Внеклассное занятие "Бесконфликтное общение"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс)

Мищенкова Рита Владимировна

Конспект внеклассного занятия для детей группы риска коррекционной школы 8 вида "Бесконфликтное общение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_po_obshcheniyu_.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие.

            Тема: Бесконфликтное общение.

Цели и задачи:

Образовательные:

     - знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения:

     - формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

- знакомство учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс».

-учить управлять своими эмоциями в ситуации конфликта , принимать правильное решение , находить компромисс.

 Развивающие:

-коррекция эмоционально-волевой сферы;

- развитие познавательного интереса;

- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность.

 Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

- формирование социально одобряемых форм поведения, умению действовать в социуме с учётом позиции других людей.

Оборудование:

1. ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения),

2. Презентация

3. Карточки

4.Конверт откровений

5.Облака

Ход занятия.

1. Приветствие.

Ведущий. Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте встанем и повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и вы друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

- Поговорим.

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо

- И хорошо не очень

- Что-то знаете вы

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим

- Вдруг будет интересно.

2. Круг добра.

Ведущий – Подойдите ко мне те ребята, кто родился в 2004 году (Ларион, Даша)

- А сейчас мы увеличим наш круг.

Сейчас выйдут те, кому уже есть 17 лет (Саша К, Коля Д)

А теперь те, кто родился зимой (Денис Д, Данил С)

- Хорошо, наш круг стал больше.

А теперь подойдите те ребята, чьё имя начинается на буку А (Александр Б, Артем С, Алексей С, Алена Ш, Александр Бирюков, Андрей Г)

Подойдите ко мне ,ребята, которые живут в 6 семье (Нина З, Вадим С).

- Посмотрите какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.

А еще вы все учитесь в нашей школе. За эти годы мы узнали друг о друге много.

- наши привычки, образ жизни, интересы, способности и многое другое.

А сейчас мы с вами выполним такое задание. Протяните рядом стоящему руку со словами: "Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.

Ребята, скажите: человек может обойтись без общения?

Все молодцы, а сейчас садитесь все по местам.

3. Формулирование темы и цели занятия

Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить тему нашего занятия.

Мудрецы и слон

     Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 - Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 - Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 - Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

Так какова же тема нашего занятия? Кто догадался?

Слайд 2. Тема нашего занятия: Бесконфликтное общение.

Слайд 3.  Вот сегодня мы попробуем понять,

ЧТО такое конфликт?

ГДЕ он возникает?

ПОЧЕМУ он возникает?

КАК его избежать?

4. Определение понятия «конфликт».

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает? Ассоциограмма

Ученики:  Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Слайд 4.

  КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор.

Учитель: Ребята! А с кем могут быть конфликтные ситуации?

5. Беседа по теме.

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах?

Часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами?

 В чем вы видите их причину?

 Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем?

Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?

 Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека?

Упражнение №1: “Облака”.

- Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)

Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака.

Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.

Слайд 5.

К доске прикреплено солнце.

Собираю облака и прикрепляю их на солнце.

- Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.) Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь – мультимедийные эффекты). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.

- А что чувствуют люди, которые обижают?

- Легко ли живётся такому человеку?

В чём же вред таких конфликтов?

Слайд 6.

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, после конфликта человек переживает, работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть.

Упражнение №2  «Конверт откровений»

«В вашей школе появился новый мальчик, инвалид от рождения, у него плохо развита правая рука. Какая помощь ему потребуется от вас. Будете ли вы помогать ему?»

«Маленькая девочка в вашей группе-семье не может застегнуть пуговицу на пальто. Ты ей поможешь?»

«Ты обижаешь маленьких детей, отвечай честно. Почему?»

«Мальчик из другой группы-семьи просит тебя помочь донести ведро с водой. Ты ему поможешь? Почему?»

«Ты увидел дерущихся мальчиков из 5 класса. Что ты сделаешь? Почему?»

6. Ситуации.

- Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Слайд 7.

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? /Читает педагог/

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

Слайд 8.

2. Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.

- У меня правильный ответ! – сказал Петя

-Нет! Правильный ответ у меня, ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.

Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника. Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?

Слайд 9.

