Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе на тему " Диалог. Диалогическая речь"
методическая разработка

Лосева Елена Геннадьевна

Диалог- разговор двух и более человек.

Диалогическая речь- это (бесед) форма речи ,  состоящая из обмена высказываниями- репликами, на языковой состав которых влияет восприятие, активизурующее роль адресата в речевой деятельности адресата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия в  4 классе на тему

 « Диалог. Диалоговая речь»

 Лексическая тема: « Здравствуй, лето»

Учитель-логопед Лосева Е.Г.

ГБОУ школа № 480

 Цели: 1. Образовательные

- научить вести диалог и задавать вопросы.

- уточнить и закрепить знания детей о летнем отдыхе

- учить чётко и  громко, полным предложением отвечать на поставленные вопросы.

2. Коррекционные

-формировать речевой анализ и синтез на уровне слова

- развивать силу голоса

- совершенствовать артикуляторные навыки

- корригировать навыки концентрации и устойчивости внимания.

- развивать пространственную ориентировку

- развивать творческие способности

- корригировать и развивать связную устную речь учащихся путём составления предложений, ответов на вопросы.

- развитие фонематических процессов

3. Воспитательные

- воспитывать интерес к учёбе, любознательность, умение работать в коллективе.

Ход урока

 1 Работа с фразеологизмом.

Ребята, сегодня одно из последних занятий в этом учебном году. Как говорится, «наше время истекло», точнее наше время учёбы истекло»

Кстати , А почему истекло? Разве время  течёт?

Оказывается более 2.5 тыс. лет назад в Греции появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось , вытекающей из сосуда водой т. е. время текло. Отсюда и пошли такие выражения «сколько воды утекло с тех пор.  Текущий год»

Как вы их понимаете?

(рисуем по клеточкам узкий сосуд , но перевёрнутый вверх дном)

2 Беседа о лете. Объявление темы. Время вашей учёбы в 4 классе истекло и наступает самое долгожданное, весёлое , тёплое . жаркое  и самое любимое время- это ЛЕТО.  Как вы думаете   Какова тема нашего занятия?

Год закончился учебный,

Все заботы позади.

 Лето, игры, лес, рыбалка, приключенья впереди.

- За что вы любите лето?

- Напишите те ассоциации ,которые возникают со словом ЛЕТО. ( Я люблю лето за ……….)

Расскажите о свих планах на лето.

3 Умение вести диалог, задавая вопросы одноклассникам. Уметь сформулировать вопрос. Творческие способности.

Придумайте по 1-2 интересному вопросу на тему ЛЕТО и задайте своим одноклассникам.(2мин)

-Какой летний цветок ты считаешь самым красивым?  Я вам задам такой вопрос:  Что было бы если лето продолжалось круглый год?

Если я вас сейчас попрошу нарисовать эмблему лета чтобы вы нарисовали в первую очередь? ( РИСУЕМ)

4 Мини-конкурс на самого сообразительного.

Я задаю хитрые летние вопросы, а вы отвечаете.

Ты тёплого лета наверное ждёшь а летние месяцы как назовёшь? В лесу.где мощные дубы ищите белые

- У какого дерева белый ствол?  Место, где растут овощи? Кого никто не видит, а всякий слышит? Летом люди его приобретают,а зимой теряют. Какое мороженое не едят без палочки?  На каких полях трава никогда не растёт? В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? Сладость через которую можно смотреть на солнце. Не летает, не поёт, а клюёт. Какое растение говорит где оно живёт. Я всюду, хотя и меня не видать, не будет меня ты не сможешь дышать. Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок, на него плдуй слегка , был цветок и нет цветка. Меня пьют, меня льют, всем нужна я кто я такая? Кто спит под своими ушами? Что можно приготовить но нельзя съесть?

5 Грибной кузовок.

Отличным местом отдыха является лес. Лес встречает нас непривычной тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Он привлекает к себе любителей собирать ягоды и грибы.

