Методическая разработка логопедического занятия по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.» (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)
методическая разработка на тему

Филиппова Мария Олеговна

Цель:Научить правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -

ЦЕНТРПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка логопедического занятия

по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.»

 (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)

                                                          Составитель: учитель-логопед Филиппова М.О.

Тема: Правильное маркирование границ предложения. «Зима».

Цель: Научится правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь

Технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- уточнить понятие «предложение»;

- учить составлять предложение по картинке;

- развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения;

- учить детей работать со схемой предложения;

- закреплять правила написания (оформления) предложения с опорой на схему предложения;

- активизировать и расширить словарный запас по теме «Зима».

II. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное, слуховое внимание;

- развивать зрительную память;

- развивать мышление;

- совершенствовать пространственные представления;

- совершенствовать координацию движений пальцев.

- совершенствовать общую моторику;

- развивать четкие координированные действия с речью;

III. Воспитательные:

- учить детей работать в группе и индивидуально;

- учить детей самоконтролю, самопроверке и взаимопроверке;

- учить детей планировать свою деятельность на занятии;

- учить детей работать с информацией.

IV.Оздоровительные:

Воспитание навыка правильного дыхания по методу БОС, пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: Оборудование кабинета «БОС-здоровье» (урок «БОС-здоровье» №2, тема «Зима», курс «Дыхание»); индивидуальные наборы счетных палочек; модель из пластилина «санки»; индивидуальные наборы пластилина; индивидуальные бумажные полоски 3Х5 см; альбомные листы с рисунком «Мальчик и санки» с началом штриховки; индивидуальные наборы цветных карандашей; индивидуальные  наборы элементов для схемы предложений; тетради в клетку; индивидуальные карточки с деформированным текстом, интерактивная доска.

План.

  1. Организационный момент начала занятия.
  1. Игровое упражнение «Фигура»
  1. Основной этап.
  1. Игровое упражнение «Санки»
  2. Работа со схемой предложения.
  3. Динамическая пауза.
  4. Работа в тетради. Запись схем предложений.
  5. Работа с деформированным текстом.
  1. Организация окончания занятия.
  1. Работа с интерактивным модулем (learningapps.org)
  2. Подведение итогов

Ход занятия.

Задачи

Этапы. Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оборудование

- активизировать внимание

- развивать зрительное внимание;

- развивать зрительную память;

совершенствовать пространственные представления;

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы будем учиться записывать предложения.

- Здравствуйте, Мария Олеговна!

1. Игровое упражнение «Фигура»

- Перед вами фигура из счетных палочек. На что она похожа?

- Запомните эту фигуру.

- Сложите такую же фигуру из счетных палочек.

- Фигура похожа на человечка.

(запоминают)

(складывают)

На магнитной доске демонстрационный макет

Руки – красные, тело – синее, ноги - зеленые

совершенствовать координацию движений пальцев;

- активизировать словарный запас по лексической теме;

- учить детей планировать свою деятельность на занятии;

II. Основной этап.

1. Игровое упражнение «Санки»

- Ребята, что это?

- Верно. А как называются маленькие санки?

- Кто знает, из каких частей состоят санки?

- Это полозья (показывает), а это сидение.

- Попробуем сделать такие же санки.

- Аня, расскажи, пожалуйста, с чего ты начнешь выполнение задания.

- Хорошо. Что сделаешь потом?        

(Спросить всех детей)

- Это санки.

- Маленькие санки называются салазки.

(ответы детей)

(ответ ребенка)

(ответы)

демонстрационный макет

индивидуальные наборы пластилина, бумажные полоски 3Х5 см

 совершенствовать координацию движений пальцев;

- развивать зрительное, внимание;

- учить детей взаимопроверке;

- развивать зрительное, внимание;

- учить составлять предложение по картинке;

- уточнить понятие «предложение»;

- учить детей работать со схемой предложения;

- развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения;

- учить детей работать со схемой предложения;

- учить составлять предложение;

- развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения;

- снять напряжение;

совершенствовать общую моторику;

- развивать четкие координированные действия с речью;

- Можно приступать.

- Наши санки белые.

Заштрихуйте, пожалуйста, картинки, на которых изображен мальчик и санки.

- Хорошо. Поменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом, посмотрите на выполнение задания. Расскажите товарищу о том, что у него получилось хорошо, а на что стоит обратить внимание.

- Молодцы! Нарисуем веревочку от руки мальчика к санкам.

- Ваня, что у нас получилось, что делает мальчик?

- Да. Мальчик везет санки. Что мы составили?

- Верно. Что такое предложение?

