Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
статья

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Главная задача работы нашего кружка "Проба пера" – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов”, - писал К.Г.Паустовский. Наш кружок пытается решать очень важную задачу, которая состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, любить природу, окружающих, всё живое, светлое и выражать такими же добрыми, идущими от сердца словами своё отношение ко всему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch.sposobnostey_vo_vneuroch._deyat.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Школа в сельской местности - это один из немногих источников культуры, воспитания подрастающего поколения, нашего будущего, один из источников развития творческих способностей учащихся. Уроки русского языка и литературы, как никакие другие, способствуют самоутверждению, самовыражению ученика, реализации его творческих замыслов. Но на развитие “творческих детей” урочного времени практически не остаётся, поэтому я полагаю, что внеурочная работа позволяет более углубленно овладевать всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, имея своей прямой целью развитие творческой активности учащихся. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа не только даёт возможность в непринуждённой, увлекательной форме закреплять знания, получаемые на уроках, но и глубже раскрывать богатства русского языка, развивать индивидуально-творческие способности  детей.

Цель внеклассной работы: формирование творческих способностей учащихся; повышение общей языковой культуры; привитие любви и уважения к  русскому языку.

Задачи:

- развивать индивидуальные склонности, творческие способности детей, самостоятельную познавательную деятельность в условиях свободной инициативы;

- развивать у учащихся потребность в самообразовании, научить их пользоваться дополнительной литературой, добиваться того, чтобы они полюбили русский язык и вообще книгу как источник знаний;

- развивать и совершенствовать психологические качества личности: трудолюбие, любознательность, инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Внеклассная работа по предмету строится на следующих принципах: 1) добровольность; 2) развитие связной речи (главный принцип); 3) взаимосвязь уроков русского языка и внеклассных занятий; 4) творческое взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения; 5) практическая направленность; 6) системность; 7) индивидуальный подход; 10) опора на субъективный опыт учащихся; 11) занимательность.

Во внеурочной работе по предмету мы отдаём предпочтение таким видам деятельности, как лингвистический кружок, факультатив по русскому языку, предметная неделя, олимпиады по предмету, выпуск стенгазет и др., так как они позволяют выявлять и развивать индивидуальные творческие способности учащихся, дают возможность задействовать большое количество детей. Ученики могут проявить самостоятельность, инициативу и творческую активность.

В нашем опыте организации внеклассной деятельности по предмету основой, объединяющей все перечисленные виды и формы работы, стал кружок “Проба пера”. По моему убеждению, кружок – это, во-первых, одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы, во-вторых, он может быть центром организации всей внеурочной деятельности по предмету и пропаганды русского языка. Все согласятся, что в любом классе есть творческие личности, которым не всегда хочется писать только по данной учителем теме, делать по образцу. Им хочется творить, писать на свободную тему, о том, что волнует в данный момент, что они могут доверить пока только бумаге, а не другу, допустим, или родителям. Для детей необходимо ощущение уверенности в том, что их творчество будет замечено, понято, правильно, корректно оценено. Необходимо понять ребёнка, бережно относиться к их иногда совсем наивным строчкам.

Кружок “Проба пера” ведётся в Зун-Муринской средней школе средней школе на протяжении десяти лет. Специфика кружковых занятий заключается в том, что на них поддерживается целенаправленный интерес школьников к русскому языку, осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся в зависимости от способностей каждого. Главное -  хорошо продумать план работы.

Обычно на занятиях учащиеся пятых классов (а заинтересовывать литературным творчеством нужно именно в этот период) знакомятся с основами стихосложения, рифмой, стихотворными размерами, строфикой, учатся определять размеры стиха, знакомятся с литературными родами и жанрами. Спустя некоторое время дети  начинают писать стихи, с учетом полученных знаний. Обычно первые опыты посвящены мамам, родным и близким, любимым питомцам. Приведем некоторые образцы ранних работ:

Мама.

Я для мамы,

Для любимой,

Разукрашу сто цветов.

Посажу цветочек в вазу…

(Шубина Арина, 2013 г.)

Мама.

Что сказать о маме нашей?

Не найти ее мне краше.

«Мама лучшая на свете»–

Скажут взрослые и дети.

Мама – самый лучший друг –

Это знают все вокруг…

 (Кучина К., 2006 г.)

Ребята учатся рифмовать. Обычно они начинают писать четверостишиями. Часто встречаются  в начальный период пейзажные зарисовки – стихи о временах года:

***

Зима. Морозно. За окном

Днем солнце тускло так сияет,

Деревья все покрыты серебром,

А ночью звезды ярче прежнего мерцают,

Бежит тихонько подо льдом река

И кажется, что словно в сказке очутилась

Сидишь и смотришь, как издалека

Зима на землю опустилась.

(Низамеева Галя, 6 класс.2006 г).

Осень.

Оранжевый  листочек

Сквозь ветви падает  тихонько,

И ветерок уносит вдаль

Твои далекие мечты!

Уж скоро первый снег,

И будет первый день зимы…

И как мне хочется сказать:

«Останься, Осень, не спеши, не уходи от нас!  »

(Белов Илья, 10.11 .2005 г.)