Каждый получает по кузовку, читаем стихотворение. Составьте из слогов, расположенных внизу как можно больше слов, обозначающих названия грибов.

По тропинке во весь дух мчится из лесу петух.Он кричит ку-ка-ре-ку, честь и слава грибнику. Я наполнил кузов свой и бегу скорей домой.

МАСЛЁНОК,ОПЁНОК,БОРОВИК,ГРУЗДЬ,ПОГАНКА,МУХОМОР,МОХОВИК,РЫЖИК,ЛИСИЧКА,ПОДБЕРЁЗОВИК,ПОДОСИНОВИК.

- Запишите названия грибов в листок.

- Измените названия грибов по образцу.

ОН                   ОНИ                                 МНОГО

6 А теперь минутка отдыха. Мы-артисты.

С помощью жестов и мимики покажите действия. ВЫ полете грядки, вы собираете яблоки в корзину, вы собираете грибы,вы поливаете огород, вы плаваете в море,вы косите траву,вы варите варенье.

 7 Летом на даче мы выращиваем  цветы, любуемся растениями. Лето-это также время сбора лекарственных растений, с помощью которых предупреждаются и излечиваются разные болезни. Итак, проверим насколько хорошо вы знаете лекарственные растения.

Отгадайте загадку и узнаете первое лек растение.

Весь в пыли хоть сил немного, у дороги он торчит. У него согнулись ноги, неприметен он на вид. (подорожник)  Он используется в медицине для лечения кашля, воспалительных заболеваний, прикладываем на раны для быстрого заживления, антимикробное действие.

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной, цветок душистый нежный из кисти белоснежной (ландыш) Лечит кишечник.

Кошачья травка- больным поправка,корешок в аптечку , чтоб помочь сердечку. (валериана,корень),при заболеваниях сердца, успокаивающее средство.

-Чтобы узнать следующее растение вам надо выписать из слов, которые я диктую только 4 буквы: маскарад, палитра, стены, брошка, колодец, провал, росинка, компания, овация.(шиповник). Укрепляет иммунитет.

- А теперь только 3 буквы из слов: служба ,портрет, ватрушка вешенки, записка, осечка, макушка, арахис, облака.(петрушка). Противовоспалительное  ср-во.

-Попробуйте подобрать «ключик» и расшифровать след названия.

Это растение сводит бородавки.(чистотел)

Этот цветок ярко-синего цвета, который растёт во ржи.  Читаем пропуская после каждого слога слог НО.   ВАНОСИНОЛЁКНО.

-Какое дерево имеет эффектный, боярский вид, откуда и произошло его название? (боярышник) Читаем строчками с конца справа налево.

- Эта трава от 99 болезней с золотисто-жёлтыми цветами, она не только лечит , но и калечит, в основном животных. (зверобой).

Читаем столбцами с конца снизу вверх.

-Это растение имеет жёлтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарём

А Л У Д Н Е Л А К     Читаем справа налево.

-В названии этого растения упоминается родная и неродная мать.(Мать и мачеха) Читаем строчками.

9 «Во саду ли во огороде»

В течении 2 мин запишите как можно больше овощей, фруктов, ягод, которые созревают летом в саду и огороде.

10 Итог. Летом вас ждут поездки к морю, рыбалка, отдых у бабушки или в оздоровительных лагерях, масса неожиданностей, новых знакомств и приключений. Желаю вам хорошего отдыха и только положительных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе "Чуткие ушки"

Тема: «Чуткие ушки»Цель занятия:  развитие фонематического анализа и синтеза слов. Задачи:Познавательные - формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;Развивающие - развивать сл...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с учащимися с  ОВЗ...

Методическая разработка «Использование метода опорных схем для развития диалогической речи учащихся 7х классов»

Данная методическая разработка направлена на развитие диалогической речи у учащихся 7х классов, изучающих французский язык по учебнику А. С. Кулигиной, О. В. Иохим «Le français en perspective&ra...