Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
план-конспект занятия (8 класс)

Белышева Анна Александровна

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дизорфографии  для учащихся 8 класса по теме: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_8_klass.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № ________ Дата __________

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции дизорфографии  для учащихся 8 класса по теме: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже».

Цели:

Коррекционно-образовательные:совершенствовать умение устанавливать связь имён прилагательных с существительными; закрепить знания, умения учащихся при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже; упражнять в правильном употреблении прилагательных и существительными в устной и письменной  речи; совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать навык правильного  согласования прилагательных с существительными в устной и письменной  речи, развивать умения распознавать имена прилагательные в предложении, тексте, расширять и активизировать словарный запас; развивать связную речь, орфографическую зоркость; активизировать  мыслительную деятельность; развивать слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать выдержку, самоконтроль, культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: ИКТ, музыкальная композиция, карточки-задания, тетрадь.

Ход занятия.

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой).

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости.

- Закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля, которая вдыхает весенний аромат. Вы ощущаете нежное прикосновение весеннего апрельского солнышка. А вокруг звуки ручья, пение птиц, шепот деревьев, удивление первых цветов, открывших свои глаза. И вы откройте глаза.

«Дыхательная гимнастика – вдыхаем аромат цветов» (мы расслаблены, спина прямая, плечи опущены, воздух вдыхаем через нос). (Музыкальное сопровождение – А. Глазунов «Весна»)

Учащиеся выполняют в соответствии с фразой логопеда.

Соберите все пальцы вместе и втяните воздух через нос, вдыхая аромат весеннего цветка, а затем:

- медленно и долго подуй на свои ладошки;

- коротко выдохни воздух на каждый пальчик;

- понюхайте цветок, выдохните, но не до конца, задержите дыхание, затем выдуйте до конца.

–  Молодцы! Приступаем к работе.

  1. Основная часть

  1. Сообщение темы занятия.

Как много поэтов и художников восхваляли весну. Но давайте обратимся к истокам.

- А знаете ли вы, что по народному календарю весенние месяцы называются (март – протальник - Еще снег лежит, но солнышко пригревает и становится теплее.), (апрель – снегогон - Дни становятся длиннее, пробуждается природа, возвращаются перелетные птицы.) и (май – травень - На деревьях распускаются листочки, появляются ароматные цветы, в лесах поют соловьи.).

- Объясните, как правильно нужно расположить названия месяцев?

        - Правильно.

Собери букет

        - А теперь давайте вместе прочувствуем апрельское настроение и соберем букет из весенних цветов. Но не все цветы нам подойдут. Выберите только те цветы, на которых записаны словосочетания. И обратите внимание на части речи в словосочетаниях.

- Почему выбрали только эти цветы? (Потому что на них указаны словосочетания, в которых прилагательное согласуется с существительным).

- Действительно, имя прилагательное тесно связано с именем существительным. У них много общих признаков. Каких?

- По каким морфологическим признакам происходит согласование прилагательного с существительным (род, число и падеж)

- А у каких прилагательных род узнать нельзя? (У прилагательных во множественном числе).

- Как называется связь имени прилагательного с именем существительным? (согласование).

- Правильно, имя прилагательное поясняет имя существительное, поэтому род и число имени прилагательного зависит от того имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.

- Как вы думаете, какая же тема нашего занятия?

  1. Тренировочные упражнения на согласование прилагательного с существительным.

  • Развитие слухового внимания с элементами кинестетического упражнения. Игра: “Веришь – не веришь”.  (Ответы детей с помощью жестов. Верю – подними две руки, не верю – перекрестное сложение рук)

- А верите ли вы, что род и число прилагательного зависит от существительного?

- А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: -ый, -ий, -ой?

- А верите ли вы, что прилагательное «весенний» пишется с удвоенной согласной Н?

- А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?

- А верите ли вы, что словосочетание прозрачный тюль – мужского рода?

  • Назови существительное по его признаку. Определи род. (На экране появляется правильный ответ).

Весеннее, чистое, голубое … (небо).

