Внеклассное мероприятие Час общения "Добро. Зло. Терпимость"
классный час

Фролова Ольга Александровна

Такие мероприятия формируют у молодых людей уважение к нравственным ценностям, помогают отстаивать свою точку зрения, задуматься о своем месте в жизни, учат лучше понимать чувства окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_zlo_terpimost.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

Внеклассное мероприятие

Час общения

«Добро. Зло. Терпимость»

Подготовила

преподаватель

Фролова О.А.


Час общения «Добро. Зло. Терпимость»

Цели: разделить в представлении студентов понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Задачи.

1. Формировать у студентов уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Учить вырабатывать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.

3. Учить задумываться о своем месте в жизни.

4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.

5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

6. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Подготовка:

• мультимедиа;

• наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия);

• домашние творческие задания (рисунки, сочинения-рассуждения).


Ход часа общения

П: Добрый день, юноши! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». Давайте начнем с приветствия. Предлагается одному из участников протянуть руку кому-нибудь из студентов со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому студенту, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Упражнение «Расшифруй слово». Общение требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать, чтобы дать характеристику понятия «общение».

О – объединение, открытость

Б – близость, безопасность

Щ – щедрость

Е – единение, единомыслие

Н – необходимость

И – искренность, истина

Е – единство, естественность

На доске эпиграф:

                                «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

П: Согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы 2-3 студентов)

П: Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? (ответы студентов)

П: Ребята, я хочу предложить вам задание, на первый взгляд, очень простое: необходимо сделать комплимент своим одногруппникам. Но, как показывает практика, студенты не только не умеют делать комплименты, но и не умеют их принимать. Задача педагога – продемонстрировать, каким же образом делают комплименты и отвечают на них. Преподаватель должен донести до ребят две основные мысли.

  1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае – это либо подхалимаж, либо издевка.
  2. На комплимент следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание вам их говорить.

Говорите друг другу комплименты! Они радуют нас и украшают нашу жизнь.

П:         Очень трудно иногда подбирать хорошие добрые слова

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В. Солоухин «Слово о словах»)

Послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

— Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

— Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

— Ох, тигр, — сказал он, — неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

— Она и есть, — ответил тигр.

— Какая же это награда — платить злом за добро? — возразил путник.

— Давай спросим кого-нибудь — награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

— Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

— Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

— Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадовался тигр.

— Давай еще кого-нибудь спросим! — взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

— Эй, корова! — окликнули они ее. — Скажи, чем платят за добро?

— Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

— Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

— Подожди немного! — попросил человек.— Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня...

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

— Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

— Добром! — ответила птица. — Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

1) Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2) Как поступил тигр?

3) Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?

П: Дайте определение словам «добро», «зло», «добрый человек», «злой человек» (студенты вырабатывают собственные понятия, затем формулировки этих понятий – или выводятся на экран, или вывешиваются на доску).

Добро — все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло — все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек — человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек — человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

П: Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях:

  1. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия? (2-3 чел.)
  2. В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия? (2-3 чел.)

В Священном Писании сказано: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит —

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым, и вежливым быть.

Тренинговое задание «Подари сердце».

Хочется поделиться опытом совместной работы с психологом. Хорошо, что есть в училище такая служба. Скольких бы ошибок можно было избежать, будь она в те годы, когда начинался мой учительский путь. По инициативе психолога было проведено мероприятие, которое мы назвали тренинговым занятием "Подари сердце". Для этого я нарисовала на листе ватмана большое по объему сердце и сказала, что оно состоит из многих сердец живущих в нашей группе ребят. А в сердце каждого живет много добра, участия, понимания, уважения к одногруппникам.

Дома каждый студент должен был изготовить три трафаретика-сердечка (можно и больше, но это уже не будет впечатляющим). В нашей жизни на сегодняшний день есть самые близкие, значимые люди - это мама, друг и одногруппники. С ними мы проводим большую часть времени, постоянно общаемся, проявляем внимание друг к другу.

Первое сердечко предлагаю предназначить для подарка своей маме. А подарить ей его тогда, когда она испытывает нелегкие минуты или просто когда захочется ее порадовать. Вариантов со временем и местом вручения подарка может быть много. Слева рекомендую разместить рисунок-подарок - небольшой, но значимый; справа - написать ласковые слова. Безусловно, мама улыбнется, а ведь это так приятно, когда мама улыбается.

Второе сердечко предназначено другу, любимой. Чем хочется порадовать, то и следует нарисовать. Это может быть корабль, солнце или просто улыбка. Мои студенты оказались не меркантильными людьми. На их рисунках цветы, улыбки, солнце; есть также поезд, рюкзак и дорога. Время и место вручения - сугубо индивидуальные.

Третье сердце - для группы. Каждый мой воспитанник презентует свое сердце. Это пожелание группе, выражающее стремление к лучшему, большим достижениям в духовном развитии, в делах. Это не просто слова - это утверждение своего «Я»: «Я хочу…» Из презентации я понимаю, что для студентов важно видеть свою группу сплоченным и дружным коллективом. У этого коллектива большое сердце, которое состоит из маленьких, но очень ласковых, сострадательных сердечек. Своей презентацией каждый утверждает: я не один, нас много. Я часто говорю: "Если вам плохо, подойдите, посмотрите на наше большое сердце, почувствуйте друг друга, еще раз прочитайте пожелания, они обязательно сбудутся".

