Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"
план-конспект занятия на тему

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_vo_2b_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытое логопедическое занятие во 2б классе.

                 

                      Тема « Глагол ».

 

                                                  Учитель-логопед Кудрявцева

                                                            Наталья Владимировна.

                              2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

Лексическая тела: Животное лиса.

Грамматическая тема: Глагол, как часть речи.

Цели и задачи:

- закрепить знания учащихся о глаголах;

- обучение постановки вопросов к глаголам;

- устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

- работа по словоизменению;

- развитие слухового внимания;

- развитие и корркекция согласования;

- развитие и коррекция управления;

- развитие логического мышления;

- формирование мотивации к обучению.

Оборудование: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

                                Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки .

Л.  Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

2.Л. Сейчас я буду читать вам текст. А вы мне будите помогать, для этого вам нужно выбрать из трех слов одно. Лишние слова зачеркните. Выбирайте слово так, чтобы предложение звучало красиво и правильно.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут)  в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк  (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица  прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать? (определение из учебника по русскому языку для 2-го класса Рамзаевой Е.А.).

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

 Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

и, с, л

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т  

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать  глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитыавают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

Л. Я буду читать вам пословицы и поговорки о лисице, а вы выписывайте в тетрадь только глаголы.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Лиса начинает  ………………..  своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как  …………………..  кузнечика. Лисята  ………………..  быть похожими на мать. Если летом научатся  ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете  что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма  «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте  сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных   и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе "Чуткие ушки"

Тема: «Чуткие ушки»Цель занятия:  развитие фонематического анализа и синтеза слов. Задачи:Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;Развивающие - развивать сл...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с учащимися с  ОВЗ...

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе на тему " Диалог. Диалогическая речь"

Диалог- разговор двух и более человек.Диалогическая речь- это (бесед) форма речи ,  состоящая из обмена высказываниями- репликами, на языковой состав которых влияет восприятие, активизурующее рол...