3. У Саши во вторник дежурство по столовой, но ему хочется быстрее вымыть посуду и пойти играть в футбол. Он решил, что Катя обязана помочь ему в уборке. Катя отказалась, и Саша разозлился и ударил девочку.

(Саша мог вежливо попросить Катю помочь ему)

Слайд 10.

4. В одной семье дети хотели посмотреть телевизор, но выяснилось, что мальчики хотят смотреть мультфильм про роботов-трансформеров, а девочки – про прекрасных принцесс. Завязался спор, все начали кричать и ругаться. Вдруг один из мальчиков вспомнил мультфильм про кота Леопольда и крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Все рассмеялись и договорились , что сначала они посмотрят про принцесс, а потом про роботов.

5. Посмотреть мультфильм про медведя и лося, встретившихся на узком мостике.

Обсуждение. Как поступили маленькие звери? Они уступили друг другу, Смогли договориться, т.е. пошли на компромисс.

Как вы понимаете слово «КОМПРОМИСС»?

Слайд 11.

КОМПРОМИСС —соглашение на основе взаимных уступок.

Чтобы не было ссор во время споров, люди должны научиться уступать друг другу. Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Давайте с вами выведем правила бесконфликтного общения.

Слайд 12.

  1. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки
  2. В споре будь сдержан и тактичен
  3. Не кричи, не оскорбляй собеседника.
  4. Будь внимателен к собеседнику, не перебивай его
  5. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.

Мы сегодня поговорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении.

А какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем?

Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества.

Качества личности:

Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.

Слайд 13.

- Перед вами на доске солнышко без лучиков и кактус без иголок. Те качества, которыми вы бы хотели обладать, прикрепите к солнышку (это будут его лучики).  А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.

Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении.

Дополнительная игра “Горящая река и лодочки”

 2 команды по 4-6 человек.

Каждой команде даётся по 2 альбомных листа - лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу).

Упражнение №3 “Рисунок вдвоем”.

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Упражнение №4 «От сердца к сердцу».

 А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

Давайте подведем итог и еще раз прочтем правила бесконфликтного общения

Слайд 14.

  1. Избегать конфликтов, ссор, не совершать необдуманных поступков.
  2. Уважать мнения других людей.
  3. Принимать других такими, какие они есть, со всеми их недостатками.
  4. Уметь прощать обиды.
  5. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
  6. Научиться признавать ошибки и уметь извиняться заних.
  7. Научиться сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  8. В споре быть сдержанным и тактичным.
  9. Стараться помочь человеку, если видишь, что он находится в сложной ситуации.

А сейчас, ребята, мы хотим раздать вам памятки «Правила бесконфликтного общения». Мы надеемся, что вы будете соблюдать эти правила и поделитесь с другими ребятами.

Итог: Я надеюсь, что сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Рефлексия:

Сейчас я раздам вам по веточке багульника.

Перед вами 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: “Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?”.
1 - Интересно, полезно. 
2 - Сложно, не интересно. 
3 - Бесполезно, безразлично.
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый

Слайд 15.

В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по предмету .Презентация "Час общения" для учащихся 8-9-х классов на тему "Путешествие по городам Оренбуржья"

Данная разработка  ЧО создана   к районному конкурсу инновационных  идей и инновационных технологий в сфере воспитания "Творческая изюминка". Цель: воспитание на основе национально...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык в речевом общении"

Мероприятие проходит в форме игры-соревнования двух команд: "Теоретики" и "Практики". Данная игра поможет командам  лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также ученики в...

Внеклассное мероприятие - территория сотрудничества и общения

Обобщение внеклассной работы по биологии и химии....

Презентация внеклассного мероприятия "Общение"

Презентация внеклассного мероприятия "Общение"...

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

Внеклассное занятие по развитию навыков общения и взаимодействия с учащимися 5 - 7 классов

Групповое занятие в форм тренинга. Применяемые методы - групповая работа, дискуссия, игра в группах. Цель занятия - развивать навыки конструктивного общения....

Конспект открытого внеклассного мероприятия по иностранному языку (английский) на тему: "Английский язык - язык международного общения", 2 класс

КОНСПЕКТ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯк УМК В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С. А. Постухова, О. В. Стрельникова«Английский язык. 2 класс»Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель английского яз...