Так ребята проявляют свое творческое отношение к тем, с кем живут, с кем встречаются каждый день, учатся решать проблемы в своем коллективе. Этот вид деятельности затрагивает души, учит трепетно относиться к окружающим людям.

П: Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды»:

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

— Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! — сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

— Толк есть для этой морской звезды.

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. А кто-нибудь из вас смог бы занять место этого юноши?
  2. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
  3. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
  4. Приятно ли вам делать добрые дела?

Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

П: Послушайте стихотворение «Быть добрым надо по привычке».

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен —

Всегда — как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке —

Пусти ее из клетки ввысь.

П: Мы уделили много внимания понятиям «добро», «зло».

А что такое «терпимость» (ответы студентов – вырабатывают собственное определение, затем его формулировка вывешивается на доску).

Терпимость – способность мириться с кем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников - «слепой» (ему завязывают глаза), второй - его «поводырь», старающийся аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и т.д.). Если есть желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - провести «слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями.

Комментарий. В игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом тренируется умение владеть вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию «слепого» в пространстве, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.

Анализ упражнения:

• Как вы себя чувствовали, когда были «слепыми»?

• Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно?

• Знали ли вы все время, где находитесь?

• Как ощущали себя в роли «поводыря»?

• Что делали, чтобы вызнать и укрепить доверие «слепого»?

• В какой роли чувствовали себя комфортнее? Хотелось ли во время игры изменить ситуацию?

Ответы можно начинать следующими предложениями:

• Мне было легко, потому что...

• Мне было трудно, потому что...

П: Тест «Твое терпение»

Время от времени пресловутая чаша терпения переполняется, и мы теряем самообладание, выходим из себя. Данный тест подскажет, умеешь ли ты сдерживать свои эмоции, если вдруг что-то пошло не так, как ты хотел.

 1. Если покупатель, за которым ты стоишь в очереди, никак не отходит от прилавка, ты…

а) поторопишь его

б) терпеливо ждёшь

в) молчишь, но внутри «кипишь» от возмущения

2. Если на день рождения твой друг подарил тебе вещь, которая абсолютно не нужна, ты…

а) благодаришь его, но передаришь подарок

б) злишься за ненужную покупку, но вида не подаёшь

в) вежливо отказываешься

3. Если при разговоре с другом возникли разногласия, ты…

а) прекращаешь разговор

б) будешь доказывать свою правоту

в) согласишься с его доводами, но в душе будешь считать правым себя

4. Если пирог, который ты затеял испечь к приходу гостей, пригорел, ты…

а) постараешься приготовить что-нибудь на скорую руку

б) попробуешь накормить гостей тем, что осталось от пирога

в) отменишь приглашение гостей

5. Если тебе приходится долго ждать приема к врачу и сидеть в очереди, ты…

а) используешь это время для чтения

б) сидишь и злишься

в)сильно беспокоишься

6. Если по только что вымытому тобой полу прошлись грязными ногами, ты…

а) набросишься на того, кто это сделал с недобрыми словами или кулаками

б) перестанешь заниматься мытьём полов до следующего раза

в) вымоешь их ещё раз

1

2

3

4

5

6

а

3

1

2

1

1

3

б

1

3

3

2

3

2

в

2

2

1

3

2

1

6-9 очков: ты проявляешь завидную терпимость к себе и другим, считая, что все имеют право на ошибку. Ты легко прощаешь себя и других. Главное, чтобы другие не злоупотребляли твоим терпением.

10-14 очков: других ты прощаешь довольно легко, себя же слишком строго судишь даже за малейшую оплошность. Нужно быть более снисходительным к себе, это поможет добиться внутренней гармонии.

15-18 очков: увы, чаша твоего терпения переполняется слишком стремительно. Если вдруг что-то пошло не по плану, ты моментально выходишь из себя, раздражаешься. Побереги свои нервы, попытайся понять, что многие проблемы решатся сами собой, если ты научишься сохранять самообладание.

П: В завершение нашего часа общения хочу ознакомить с правилами, помня о которых вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на доске. Давайте прочитаем их поочерёдно.

- Ставь интересы других людей выше собственных.

- Будь верен и надёжен.

- Уважай других, уважая себя.

- Терпимо относись к другим точкам зрения.

- Воспринимай людей как равных себе.

- Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

- Умей прощать и не будь обидчив.

- Живи в согласии с самим собой  и с другими людьми.

- Проявляй чуткость.

- Будь уверен в себе.

- Умей контролировать свои желания и поступки.

- Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

- Стремись делать всё как можно лучше.

П: Понравился ли вам час общения? Что именно понравилось? Спасибо за общение.


Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в понимании, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие. Час общения «Добро. Зло. Терпимость»

На данном внеклассном мероприятии рассматривается что такое "добро" и "зло", соответственно "добрый человек" и "злой человек". Какцю роль в жизни отводится "терпимости", как она важна. Обсуждение прох...

Внеклассное мероприятие "Что значит быть терпимым?"

Тема: Что значит быть терпимым?Цели: 1. определить уровень толерантности детей;2. помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим;3. формировать первичные представления о толерантности...