. — СПб, СМИО Прес, 2009.
  5. Ермолаева Л.К., Абукина Т.В., Подгорнова С.В., Шейко Н.Г. Если Вы живете в Петербурге. Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие под науч.ред. Л.М.Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 82 с.
  6. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
  7. Подгорнова С.В., Смирнова Ю.А., Шейко Н.Г. Изучение истории народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках системы дополнительного (внеклассного) образования учащихся: методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации / науч.ред. Л.М.Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 36 с.
  8. Пронин В. Преданья старины глубокой. Песнь о Нибелунгах. – М.; Терра, 1997.
  9. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1973. – С. 16-33.

Дополнительная литература для учащихся: 

  1. Былины. Книга для внеклассного чтения. Сост. Круглов Ю.Г. М., 1985.
  2. Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия: в 2 т./Сост.Пуришев Б.И. - М.: Просвещение, 1974-1975.
  3. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. – М., 1975 (БВЛ).
  4. Песнь о Сиде. - М., Художественная литература, 1979

Приложение 2

Принципы проектирования и технологический инструментарий

Принципы проектирования:

Специфика проекта заключается в следовании трем принципам:

  • Интегративность. Принцип интегративности позволяет объединять знания различных областей человеческой деятельности. В рамках данного проекта удалось осуществить эффективное взаимодействие учителей разных направлений, что обеспечило реальную интеграцию таких предметных дисциплин, как история, литература, изобразительное искусство и технология, а также привлечение ресурсов разных направлений внеурочной деятельности.
  • Многоканальность. Принцип многоканальности предполагает использование для решения поставленной проблемы различных текстов культуры и различных способов познания. Это означает активное использование в процессе реализации проекта потенциала различных объектов культурного наследования – города, музеев, библиотек, мастерских, театральных площадок и пр.
  • Компаративность (сопоставительный анализ). Метод сопоставительного анализа способствует формированию у учащихся целостного представления через умения анализировать, интерпретировать и обобщать свидетельства, почерпнутые из разных источников.[6] 

Технологический инструментарий:

Основные технологии, используемые при реализации проекта: дискуссия, образовательное путешествие, компаративный анализ, театрализация.

  • Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. На сегодняшний день она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия позволяет обсуждать вопрос, на который нет единого ответа. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.[7]
  • Образовательное путешествие – особая технология освоения городского пространства, в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся – исследование архитектурных и монументальным памятников, объектов и деталей городской среды. Движущим элементом этой работы становится маршрутный лист, определяющий проблему исследования, объекты изучения, вопросы и задания, которые могут помочь ученикам выстроить логику исследования.[8] 
  • Компаративный анализ – сравнительно-исторический метод исследования, широко применяемый в социально-гуманитарном знании. Подобный анализ основан на описании и объяснении сходств и различий условий и результатов развития крупных социальных единиц, обычно – регионов, стран, обществ и культур.
  • Театрализация – один из самых доступных видов искусства для детей. Театрализованное действие можно рассматривать как идеологический процесс, потому что он способствует активизации его участников, помогает превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, учащиеся начинают испытывать потребность в приобщении к действию, и, наконец, активно участвовать в нем.


Приложение 3

Паспорт проекта 

в рамках организации внеурочной деятельности (воспитательной работы)

2.1. Название проекта: «Там русский дух…там Русью пахнет!».

2.2. Руководитель проекта: Акимова Валентина Александровна

2.3. Направление воспитательной работы, в рамках которой проводится работа по проекту: духовно-нравственное направление воспитательной деятельности.

2.4. Направления воспитательной работы или учебные дисциплины, близкие к теме проекта: гражданско-патриотическое, учебно-познавательное направления воспитательной деятельности, а также опора на материал таких предметных дисциплин, как история, литература, искусство, технология.

2.5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 6-7 класс.

2.6. Сроки реализации: 1 год, что позволяет данному проекту стать основной формирования плана воспитательной работы классного руководителя.

2.7. Состав проектной группы. Распределение ролей в проектной группе:

Состав проектной группы:

Распределение ролей:

Классный руководитель

Организатор, координатор, тьютор, медиатор

Коллектив учеников класса

Активные участники проекта

Учителя-предметники

Консультанты, соорганизаторы

Родители учащихся

Помощники, соорганизаторы

2.8. Вид проекта:

По характеру доминирующей в проекте деятельности:

        Социальный проект - нацелен на поддержку значимых для становления российской гражданской идентичности духовных ценностей и их распространение в школьном сообществе, имеет пространственно-временные и ресурсные границы. Продукт имеет социальную значимость и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона;[9]

        По предметно-содержательной области:

Метапредметный проект, выполняемый на стыке разных предметных областей, ориентированный на формирование метапредметных умений и навыков;

По количеству участников проекта: коллективный (класс в рамках школы);

2.9. Целевое назначение проекта: учащиеся образовательного учреждения.


2.10. Цель проекта:

практическая – разработка и проведение общешкольного события, нацеленного на становление «позитивного образа» Родины у его участников;

педагогическая - формирование у школьников российской гражданской идентичности – осознанного чувства принадлежности к российскому обществу, выражающегося в таких личностных самооценках как «я – россиянин», «я – гражданин России».