Много стихов  ребята посвящают теме Родины. Родное село, Тунка, Бурятия – все это воспето с детской любовью и неподдельным трепетом. Так к  75-летию Тункинского района, республики был издан альбом стихов. Вот некоторые из них:

«Доброе утро, Тунка!» -

Каждый день говорю,

Как проснусь.

Посмотрю я в окно

На таежную даль,

Реки, горы, леса –

Это дорого все для меня./…/

(Дылгерова Е., 2005 г.)

***

Каменистый берег,

Горная река.

Милая деревня,

Родные в ней дома.

Белый свет черемух,

Сладкий аромат.

На рассвете это

Просто райский сад.

Серый дым над крышей

Ветер разогнал.

Дождь оставил лужи,

Землю напитал.

Я сижу, любуюсь

Дивной красотой.

Мир такой прекрасный,

Словно сон земной.

                                        ( Долгополый С., ноябрь 2006 г.)

В старших классах, став более опытными, ученики пробуют свои силы в других лирических жанрах. Они любят писать басни, послания, элегии и даже оды:

Санкт – Петербург.

Прекрасный город на Неве

Довольно часто снишься мне.

Такой красы нигде нет в мире.

Нет ни в Афинах, нет ни в Риме.

Здесь все достойно восхищенья,

На что ни бросишь только взгляд:

Дворцовой площади наряд,

И взгляд Исакия,

И гордый, и спокойный,

И фонарей на Невском

Светлый ряд;

И медный всадник

Смотрит величаво

На восхищенных красотой ребят,

Которым полюбился Петроград.

Чем старше становятся дети, тем  больше круг вопросов, который их волнует. Не оставляет их равнодушными тема экологии.  Она всегда была близка нашим учащимся, волновала их:

Сохранил бы я мир.

Нет! Убийству и лжи!

Нет! Войне и порокам!

Сохранил бы я мир,

Если был бы я богом.

Я простой человек,

Я не бог и не демон,

Буду жить я свой век

Да не просто, а с делом.

Дело будет одно!

Дело чести и сердца.

Для меня же оно

Дело жизни и смерти.

Человек - это хам!

Человек – зло природы.

Загубить готов сам

Лишь бы были доходы.

Он осушит моря,

Он убьет все живое.

Сохранить хочу я

Все, что сердцу родное.

                           (Долгополый С., 31 января 2007 года).

Родина, ее история,  прошлое нашей страны не должно быть забыто. По традиции ученики ежегодно пишут  стихи, посвященные Дню Победы:

Мы не забудем никогда.

Лежат в сырой земле солдаты,

Лежат, забывшись мертвым сном,

Кто не вернулся в сорок пятом,

С победой не вошел в свой дом.

Кто был убит в бою жестоком

Проклятым немцем наповал,

И сделал все, что только мог он

И битву он не проиграл…

Мой дедушка - герой.

Мой дедушка был на войне,

Дошел он до Берлина.

Он расписался на стене -

Дымилась вся руина.

Пусть был он только рядовой,

Но внес огромный вклад он свой,

Отчизне чести долг отдал,

Сквозь пули шел, не умирал /…/

А для меня мой дед – герой!

Хоть был он труженик простой,

И я горжусь его судьбой,

Герой, мой дедушка, герой!

(Кучина К., 2008 г.)

Дети пишут в стихах  о том, что волнует их:

***

Идут года, бегут недели,

И, кажется, еще вчера

За партой низенькой сидели,

Водили за руку нас учителя…

(Данжеева Т., 2005 г.)

Мой класс.

Класс девятый – выпускной.

Где еще найдешь такой?

Девять лет мы вместе жили,

По волнам по школьным плыли.

Мы влюблялись, мы мечтали

И контрольные решали….

(Кучина К., 2007 г.)

Ученики  - авторы стихов, как правило, принимают участие в научно – практической конференции «Шаг в будущее» в творческой секции, конкурсах авторских стихов. Конечно, они пишут не только стихи, но и пробуют свои силы и в прозе. Они очень любят сочинять сказки, миниатюры, рассказы.

Мы используем не только занятия “кабинетного” характера, но и другие виды деятельности. Судя по тематическому планированию деятельности кружка, можно выделить следующие виды работы, которые мы практикуем: участие в конкурсах, сотрудничество с районной газетой «Саяны», оформление стенда «Я пишу стихи», подготовка и выпуск сборников творческих работ детей в компьютерном исполнении, встречи с местными поэтами и др.

Детям очень нравится издавать тематические сборники стихов. Большое удовлетворение они получают, когда видят практическую направленность своего труда. Так были изданы сборники стихов  антиалкогольной и антитабачной направленности, сборники на экологическую тему, стихи, посвященные Дню Победы и многие другие.

Главная задача работы нашего кружка – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов”, - писал К.Г.Паустовский. Наш кружок пытается решать очень важную задачу, которая состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, любить природу, окружающих, всё живое, светлое и выражать такими же добрыми, идущими от сердца словами своё отношение ко всему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности

Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...

Развитие творческих способностей подростков во внеурочной деятельности

Тема по самообразованию воспитателя школы-интерната...

Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку

Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подраст...

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности...