"Там русский дух. Там Русью пахнет..."
план-конспект урока по музыке по теме

Березина Яна Викторовна

Урок музыки. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки.16.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе: «Там русский дух... Там Русью пахнет!»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

 формирование положительных качеств, положительного отношения, любви к искусству.

Задачи:

 образовательная: формирования представления о произведениях изобразительного искусства и музыки;

воспитательная: вызвать у учащихся интерес к изобразительному искусству и музыке, возбудить чувство сопереживания;

развивающая: эмоциональный отклик на музыкальное произведение  и произведение изобразительного  искусства; умение выражать своё отношение к произведениям искусства, высказывать своё мнение, свои мысли.

Ход урока.

Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию (вверх – вниз).

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, а вы любите сказки?

На доске запись  «Сказка»

Ученики: Да.

Учитель: Назовите свои любимые сказки?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: О чём говорится в сказках?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о могучей силе, подвигах и победах могучих русских богатырей, о красоте.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, когда возникли сказки?

Ученики: Давно, в далёкие – далёкие времена.

Учитель: А вы знаете, кто является их создателями?

Ученики: Народ.

Учитель: Раньше люди не умели читать и писать. Не было книг, букв, не существовало письменности, поэтому сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Учитель: Как вы понимаете выражения «из уст в уста», «из поколения в поколение»?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: И поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Но не только сказки относятся к устному народному творчеству, но и былины.

На доске запись «Былина».

Учитель: Но чем  отличается былина от сказки?

Ученики: Былины исполняются на распев, неспешно. Былины исполняет баян – сказитель.

Учитель: Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнять в былинном стиле» (то есть спокойно, не спеша, величественно – героического характера).

Звучит фрагмент былины.

Учитель: Как вы думаете, кто является главным персонажем былин?

Ученики: Богатырь, богатыри.

Запись на доске «Богатырь».

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Ответы детей.

Учитель:  Имена, каких богатырей вы можете назвать?

Ученики: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Учитель: Ребята, кто такие богатыри?

Ученики:  Физически сильные люди.

Рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри».

Обратить внимание на правильное название картины.

Учитель: Ребята, рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображён?

Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Учитель: Как вы думаете, все ли сильные?

Ученики: Да.

Учитель: Всмотритесь в лица всех богатырей. Как вы думаете, какое главное качество у каждого из них?

Ученики: Добрыня Никитич – ум, Илья Муромец – сила, Алёша Попович – добро.

Все три слова появляются на доске поочерёдно.

Учитель: Вслушайтесь в слово БОГАТЫРЬ. От каких слов оно произошло?

Ученики: Богатый, богат, ходит под Богом, Богом данный дар.

Учитель: Как вы думаете, какой дар дан каждому из них?

Всмотреться в лица всех трёх богатырей.

Ученики: Одному – сила (Илья Муромец). Другому – ум (Добрыня Никитич). Третьему – добро (Алёша Попович).

Учитель: Что важно для человека из этих трёх начал? Что есть богатство?

Учитель: Одно добро без силы и ума будет действительно?

Ученики: Нет.

Учитель: Ум без добра – Что он несёт миру?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Сила нужна человеку без ума?

Ученики: Нет.

Учитель: Что же важнее?

Ученики: Для человека важны все три дара.  Сила,  ум и добро.

Учитель: Какой же смысл вложил В. Васнецов в свою картину? Для того, чтобы перечислить былинных героев собравшихся на одной картине?

Ученики: Нет. Для того, чтобы показать, что только совместное существование трёх начал (сила, ум, добро) делает человека поистине богатым.

Учитель: Всмотритесь в портрет русского композитора А. Бородина.

Показ портрета композитора. Запись на доске.

Учитель: Александр Бородин – известный русский композитор XIX века. Занимался химией, был учёным.

Учитель: Как вы думаете, каким человеком был Бородин?

Ученики: Сильным, серьёзным, задумчивым, добрым, сосредоточенным, умным.

Учитель: Мы можем его назвать богатым?

Ученики: Да.

Учитель: Музыкальное произведение, которое вы сейчас услышите, Бородин написал в 1876 году. Это Симфония №2 «Богатырская».

На доске запись названия произведения.

Учитель: Сейчас мы с вами услышим это произведение. В ходе слушания определите, какая музыка по звучанию?

Слушаем Симфонию №2 «Богатырская».

Учитель: Какая музыка по звучанию?

Ученики: Сильная, сдержанная, серьёзная, мужественная, строгая, мощная, грозная, героическая.

Учитель: Созвучно ли название произведения со звучанием?

Ученики: Да.

Учитель: Кто исполняет музыкальное произведение?

Ученики: Симфонический оркестр.

Учитель: Почему Бородин для исполнения своей музыки выбрал симфонический оркестр?

Ученики: Подчеркнуть силу, мощь, мужество.

Учитель: Созвучна ли Симфония №2 А. Бородина картине В. Васнецова «Богатыри»?

Ученики: Созвучна.

Учитель: Да, вы правы.

Совместные выводы учителя и учащихся по уроку.

Исполнение песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"....

Интегрированный урок "Там русский дух...там Русью пахнет"

Интегрированный урок литературы и музыки по поэме "Руслан и Людмила"...

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Там русский дух… там Русью пахнет!"

План-конспект урока литературы в 5 классе: «Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».  «Там русский дух… там Русью  пахнет!»...

Внеклассное мероприятие КВН по творчеству А.С.Пушкина "Там русский дух, там Русью пахнет"

Внеклассное мероприятие КВН по творчеству А.С.Пушкина "Там русский дух, там Русью пахнет" для детей 5-6 классов...

Социальный проект «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Описание социального проекта «Там русский дух…там Русью пахнет!» в рамках организации внеурочной деятельности (воспитательной работы)...

Социальный проект «Там русский дух…там Русью пахнет!» 6-7 класс

Социальный проект "Там русский дух... там Русью пахнет!"Цель проекта:педагогическая - создать условия для самоидентификации школьников, становления их российской гражданской идентичности &nd...

Познавательная викторина "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического...