Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Ойдуп-оол Алла Сарыг-ооловна

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  • Работать по формированию умений и навыков при работе с именами прилагательными.
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в предложении, тексте.
  • Закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде,  числе и падеже.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас.
  • Cпособствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника.
  • Поддерживать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sogl_im_pril_s_sushch.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  • Работать по формированию умений и навыков при работе с именами прилагательными.
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в предложении, тексте.
  • Закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде,  числе и падеже.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас.
  • Cпособствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника.
  • Поддерживать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Словарь: согласование, Невский пятачок, морпех, контратака, авиабомба, плацдарм,

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор (презентация подготовлена в программе PowerPoint), учебник “Русский язык” 5 класс/авторы С.Д.Ашурова и др.,  экран, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Психологическая подготовка учащихся к деятельности

Девиз урока. Слайд 5.

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно.

3. Сообщение темы урока.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

О какой части речи мы сегодня будем говорить? Слайд 6.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?,  какое?, какие?, чей?, чья?, чьё?, чьи? Слайд 7

4. Работа со словарными словами.

Слайд 8. (Записаны словарные слова с пропущенными орфограммами.)

Словарь: б_ография, в_теран, г_рой, м_даль, з_щита, с_лдат, св_бода, те_итория, бр_гада, м_трос, л_генда, пр_красный.

Какие слова записаны на доске?

Почему они так называются?

Какое задание вы должны выполнить?

Взаимопроверка – поменяйтесь тетрадями и помогите  другу.

Проверка . Слайд 9.

Какой частью речи являются эти слова?

Какое слово “лишнее”? Почему?

Какая это часть речи?

Что мы знаем об имени прилагательном?

5.Слайд 10.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.”
(И. Тургенев)

Как вы думаете, что хотел сказать автор? К кому он обращается?

Найдите в предложении прилагательное “прекрасный”.

С каким существительным оно связано?

Как называется такая связь?

Определите род, число, падеж.

Каким способом можно определить род имени прилагательного?

(Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.  Род, число и падеж  прилагательных зависят от существительных, к которым они относятся).

6. Игра “По цепочке”.

Задание: подберите слова, похожие по смыслу.

Прекрасный – чудесный, удивительный, великолепный, красивый, отличный, хороший, замечательный, блестящий, потрясающий, шикарный, бесподобный и др. Слайд 11.

7. Подберите к прилагательному “хороший” имя существительное (друг, день, отдых и др.) Слайд 12.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие. (Слайд13)

8. Гимнастика для глаз. Слайд 14-16.

9. Игра “Собери пословицу”

Слайд 17. (Новых друг лучше Старый двух.)

Проверка игры. Слайд 18

10.Слайд 19.

(Верная) друг, (великий) победа, (трудная) сражение, (торговые) порт, (блокадный) зима, (героическое) дни, (балтийская) берег, (глубокие) озеро.

С какой проблемой мы столкнулись?

Кто может сформулировать задачу?

Что мы будем делать?

Запишите. Проверка. Слайд20.

11. Какой вывод можем сделать?

От чего зависит род и число прилагательного?

Прочитайте правило в учебнике (Стр.137)

12. Динамическая пауза. Слайд 21.

13. Слайд 23. Рассказ о Невском пятачке. (Невский пятачок – условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы против Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта с 1941 по 1942 годы)

(Плацдарм-площадь для сбора войск, территория  своего или другого государства, используемая при подготовке вторжения на территорию противника в качестве базы для сосредоточения и развертывания вооруженных сил, может иметь стратегическое или оперативное значение).

14.

Работа с раздаточным материалом (на столе учителя).

Выберите себе вариант задания.

Кому будет нужна моя помощь, обращайтесь.

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись …. бои. ….. командование, несмотря на ….. потери своих войск, ….. сопротивление воинов …. фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все …. батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю ….. пятачка. Казалось , что уже нет ничего ….. на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. ….. воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу … удары..

1-й вариант

Слова для справок: немецкий, новый, тяжелый, Невский, живой, чувствительный, огромный, героический, советский, Ленинградский.

2-й вариант

Слова для справок: немецкое, новые, тяжелые, Невского, живого, чувствительные, огромные, героическое, советские, Ленинградского.

3-й вариант

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись (тяжелый) бои. (Немецкий) командование, несмотря на (огромный) потери своих войск, (героический) сопротивление воинов (Ленинградский) фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все (новый) батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю (Невский) пятачка. Казалось , что уже нет ничего (живой) на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. (Советский) воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу (чувствительный) удары.

Списать, вставить пропущенные слова. Определить род, число имен прилагательных.

Самоконтроль. Возьми карточку “Выполненное задание”

15. Тест. Выбери правильный ответ. Слайд 24.

Имя прилагательное:
– часть речи,
– часть слова,
– часть текста.

Обозначает:
– предмет,
– признак предмета,
– действие предмета.

Отвечает на вопросы:
– что? кто?
– что делать?
– какой? какая? какое? какие?

16. Домашнее задание. Слайд 25

Стр.254, упр. 646. Прочитайте текст, озаглавьте его. (2-ое задание письменно  – разберите по составу слова рыжеватый, безобидный).

17. Итог урока.

Как оцениваете свою работу? Слайд 26

Расскажите по схеме:
узнал …

Сегодня на уроке я научился…
смог …
могу похвалить себя и ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".

Логопедическое занятие в 5  классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"....

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дизорфографии  для учащихся 8 класса по теме: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже...