Беседа " Все о законе"
план-конспект занятия (7 класс)

Беседа по правовому воспитанию на тему: " Все о законе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Все о законе"20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по правовому воспитанию на тему:

" Все о законе»

Цель:

- формирование представления об основных правовых документах:

"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка";

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Задачи: 1

1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка; ознакомить со статьями Конвенции;

2. Показать единство прав и обязанностей;

3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

3 .Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

- Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".

- Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа. - Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

- За точным определением обратимся к словарю Ожегова. - Я попрошу прочитать . (Один ребенок читает вслух). ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права. Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. - Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, педагоги, воспитатели и многие др.

- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН).

- Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

- Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека.

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

- Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". .

1. Вы граждане, но все же дети, Бывает, для защиты повод есть. Поэтому Конвенцию придумали на свете, Чтоб знали вы права и отстояли честь.

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

- В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

- Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

- В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.

- С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее.

Внимание на экран.

Статья 1. "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

- До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

- Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

- Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

- Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

- Как он называется? (паспорт)

- На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения.

- Паспорт меняется в 20 лет и 45.

Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

- Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.

- Вы обязаны уважать права других людей. .

Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

- Что означает слово "эксплуатация"?

(Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

- Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами. Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей". - Скажите, вы будете правы?

- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.


Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания";

б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

- Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры. - Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

- Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

- Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

- Напоминаю точное определение.

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. - Вспомним высказывание известного политического деятеля. -(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

- Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

- Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей".

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

III.  Итог занятия.

- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

- Нужно ли знать свои права?

- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Совесть - закон, живущий в нас»

Беседа  «Совесть - закон, живущий в нас»...

Беседа с учащимися на тему" Закон и правопорядок" 10 класс

Классный час на тему " Закон и правопорядок"...

Для бесед с родителями памятка по Законам МО

Для бесед с родителями памятка по Законам МО...

Общешкольное родительское собрание Беседа на тему: «Обязанности и ответственность родителей, законных представителей».

Общешкольное родительское собраниеБеседа на тему: «Обязанности и ответственность родителей, законных представителей»....

Беседа: "Как возникли наши законы"

Задачи: - познакомить с историей возникновения закона.- развивать познавательный интерес  воспитанников.- воспитывать гражданские чувства....

Конспект беседы - "Я и Закон"

Конспект проведения занятия посвященному Закону РФ....

Беседа: «Я и закон»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания у воспитанников; обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних; объя...