2.11. Задачи проекта:

  • создание «позитивного» культурно-исторического образа России, включая представление о территории и границах России, ее истории, достижениях и культурных традициях;
  • расширение представлений об общекультурном наследии России и опыта его освоения в непосредственной практике;
  • ориентирование в системе моральных норм и ценностей, значимых для российской культуры;
  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну;
  • формирование чувства уважения и принятия других народов мира, готовности к равноправному сотрудничеству;
  • формирование культуры повседневных практик – выполнение норм и требований, регламентирующих жизнь гражданского общества, прав и обязанностей ученика;
  • актуализация собственного опыта в социокультурной деятельности.

2.12.  Ресурсы проекта:

Информационные: портал Культура РФ, Интернет-сайт «Госпатриотпрограмма.РФ» методические пособия для педагогов, дополнительная литература для учащихся;

Материальные: бумага, краски, кисти, клей, лоза, глина, бросовый материал для вторичной обработки;

Финансовые: затраты на организацию выходов в музеи и выездов в другие города обеспечивают родители;

Кадровые: классный руководитель, учителя – предметники.

2.13.Необходимое оборудование: компьютер, видеопроектор, фотоаппаратура.


2.14. Этапы работы над проектом:

Сроки

Этапы

Цель. Форма. Основное содержание. Итог

Этап 1. Поисковый

Цель: Определение тематического поля проектной деятельности. Поиск проблем и их анализ. Постановка цели и задач.

Форма: социологический опрос, дискуссия.

Основное содержание:

  • Анкетирование «Кто я?»
  • Определение проблемы гражданской идентичности.
  • Проведение социологического опроса «Что значит быть русским? В чем особенности русского характера?»
  • Анализ опроса и выделение лидирующих определений.

Итог: Дискуссия «Русские – это..»

Этап 2. Аналитический

Цель: Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений)

Форма: мозговой штурм

Основное содержание:

  • Анализ итогов дискуссии «Русские – это…»
  • Создание коллективного коллажа «Образы России» и его анализ
  • Проектирование возможных действий, направленных на изменение ситуации (итогового продукта)
  • Построение алгоритма деятельности.
  •  Пошаговое планирование.

Этап 3. Практический

Цель: Достижение запланированного результата.

Форма: Групповое исследование по одному из направлений (по выбору): средневековый фольклор, человек средневековья, средневековый город.

Основное содержание:

  • Компаративный анализ текстов русских былин и западноевропейского эпоса.
  • Образовательное путешествие в Эрмитаж и в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
  • Образовательное путешествие в города Выборг и Новгород, Владимир.

Итог: Образовательное путешествие в Москву

Этап 4. Презентационный

Цель: Подготовка и проведение фестиваля «Дни русской культуры в школе»

Форма: Творческие мастерские (по выбору)

Основное содержание:

  • Мастерская по изготовлению костюмов и декораций
  • Мастерская дизайна – оформление рекреаций.
  • Мастер-класс по плетению из лозы.
  • Театральный мастер-класс – постановка спектакля

Итог: проведение фестиваля «Дни русской культуры в школе»

Этап 5. Оценочный

Цель: Оценка качества проекта.

Форма: Анкетирование «Кто я?»

Основное содержание:

  • Проведение анкеты среди участников проекта;
  • Создание коллективного коллажа «Образы России»
  • Проведение общешкольной анкеты;
  • Анализ и выделение лидирующих определений.

2.15. Предполагаемые результаты и продукты проекта:

Результаты:

Предметные результаты (когнитивный компонент российской гражданской идентичности): расширение знаний и представлений учащихся о России – ее территории, социально-политическом устройстве, основных законах, истории и культуре, проживающих народах и т.д.; формирование представлений об истоках российской государственности и российской культуры.

Диагностика: показателем служат результаты, продемонстрированные учащимися при освоении учебных программ по истории и литературе; 8 учащихся стали лауреатами ученических конференций районного уровня «Ораниенбаумская палитра» и городского уровня «Мир в зеркале культуры», где представили исследовательские проекты по истории и культуре Средневековья.

Метапредметные результаты: умение работать в группе с маршрутными листами во время образовательных путешествий, презентовать результаты своей личной и групповой работы, аргументированно доказывать свою точку зрения; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; формирование навыков работы в группе, навыки самостоятельной работы, адекватно воспринимать оценку окружающих.

        Диагностика: оценкой завершенности проекта служит факт проведения фестиваля «Дни русской культуры в школе», количественный показатель – все ученики класса участвовали в подготовке и проведении данного события, качественный показатель – положительные отзывы зрителей.

Личностные результаты: гордость за страну; уважение к ее истории и культуре; принятие общероссийских ценностей; межэтническая толерантность и т.д.; выполнение моральных и нравственных норм, принятых в российском обществе; соблюдение прав и обязанностей гражданина России; участие в общественной жизни и т.д.

Диагностика: сопоставительный анализ вводного и итогового анкетирования показал, что возросло количество учащихся, которые идентифицируют себя как россияне.

Личностные результаты как эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты гражданской идентичности не могут быть просчитаны на данном этапе. Их формирование мы относим к отсроченным результатам данного проекта.

Продукт: фестиваль «День русской культуры в школе»


[1] studfiles.net/preview/1619452/page:8/

[2] Паспорт проекта (см. Приложение 2)

[3] См.Приложение 7

[4] Образовательное путешествие Москва-Владимир-Великий Новгород (см. Приложение 5)

[5] Фотоотчет (см. Приложении 7)

[8] Комплекс учебно-методических материалов к курсу «Основы мировых религий и светской этики» (модуль «Основы мировых религий»). – СПб., 2014.

[9] ru.wikipedia.org/wiki/