Статья "Роль патриотического воспитания во внеурочной деятельности
статья (5 класс)

Одриковская Юлия Александровна

Статья, посвященная роли патриотического воспитания во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одриковская Ю.А., учитель русского языка и литературы

ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

       Патриотическое воспитание в школе всегда актуально. Оно  призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания —выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

      Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

        Социально-экономические и политические процессы последних двух десятилетий в корень изменило сознание граждан нашей страны и особенно это выражено среди молодёжи, которая увы не стремится, изучать историю своей Родины. Общество же в целом, наоборот, заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение формировалось с опорой на своё прошлое. Именно история способствует формированию определенных знаний о прошлом своей страны, своего народа, которые являются ключевой опорой патриотического воспитания.

           Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

   Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные  образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников (учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры, библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования).

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.

Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности. В силу этого сегодня необходимы усилия по воссозданию разрушенного механизма передачи традиционной культуры и фольклора подрастающему поколению.

           Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать об истории происхождения своего рода, традициях и семейных устоях,  культуре своего народа. Человеку важно и интересно узнать, какой был уклад народной жизни, что волновало наших дедов и прадедов.

          Через слова, через родной язык дети учатся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает им в этом как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, приметы, сказки.

С учащимися нашей школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Среди  эффективных форм нравственного воспитания используются классные часы, торжественные линейки, мероприятия,         посвященные военным годовщинам, литературные чтения, конкурсы чтецов, оформление литературных стенгазет, смотр военно-патриотической песни, готовятся работы о ветеранах . При проведении таких открытых мероприятий, классных часов учащиеся приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер, эмоционально реагируют на события тех военных лет. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.

Чувство Родины  начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В этой связи А.С. Макаренко отмечает, что родители воспитывают детей собственным примером, всей системой своей жизни, а не только тогда, когда ведут с детьми беседы . Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.

Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному городу. Родина есть только у того, кто ее любит.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

       

Игры на свежем воздухе. Праздник «Посиделки».

Вместе с восторгом детских впечатлений рождается ощущение родного гнезда. Красоту родной природы дети почувствуют в беседах «Времена года», конкурсе чтецов стихотворений о родном крае, исполнении русских частушек. Зимнему времени года посвящены занятия «Откуда пришел Новый год?», изготовление новогодних игрушек, исполнение новогодних песен. К детям приходит полоса приятных чувств от подарков, новых чудес в доме, ощущение мира, тепла.

 

    Дети знакомятся с русской культурой, формируя в себе гуманистическое миропонимание на основе  жизненных принципов русского человека творить добро, любить людей и природу. Этому способствуют беседы о происхождении имен и фамилий, профессиях родителей, старинных вещах, занятиях людей. Продолжая знакомство с русскими народными песнями, дети разучат новые песни. Широкое применение получит театральная педагогика.

      Связь времен, близких отношений в семье дети покажут в рассказах «Моя семья». Детей заинтересуют занятия по изготовлению птичек разным способом сгибания бумаги, экскурсии в природу в разные времена года.

В процессе кружковой деятельности дети поймут, что нужно любить и уважать Родину в большом и маленьком, так как все новое строится на основе давних устоев. А память нужно сохранять и передавать из поколения в поколение.

      Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

 

 Список литературы:

 

  1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
  2. Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html
  1. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109
  2. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс.
  3. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22
  4. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48
  5. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77
  6. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности средствами американской литературы

Представлена статья теретического характера по патриотическому воспитанию средствами английского языка и англоязычной литературы в старших классах...

"Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности, как основное требование ФГОС ООО"

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.     Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая...

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в образовательной организации пансионного типа.

В образовательной организации пансионного типа военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной деятельности. Основной целью военно-патриотического воспитания явл...