- Молодцы!

 (выполняют)

(выполняют)

Дети выполняют штриховку разными карандашами

(выполняют)

(выполняют)

- Мальчик везет санки.

- Мы составили предложение.

- Предложение – это группа слов, которая выражает мысль.

альбомные листы с рисунком «Мальчик и санки» с началом штриховки; индивидуальные наборы цветных карандашей

2. Работа со схемой предложения.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что на доске?

- Верно. Эта схема подходит к нашему предложению?

- Докажите.

- Согласна. Какое первое слово?

- Как оно обозначено в схеме, что в нем особенного?

- Правильно. Какое второе слово?

- Слово «санки» какое по счету?

- Сколько всего слов в предложении?

- Катя, прочитай предложение.

- Предложение закончилось. Что стоит в конце?

(раздала индивидуальные  наборы элементов для схемы предложений)

- Составьте такую же схему.

- Костя, прочитай предложение.

- Костя, карандашом какого цвета ты штриховал?

- А ты, Аня?

-Теперь вставьте каждый свое слово в предложение.

Ваня, прочитай, свое новое предложение.

- Молодец! Сколько теперь слов в предложении?

- Да, правильно. Назовите первое, третье.

- Как записаны слова в предложении?

- Это схема предложения.

- Да.

- В нашем предложении 3 слова и в схеме 3 слова.

- Мальчик.

- Оно обозначено уголком, потому что оно первое в предложении и записывается с заглавной буквы.

- Везет.

- Третье.

- Три.

(читает)

- В конце предложения стоит точка.

(выполняют)

(читает)

- Я штриховал карандашом зеленого цвета.

- Я штриховала карандашом красного цвета.

(добавляют элемент в схему)

- Мальчик везет синие санки.

- Четыре.

(называют)

- Слова в предложении записаны отдельно друг от друга.

Доска; начерчена схема.

индивидуальные  наборы элементов для схемы предложений;

3. Динамическая пауза.

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения).

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи надеваем,

Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

(показывают большим пальцем вверх)

(имитируют катание на санках)

(имитируют лепку и бросание снежков)

(«надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

(изображают катание на коньках)

(показывают большим пальцем вверх)

- развивать слуховое внимание;

- развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения;

- учить детей работать со схемой предложения;

- развивать мышление;

- развивать слуховое внимание;

4.  Работа в тетради. Запись схем предложений.

- Откройте, пожалуйста, тетради. Отступим от последней записи 4 клеточки вниз, слева 2 клеточки. В найденной клеточке запишем сегодняшнее число цифрой.

- Послушайте задание. Я буду читать предложение. Вы внимательно слушайте и записывайте только схемы предложений. Первое предложение разберем вместе.

«Пришла зима».

- Сколько слов в предложении?

- Запишем схему. Как обозначим первое слово?

- Что ставим в конце предложения?

- Приступим.

Выпал снег. Земля стала белой. Появились большие сугробы. Машины чистят дороги. Дети вышли лепить снеговиков. 

- Проверим (у доски).

(выполняют)

- Два.

- Уголком.

- Точку.

(выполняют)

Тетради в клетку

- закреплять правила написания (оформления) предложения;

- учить детей самоконтролю;

-учить детей навыкам правильного дыхания

5. Работа с деформированным текстом.

- Ребята, я раздаю вам карточки. На них записаны предложения, но допущены ошибки: неправильно обозначены предложения. Исправьте ошибки.

Пришла зима. Часто идет снег. Лесные звери зимуют. Белка ест орехи. А волк бродит по лесу.

-Атеперь, ребята, давайте узнаем, кто зимой в лесу не спит?

Предлагаю вам подойти к компьютерам и посмотреть на зимний лес и поучиться правильно дышать.

(выполняют)

Дети садятся за компьютеры.

индивидуальные карточки с деформированным текстом

на компьютере урок «БОС-здоровье» №2, тема «Зима», курс «Дыхание».

- учить детей самопроверке;

- учить детей работать с информацией;

- активизировать знания, полученные на занятии.

III. Организация окончания занятия.

Работа с интерактивным модулем (learningapps.org)

- Давайте проверим нашу работу. Составим текст из ваших предложений.

- Молодцы. Обратите внимание, в последнем предложении есть два «маленьких слова».

- Молодцы! Отлично занимались сегодня! Вспомним, чему мы учились сегодня.

- До свидания!

(Один ребенок выходит к интерактивной доске и выполняет задание, остальные проверяют.)

(ответы детей)

- До свидания, Мария Олеговна!

интерактивная доска; мультимедийное оборудование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"

Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"...

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....