Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
статья по английскому языку на тему

Смирнова Татьяна Евгеньевна

Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подрастающее поколение к реалиям современности, уже со школьной скамьи жизненно необходимо развивать, укреплять и расширять творческий потенциал ученика.  На мой взгляд, сделать этот процесс наиболее эффективным и гармоничным  можно, создавая атмосферу сотрудничества и личной заинтересованности в положительном результате, как учителя, так и ученика.  Большие перспективы для развития творческого потенциала школьников и самих педагогов открываются и во внеурочное время. Работа в НОУ является одним из направлений работы с одарёнными детьми.  И  именно эта часть моей внеурочной деятельности привлекает меня больше всего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktiv.rar87.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное развитие                                             творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку

Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере.  Чтобы максимально подготовить подрастающее поколение к реалиям современности, уже со школьной скамьи жизненно необходимо развивать, укреплять и расширять творческий потенциал учеников.  

Тема, над которой я работаю на протяжении последних лет, – интерактивное развитие творческих способностей учащихся.

 Сегодня основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению английского языка, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.  

 Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами.

Во-первых, основная цель современного образования заключается в том, чтобы всемерно готовить подрастающее поколение к будущему, к проявлению новых возможностей.

Во-вторых, современные тенденции социально-экономического развития нашей страны также диктуют свои условия: сегодня наиболее успешны мобильные, гибкие, творческие люди.

В-третьих, всё сильнее повышается роль человеческого фактора во всех сферах деятельности.

И наконец, не стоит забывать, что  мы живем в век информации. Учёные подсчитали, что объем информации удваивается каждые два года, а знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности.

На мой взгляд, сделать этот процесс наиболее эффективным и гармоничным  можно, создавая атмосферу сотрудничества и личной заинтересованности в положительном результате, как учителя, так и ученика.  Поэтому моим девизом в этом направлении работы с детьми является следующие слова      Л. Н. Толстого:     «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится». 

При этом следует опираться на творческий потенциал не только ученика, но и самого учителя. Модернизация системы образования,  одной стороны, открывает новые горизонты и возможности, но в то же время и  предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача обучения и воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.

 Цели развития интерактивного творчества:

•   высокая мотивация и устойчивый интерес к творчеству;

•   повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

• развитие навыков анализа, критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации;

• саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

 Задачи, вытекающие из этих целей, состоят в следующем:

  • в первую очередь выявить и  активизировать природные задатки учащихся в той или иной области творчества;
  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
  • стимулировать процессы переключения и поисковой активности;
  • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
  • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения;
  • ощутить удовольствие от обучения и от самого процесса творчества

При выполнении любых масштабных задач неизбежно обнаруживаются некоторые противоречия и ряд трудностей

Личность любого школьника представляет собой очень сложное, многогранное явление, состоящее из нескольких важных компонентов, вы видите их на экране. У личности есть ощущения (точнее, их интерпретация), восприятие,  внимание, память, мышление, воображение, способности и таланты, речь и способность  общаться... Всего не перечислить.
Личность активно участвует в деятельности с помощью своих компонентов.  Если личность развита гармонична, что бывает крайне редко и у взрослых людей, то никаких затруднений в реализации творческого потенциала нет. На практике же чаще всего мы встречаем детей, у которых эти компоненты развиты неодинаково. Например, у ребёнка могут быть прекрасные природные задатки, но слабая мотивационная или эмоционально-волевая сфера. С такими детьми приходится много работать индивидуально, уделять больше внимания развитию той грани личности, которая больше всего в этом нуждается.

Кроме того, у методики интерактивного развития творческих способностей есть свои достоинства и недостатки. Достоинств много, но мне хотелось бы заострить внимание на недостатках:

  • затрата большого количества времени, включая личное время учителя (проектная, исследовательская деятельность);
  • трудность точного планирования результата творческого процесса, так как сама идея и форма замысла может меняться или корректироваться несколько раз (сочинения, творческие письменные работы, их редактура);
  • серьёзные эмоциональные нагрузки и энергозатраты со стороны учителя (сценическая, постановочная деятельность, конкурсы устных выступлений и т.п.)

Для преодоления этих противоречий и трудностей очень важно организовать благоприятные условия реализации поставленных целей.  Они предполагают наличие следующих факторов:

  • индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании
  • интеграции содержания и подходов;
  • использование новых технологий развивающего обучения;
  • специальной подготовке учителей в теоретическом и  практическом направлении;
  • создание  постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Теоретическим изучением процесса развития творчества занимались многие известные  психологи и педагоги.  Так, например, в работах Выготского Л. С., А.Н.Леонтьева, Ушинского К. Д., Шацкого С. Т. мы находим обоснование  системно-деятельностного подхода, который является одним из основных.

         Известны работы и современных ученых: Амонашвили Ш.А., Ильина Е.П., которые разработали теорию и практику коммуникационно-диалогового подхода в организации совместной деятельности ученика и учителя.

         О компетентностном подходе много  писали  Караковский В. А., Хуторской А. В. и др.  Усиление внимания к проблеме детского творчества связано, прежде всего, с общей тенденцией современной педагогической науки – воспитывать у детей творческое отношение к окружающей действительности, творческую самостоятельность и активность.

 Я считаю, что задача современного образования – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика.

В последнее время широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, образное,  а левое – рационально – логическое. Правое полушарие воспринимает всю новую информацию и передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в  виде образов. Я считаю, что необходима цикличность, т.е. целесообразно чередование рациональных и эмоциональных видов деятельности.

 При интерактивном обучении творчеству педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора, где обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний» и становится сотрудником, соратником ученика. При этом возникает очень тесное взаимодействие. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта и сопроводить его до конечного результата деятельности.

Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск оптимальных форм  и методов организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

 Итак, формы интерактивного развития творчества:

  • ОБЩЕКЛАССНАЯ

(КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ)

  • ГРУППОВАЯ (СИНКВЕЙНЫ, ДИАМАНТЫ,ВИКТОРИНЫ,РОЛЕВЫЕ ИГРЫ)
  • ПАРНЫЕ (ИНТЕРВЬЮ, РЕПОРТАЖ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДИСКУССИИ)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ПРОЕКТЫ, ВЫСТАВКИ, КОНКУРСЫ)

 При этом наиболее востребованными являются следующие методы:

  • стимулирования и мотивации (игры, дискуссии, проблемная ситуация, ситуация успеха)
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации, презентации)
  • проблемный (моделирование ситуации, столкновение мнений)
  • поисково-исследовательский (научные работы, сообщения, доклады, конференции, викторины)
  • проективный (проекты)

В своей работе я стараюсь использовать любую возможность, чтобы дать шанс проявить творческие способности каждому, пусть даже очень слабому ученику, даже если они находятся пока в зачаточном состоянии.

          Современная программа по  иностранному языку также способствует раскрытию творческого потенциала школьников. Она предполагает целый ряд заданий, направленных на  интерактивное развитие творческих заданий. Я приведу примеры таких заданий в УМК старшего звена.

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому многие задания связаны с использованием компьютера и Интернета. Причём их мы видим  как  в УМК базового, так и профильного гуманитарного уровней.

Использование их на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности  оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, их качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

          Большие перспективы для развития творческого потенциала школьников и самих педагогов открываются и во внеурочное время. Работа в НОУ является одним из направлений работы с одарёнными детьми.  И  именно эта часть моей внеурочной деятельности привлекает меня больше всего.

Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.  Кроме того, формируются такие важные навыки для дальнейшей самостоятельной жизни как умение подать себя и свободно держаться на публичных выступлениях.

Если посмотреть на данные таблицы, то становится понятно, что  последние 5 лет медленно, но верно   мы прогрессируем. Причём моих учеников привлекают абсолютно разные темы исследований. Темы исследований находятся по-разному: либо ученики сами находят что-то интересное, либо я подсказываю. Мои ученики участвовали  во всех секциях НОУ по английскому языку.

Да, наверное, за этот кропотливый  и далеко непростой труд нас, педагогов, не всегда материально оценивают, но слова ученицы «Вы нас на это подсадили, Т.Е.» (о работе в НОУ) как бальзам на душу. Понимаешь, что работаешь не зря.

           Я уверена, что творческий подход к решению любых жизненных задач позволяет открыть широкие перспективы в дальнейшей жизни наших воспитанников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Занятия внеурочной деятельностью по английскому языку как форма коррекции навыков аудирования у учащихся 5х классов

Итоговая работа курсовой подготовки по программе "Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении"...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5–9-х классов "Страноведение"

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5–9-х классов "Страноведение"...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку "«I study English» «Я учу английский» для учащихся 6-7 классов"

Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой программу организации внеурочной деятельности для учащихся 6-7 классов.Представленная программа «Я учу ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 9-х классов "Деловой английский"

Данная программа «Деловой английский» разработана  для учащихся 9-х классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском языке....

Профориентация учащихся на внеурочной деятельности по английскому языку (из опыта работы)

Статья посвящена освещению профориентационного аспекта опыта работы в рамках курса внеурочной деятельности «Краеведение на английском языке» в 6 классе....