Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
план-конспект занятия по теме

Рябчич Анна Степановна

Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

     

Логопедическая тема. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе.

Лексическая тема. Зимняя олимпиада.

Грамматическая тема. Изменение прилагательных по родам и числам.

Цель занятия. Развитие функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка.

Задачи занятия.

Образовательные:

                -  закрепить навык согласования прилагательных и существительных

                  в роде, числе;

                 - закрепить правописание сложных слов, слов из словаря;

                 - закрепить умение работать с деформированным текстом;

                 - учить работать со сложным бессоюзным предложением.

Развивающие:

                  - совершенствовать навык словообразования

                 (образование качественных прилагательных);

                  - расширять, активизировать словарь учащихся;

                  - развитие познавательного интереса;

                  - развитие самостоятельности.

                 

Коррекционные:

                    - коррекция  и развитие связной речи;

                    - коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти;

                    - коррекция и развитие  внимания;

                    - коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные:

                    - способствовать развитию патриотических качеств личности.

Обеспечение занятия.

Технические средства обучения: ПК, проектор, экран.

Наглядные пособия: таблички с прилагательными, слайды презентации, таблички с вопросами.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с заданиями.

п/п

Этапы занятия

Дополнения

I

Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Знакомство с гостями

                             

- деятельность учителя

II

Актуализация новых знаний.

- слайд презентации №1;

- беседа учителя о истории Олимпийских игр. (приложение №1)

III

Объявление темы занятия

 

- работа с таблицами прилагательных (приложение №2)

IV

Объяснение нового материала.

1.Работа на уровне слова.

2. Работа на уровне словосочетания.

3.Работа на уровне предложения.

-слайды презентации №2, №3;

- индивидуальные карточки (приложение №3), слайды презентации №4;. №5.

- индивидуальная карточка (приложение №4);

-слайды презентации №6, №7, №8,№9;

- таблица с зашифрованными словами (приложение № 5);

-индивидуальная карточка с деформированным предложением (приложение№6)

- слайды презентации №10,№11.

V

Подведение итогов

- деятельность учителя

                                                                                       

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

 

II.   Актуализация новой темы.

На мониторе изображение олимпийского флага. Ученики объясняют, когда поднимают олимпийский флаг, что такое олимпиада, где проходила зимняя олимпиада в этом году. (Слайд №1. приложение №1)

олимпиада

Канада

   

  1. Объявление новой темы.

  Учащиеся читают таблички.( Приложение №2)

                     

сильные

ловкие

весёлые

быстрые

злые

болтливые

хвастливые

честные

               

                      Ребята объясняют, к какой части речи относятся эти слова, что такое    

                прилагательное, о чем рассказали нам эти прилагательные.

 (О характере человека, о его способностях.)

                 

Мы сегодня будем работать с прилагательными. Они помогут нам вспомнить соревнования, которые  проходили на олимпиаде.

                      IV.    Работа на уровне слова.

   Задание для учащихся. Отобрать только те слова, которые присущи настоящим спортсменам.

Ученики отбирают следующие прилагательные: сильные, ловкие, весёлые, быстрые, честные.

   Вспомните, какими еще качествами должны обладать спортсмены.

( Спортсмены должны быть смелыми.)

Подберите к слову «смелые» синонимы. (Храбрые, мужественные, бесстрашные.) Слово «бесстрашные» записать в тетрадь. Самопроверка. На мониторе появляется слово «бесстрашные». (Слайд №2) Ученики объясняют, почему в этом слове две буквы «с», выделяют морфемы.

    А еще спортсмены должны уметь трудиться. Как мы говорим о людях, которые любят труд? (Трудолюбивые.)

    Слово «трудолюбивые» записать в тетрадь. Самопроверка. На мониторе появляется слово «трудолюбивые».(Слайд №3). Ученики объясняют правописание этого слова . выделяют корни слова.

V.   Работа на уровне словосочетания.ы

               Я приглашаю вас на соревнования. А по какому виду спорта будут проходить эти соревнования, вы сами скажите.

                Учащиеся записывают следующие буквы:

четвертая буква в слове «суббота»,

 вторая буква в слове «билет»,

третья буква в слове «спасибо»,

 четвертая буква в слове «лестница»,

 пятая буква в слове «троллейбус»,

третья буква в слове «здоровье»,

четвертая буква в слове «тонна».

                           

                                         Б  И  А  Т  Л  О  Н

                                                                  (слайд№4, №5)

                       Работа по карточкам.

                          (Приложение №3)  

Снег  (какой?)________________________.

Трасса (         )_______________________.

Небо (           ) ________________________.

Болельщики (            )__________________.

                Ученики вспоминают, что вопросы, поставленные от существительных к прилагательным, помогут правильно написать окончание прилагательного.

                Ученики подбирают к слову снег прилагательные самостоятельно, объясняют правописание окончаний.  Далее образуют прилагательные от следующих существительных: зима, труд;

                                                                         синь, без облаков;

                                                                         радость.

 

Снег  (какой?)_белый, мягкий.

Трасса (какая?) зимняя, трудная.

Небо (какое?) синее, безоблачное.

Болельщики (какие?) радостные.

  1. Работа на уровне предложения.

                       Учитель объявляет, что следующий вид соревнований спортсмены зашифровали сами. Они оставили следы после своих выступлений. Соедините буквы с клеточками, и вы прочитаете слово.

                     (Приложение № 4)

Катание

Как вы думаете, ребята, о каком катание идет речь? (О фигурном катание)

    Учащиеся записывают в тетрадь «Фигурное катание».(Слайд №6, №7)

На мониторе (слайд №8) ученики читают слова:

 на, выступление, показали, олимпиаде, фигуристы, блестящее.

 Составляют предложение,  проверяют его, объясняют правописание прилагательного «блестящее». (Слайд №9)

На доске таблица с зашифрованными словами. (Приложение № 5)

    Найдите два зашифрованных слова, и вы догадаетесь, о каком виде спорта пойдет речь.

                          Мпаошайбаиоляюклюшкамсгоу

шайба     клюшка

     Ученики записывают в тетрадь слово хоккей. Учитель обращает внимание на правописание этого слова. (Слайд №10, №11)

    Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение № 6)

Хоккей, в, настоящие, не играет, трус, в,  мужчины, играют, хоккей.

        

Составляем предложение о хоккеистах.

В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей. Ученики объясняют правописание окончания в прилагательном «настоящие», с помощью учителя находят два простых предложения, ставят запятую.

  1. Подведение итогов урока.

Ученики вспоминают, с какой частью речи мы работали ,что нужно сделать ,чтобы правильно написать окончание в прилагательном. Какое спортивное событие пройдет в нашей стране в 2014 году.

                                            VIII. Домашнее задание.

Узнать по каким еще видам спорта проходят соревнования на зимних олимпийских играх.

                 

                                                                          Приложение 1

олимпиада

   

Канада

                                                                                   

                                                                                                     Приложение 2

               

сильные

ловкие

весёлые

быстрые

злые

болтливые

хвастливые

честные

                                                                                                   Приложение № 3

Снег  (какой?)________________________.

Трасса (         )_______________________.

Небо (           ) ________________________.

Болельщики (            )__________________.

                           

                                                               Приложение № 4

и

н

а

к

а

т

е

                                                                                                 Приложение № 5

Мпаошайбаиоляюклюшкамсгоу

                                    Приложение№ 6

Хоккей, в, настоящие, не играет, трус, в,  мужчины, играют, хоккей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.Задачи:Образовательные:Работать по формированию умений и навыков при работе с им...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дизорфографии  для учащихся 8 класса по теме: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже...