Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"
методическая разработка на тему

Рябчич Анна Степановна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_antonimy.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками.

Обобщающее занятие.

Цели:  -  уточнение и расширение словаря;

              -  практическое овладение навыками подбора антонимов

                  и использование их в речи;

               -  формирование полноценных представлений о звуковом

                   составе слова на базе развития слогового и фонематического

                    анализа и синтеза;

               -  развитие языкового анализа и синтеза;

               -  развитие внимания, слухоречевой памяти,

                    словесно-логического мышления;

               -  развитие умения строить развернутую фразу с элементами

                   рассуждения.

               -  закрепить навык правописания безударной гласной в корне.

                                      Ход занятия.

I. Артикуляционная гимнастика.

     Логопед: « Чтобы наша речь была правильной, четкой и понятной, мы произносим чистоговорку  вместе с пальчиками.»

 « От топота копыт пыль по полю летит»

IIАктуализация темы занятия.

    Тему занятия мы узнаем, если выполним следующие задания.

1.Прочитайте слова, зашифрованные в таблице. Запишите эти слова в тетради.

    Соедините в пары эти слова. Почему вы так соединили?

Дети отвечают, что это слова антонимы.

Логопед: «Что такое антонимы?»

Ученики: « Слова с противоположным значением»

 

лость

2

жад

3

сме

1

ра

5

дость

6

ность

4


тру

щед

грусть

рость

сость

III.   Объявление новой темы.

Ученики записывают тему занятия в тетрадь.

IV.   Объяснение материала.

_ Слова антонимы живут в чудесном городе. Часто эти слова не дружат друг с другом, стараются  спрятаться.

1.Зашифруйте следующие слова с помощью цветных карандашей: труженик. бедняк, мудрец.

 Ученики составляют звуковые схемы слов.

 Логопед проводит работу над лексическим значением слов.

 Ученики подбирают антонимы.  (Лентяй, богач, глупец.)

Таблички со словами вывешиваются на доске.

2. В чудесном городе есть две улицы. Давайте узнаем названия этих улиц.

Запишите 3-ю букву в слове низкий, 2-ю в слове тишина, 4-ю в слове сумма, 5-ю в слове подснежник, 2-.ю в слове пятно, 2-ю в слове мячи.

 Какое слово получилось?  (Зимняя). Догадайтесь, какое название у второй улицы?

(Летняя)

 Название улиц записывают на доске.

3. Продолжаем путешествовать по чудесному городу.

Мы с вами пойдем по дороге. Чтобы узнать какая дорога, надо вставить пропущенные буквы.

Дорога – длинная, у.кая, к.роткая, л.сная.

Ученики вставляют пропущенные буквы, определяют часть речи, род прилагательных и, какое слово лишнее. Убираем лишнее слово. По какой дороге мы пойдем?  (По длинной, узкой, лесной.)

Эта дорога приведет нас к пруду. Пруд – глубокий, чистый, х.лодный, мелкий.

Ученики выполняют аналогичное задание Какой пруд мы увидим? (Глубокий, чистый, холодный)

  Слова антонимы записывают в тетрадь.

V.   Отдых.

Путешествие в музей.

Ребята мы с вами посетим необыкновенную картинную галерею.

                

                

Ученики на картинках ищут предметы с противоположным значением.

  1. Работа с пословицами.

     1. Убежало слово из пословицы. Нам необходимо вернуть это слово.

Думай, где надо сказать, а где … .

Ученики объясняют смысл пословицы. Выписывают слова антонимы.

            2. Прочитайте пословицу, запишите в тетрадь, подчеркните антонимы, объясните значение пословицы.

ет, ха, ды, от, зык, я, ет, та, бо, ра, ва, ло, го, да, ког.

            3. Соберите из слов пословицу.

помни, зло, забудь, а, добро

Ученики записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают антонимы, объясняют значение пословицы.

VII.  Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Конспект логопедического занятия для младших школьников с применением презентации Power Point и использованием компьютерной логопедической программы "Игры для тигры"....

Методическая разработка логопедического занятия для детей с ТНР по теме «Осеннее превращение»

Конспект открытого мероприятия для детей пятого года жизни с диагнозом "задержка психического развития"....

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе "Чуткие ушки"

Тема: «Чуткие ушки»Цель занятия:  развитие фонематического анализа и синтеза слов. Задачи:Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;Развивающие - развивать сл...

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...