Зеленая, сочная, буйная … (трава).

Яркое, желтое, горячее … (солнце).

Серебристый, душистый, свежий … (ландыш).

  • Игра «Один - много». Измени число прилагательных.

Солнечный луч –Апрельская капель-

Звёздные ночи –Зеленая трава –

Берёзовый пень –Душистые ландыши -

Нежный лепесток–Весенние каникулы -

- Одно словосочетание на выбор просклонять (для каждого учащегося).

Физминутка

К солнцу цветы потянулись, (Руки поднимают вверх, тянуться к солнцу).

Стало им приятно и тепло!

Ветер пролетал, влево-вправо их качал. (Наклоны влево-вправо)

Раз – цветка коснулся,(Коснутся левой рукой правого колена)

Два – цветка коснулся. (Коснуться правой рукой левого колена)

Ну-ка, ветер, улетай! (Взмахи кистями рук, поочередно)

Пусть цветы растут, растут,(Коснутся правого-левогоплеча поочередно правой-левой рукой)

И нам радость принесут! (улыбаются друг другу)

  • Работа у доски (один у доски по очереди, другие в тетради). Работа с предложениями. Вместо точек вставить подходящие по смыслу прилагательные, определи число, род, падеж.

Пришла …. весна.(долгожданная)

Лучики …солнышка постепенно прогревают землю. (яркое)

Дети пускают кораблики в  …. ручейке.(шумный)

…. цветы покрыли поляну.(разноцветные)

- А теперь составьте и запишите предложение с тем словосочетанием, которое вы положили в корзинку.

Офтальмологическая пауза.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 5-6 раз

Работа с текстом (на карточках). Вставь пропущенные окончания прилагательных. Взаимопроверка. (Итоговый текст на экране). (Музыкальное сопровождение – А. Глазунов «Весна»)

___________________

Ранн….. весна пришла в нашу местность. Зажурчали говорлив….. ручьи. На открытых лесн…… полянках весенн….. солнце съело последн…… снег. А на дне оврагов ещё можно увидеть бел….. пятна.

Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесн…… весенн…… цветы. Лесн……полянку украшает белоснежн……. ковёр подснежников. Как прекрасны эти перв…… цветы русск…… лесов! От цветов идёт дивн….. запах. Подснежники похожи на радостн….. улыбку весны.

На деревьях распускаются почки. Скоро весь лес оденется листвою. В зелени деревьев запоют птицы. Уже прилетели грачи и вьют гнёзда. Здравствуй, весна! 

  • Задание к тексту.

- Работа по вопросам.

Какое время года описано в тексте?

Кратко перечисли, что произошло с природой?

Как вы понимаете смысл предложения - Подснежники похожи на радостную улыбку весны.

- Придумайте заголовок (Ранняя весна), найдите те ключевые слова, которые выражают главную мысль текста.

- Замени синонимами следующие слова: зажурчали (ручьи), говорливые (ручьи), солнце съело (снег), пробудилась (земля), оденется листвою (лес).

- Подбери антонимы к словам: ранняя, говорливый.

- Сформулируйте свое мнение на тему «Берегите подснежники!».

IV. Итоги занятия.

-  Близится к концу наше занятие, подведём ему итог. Какую часть речи мы с вами повторили?

- Назовите тему нашего занятия.

- Как согласуются прилагательные с существительными?

- Как вы думаете, нужно ли нам изучать эту тему и для чего? (Да, чтобы грамотно писать, говорить)

  1. Рефлексия деятельности на занятии.

Оценка деятельности на занятии…

Хлопал ушами

Работал тяп-ляп

Слышал краем уха

Шевелил мозгами

Трудился не покладая рук

Не ударил в грязь лицом

С каким настроением вы покидаете занятие

• розовый цвет – хорошее, бодрое

• желтый цвет – унылое, безразличное

• фиолетовый цвет – раздражительное, гневное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.Задачи:Образовательные:Работать по формированию умений и навыков при работе с им...

Логопедическое занятие в 5 классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже".

Логопедическое занятие в 5  классе на тему:"Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"....