Что в имени моем?
план-конспект

Дригунова Надежда Викторовна

Технологическая карта к внеклассному занятию по предмету "Основы православной культуры" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_imeni_moem.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия «Что в имени твоем»

Тема занятия

Что в имени твоем?

Предмет

Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры.

Класс

четвертый

Базовый учебник

А.В. Кураев. Основы православной культуры. Учебник для 4 – 5 классов. Москва, «Просвещение», 2012 г.

Педагогическая цель

Дать возможность учащимся углубить представления о собственных именах, осмыслить значение имени в православии, взаимосвязь его с небесным покровителем.

Задачи урока

  • Обучающая: расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.
  • Развивающая: дать возможность сделать простейшие статистические исследования,  исследовать имена с точки зрения перевода с других языков;  развивать навыки логического мышления, умения вести диалог; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитывающая: усвоить, в чем состоит уважительное отношение к собственному имени; формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия

Тип занятия

Комбинированный

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично исследовательский

Виды деятельности

Беседа, поск и обработка информации, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Предметные результаты

Учащиеся углубят знания о православии и христианстве, узнают о происхожденнии и значении собственных имен.

Личностные результаты

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты

Учащиеся усовершенствуют умения и навыки адекватного использования речевых средств, построения рассуждений, обагатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировозренческом уровне)

Основное содержание темы, понятия и термины

  • Какие у нас имена в классе?
  • Откуда они к нам пришли и что означают?
  • Как святые являются нашими покровителями?

Образовательные ресурсы

  • Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер)
  • Презентация к уроку
  • Дидактический материал к занятию.

Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

формы контроля

форма работы

методы работы

предметные результаты

УУД

I Организационный момент (1 минута)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

 - Добрый день, дети! Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в необычное путешествие.

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

фронт.

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Библия и Евангелие» (5 минут)

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся

Организация взаимопроверки

Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?

- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

Рассуждения детей

(Нет.)

Имя

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

беседа

фронтальная

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать

имя

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смыслобразующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение слушать товарища, находить ответы на вопросы.

беседа

фронтальная

Слайд № 1

Дает возможность сформулировать тему занятия

Формулируют тему урока,

фронтальная

Слайд № 2

- Дети, что такое имя?

находят ответ: это особенное слово - собственное название каждого человека.

групповая

Слайд № 3

Может ли человек жить без имени?

- Почему?

(Нет.)

(Ответы детей.)

IV Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

- Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому».

- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково?

Игра «Клубочек»

Дети называют себя полными именами.

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями

взаимопроверка

фронтальная

фронтальная

Слайд № 5

- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

фронтальная

Слайд № 6

- Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? (Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот)

- Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали.  

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

опрос

фронтальная

Слайд № 7.

работа в группах:

1 группа – аналитики: - сколько в классе девочек и мальчиков,

 - какие имена повторяются;

2 и 3 группы – переводчики: как переводятся имена детей в классе;

4 группа – исследователи: почему ученикам родители дали такие имена;

остальные составляют «Ромашку»

отчет групп

групповая

Слайд № 8

Презентация: Православные имена  

показ

беседа

фронтальная

Слайд № 9.

Физкультминутка

Проведение физкультминутки

Выполняют упражнения

Слайд № 4

видеофрагмент о празднике Покрова.

Слайд № 10 – 12.

Поздравление учителей

Слайд  № 13,

V Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

-Итак, вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

- А теперь покажите мне своими светофорчиками как вам работалось на уроке:

- зеленый цвет: я хорошо поработал, все понял, узнал много нового;

- желтый цвет – я хорошо поработал, узнал много нового, но у меня остались вопросы;

 - красный цвет: мне было скучно, не интересно, я не чего не понял.

Отвечают на вопросы, называют понятия.

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

опрос

фронтальная

Слайд №15. Сигналы светофорчика

VI Информация о домашнем задании (3 минуты)

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

Домашнее задание: рассказать членам семьи и друзьям о своих именах, попробовать поискать информацию о своих святых покровителях.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

фронтальная

Слайд №16. Домашнее задание

VII Оценка работы (1 минута)

Мотивация к дальнейшему обучению

Оценка работы детей,  

Личностные:

проявление эмоционального отношения к оценке.


Для первой группы. Аналитики

Вопросы:

  • Сколько в классе девочек и мальчиков?
  • Какие имена повторяются? Сколько их?
  • На какие буквы начинаются имена детей в классе.

Для второй группы. Переводчики

Мужские имена:

Задание: выбрать значение имен для мальчиков класса

Для третьей группы. Переводчики

Женские имена:

Задание: выбрать значение имен для девочек класса

Для четвертой группы: Исследователи

Задание: распределить по группам: почему нас так назвали.

Родители не могли выбрать имя и поэтому решили использовать словарь. Первое красивое имя, которое им попалось в словаре и стало моим именем. (Артем)

Меня назвали в честь бабушки (Анна).

Меня назвали в честь прабабушки (Мария).

Меня мама назвала, так как звали ее лучшую подругу (Ксения)

Нас так посоветовал назвать лама из дацана, к которому обратилась мама. (Света и Даша)

Меня родители назвали именем той святой, день памяти которой праздновался на следующий день (Лена).

Меня так назвали в честь прабабушки (Софья).

Маме нравилось имя подруги, и когда вместо мальчика появилась я, она назвала меня как подругу (Снежана).

Меня родители назвали в честь святителя Николая (Коля).

Меня назвали так, потому что всем: маме, папе и бабушке понравилось это имя (Настя).

Меня не знали, как назвать, а потом случайно увидели это имя, и оно всем понравилось, звучало необычно. (Полина).

Меня назвали так, как это имя очень понравилось моей маме. (Антон)

Оценочный лист  Ученика-(цы) ______________________________________________________________

Деятельность за урок

Сумма баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями

Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...