Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс русский язык и культура речи
рабочая программа (8 класс)

Иринцеева Сэсэгма Федоровна

Рабочая программа по внеучной деятельности 8 кл русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочная деятельность 8 класс124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Муромцевский  лицей»

Муромцевского муниципального  района

Омской области

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей филологии

Руководитель ШМО

________Абрамова О.А.

«_31__»августа2018г.

Согласовано

Заместитель директора

_________Н.В.Кокшенева

«_31__»августа 2018г.

Утверждено

Директор  лицея

 ________ И.Ф.Носкова

«__31_»августа 2018г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Русский язык и культура речи

8 класс

Составитель: Абрамова О.А.,

учитель русского языка и литературы

первой  квалификационной категории

2018-2019

Пояснительная записка

                                         Пояснительная записка

       Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса «Русский язык и

культура речи» разработана на основе Федеральной целевой программы «Культура России». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также учебное пособие «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» под редакцией Измайловой Л.В., Демьяновой Н.Н., Меньшиковой Н.П., спецкурс

С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».

  Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего

совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения

детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого

образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Культура речи - это исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своегоОтечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные любителиродного языка сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой и

большой родины.

Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества

образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределениюучащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинированияразличных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги

по исследованию текстов и информации различного характера.

2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности,

любви и уважению к родному языку.

3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить

исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться

своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать

демонстрационный наглядный материал. При помощи него обучающиеся воспринимают,

осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения

обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой

инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с

различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих проектов и

научноисследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы:

- развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8-9 классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

    Сроки реализации программы 2018-2019 учебный год. Программа рассчитана на 35 недель - 35 часов (1 час в неделю).

    На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций

учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов созданиятекста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформироватьязыковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знанияорфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающихзатруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется вниманиеправильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированиютворческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в областиправописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогаютреализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими схемами итаблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями иорфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видетьзатруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и

уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковыенормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту

публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи

содержания.

  Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать,

что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

  Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с

кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2,

15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития

эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные

Формирование сознания того, что русский

язык – важнейший показатель культуры

человека. Развивать любовь и уважение к

Отечеству, его языку как выразителю

национального самосознания народа.

Овладение языковыми нормами,

лингвистической компетенцией

оценивания параметров сочинения.

Формирование устойчивой мотивации к

изучению и закреплению нового.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности, овладение

лингвистической компетенцией находить и

формулировать главный тезис, подбирать

аргументы. Овладение лингвистической

компетенцией распознавания фактических

ошибок. Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок. Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство. Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности.

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управлять поведением партнеров (контроль, коррекция,

оценка действия партнера, умения убеждать),формировать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы,пользоваться разными видами чтения, слушатьи слышать друг друга, с точностью и полнотой

выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации,корректировать интонацию в соответствии скоммуникативной целью высказывания.

Регулятивные: самостоятельно выделять иформулировать познавательную цель, искать,выделять и преобразовывать необходимуюинформацию, проектировать маршрутпреодоления затруднений в обучении черезвключение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления,процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования структуры, содержания изначения слова, предложения, текста, объяснять

Языковые явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Речевая культура – часть общечеловеческой

культуры. Культура языка. Культура речи.

8

2

Типология норм.

9

3

Нормы речи.

8

4

Синтаксис.

9

Итого

34

Содержание программы внеурочной деятельности

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов)

Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной

лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие

вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Типология норм. (9 часов)

Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей

речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность

хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность

хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной

лингвистике.

Нормы речи. (8 часов)

Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы.

Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Синтаксис. (10 часов)

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных

слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Уровень результатов работы по программе:

овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической

компетенции;

научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы

компрессии текста;

научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

владеть формами обработки информации исходного текста;

работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать

формулировку задания и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

уметь работать с бланками экзаменационной работы;

сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1. ОГЭ 2018. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые

тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.

2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.

Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2017.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П.

Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.

4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.:

издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы

сочинений».

Интернет- ресурсы:

Сайт ФИПИ

unikum.rudn.ru/-онлайн-подготовка repetitor.net/подготовка-к-огэprouchebu.com›internet_ege_oge

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

2

Речевая культура – часть

общечеловеческой культуры.

Культура языка. Культура речи.

Лекция учителя:

«Значимость речевой

культуры для духовной

жизни общества».

Практическая часть:

«Структура

экзаменационной работы по

русскому языку в формате

ОГЭ и критерии ее

оценивания».

1

1

3

4

Язык и речь.

Языковая норма как историческая

категория.

Лекция учителя:

«Соотношение понятий

“язык” и “речь” в

современном

языкознании».

Практическая часть:

«Задание 1. Сжатое

изложение. Сжатое

изложение как средство

переработки информации

Приемы сжатия текста.

Отработка приема

“исключение”. Овладение

приемом исключения

неглавной информации из

текста».

Лекция учителя: «Развитие

языковой нормы как

системы правил».

«Становление и развитие

древнерусского языка, этапы

его существования».

Практическая часть:

«Задание 1. Сжатое

изложение. Приемы сжатия

текста. Отработка приема

“упрощение”. Овладение

приемом упрощения текста».

1

1

5

Понятие нормы в современной лингвистике.

Лекция учителя:

«Зарождение нормы в

языке». «Изменчивость

нормы».

Практическая часть:

«Задание 1. Сжатое

изложение. Приемы сжатия

текста. Отработка приема

“обобщение”. Овладение

приемом обобщения».

1

6

Формирование норм литературного  языка. Признаки нормы.

Лекция учителя: «Норма -

одна из составляющих

национальной культуры».

Практическая часть:

«Задание 1. Выбор приемов

сжатия. Овладение умением

осуществлять выбор приемов сжатия».

1

7

Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

Лекция учителя:

«Императивные (обязательные) и

диспозитивные (вариантные)

нормы».

Практическая часть:

«Задание 1. Написание

сжатого изложения по

незнакомым текстам».

1

8

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных

стилей речи

Лекция учителя: «Первый

закон экономии языковых

средств». «Второй закон

языковых средств – закон

аналогии или унификации

(уподобления)».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3.

Критерии оценки заданий.

Структура сочинения».

1

9

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи».

Практические упражнения

«Поразмышляем вместе».

Задание 15.1,15.2,15.3

Учимся формулировать тезис

1

10

Качества хорошей речи.

Лекция учителя: «Понятие

речи. Общая характеристика.

Особенности».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3.

Учимся аргументировать».

1

11

Основные качества хорошей речи.

Общая характеристика.

Семинар на тему:

«Правильность, чистота,

богатство, содержательность,

точность, логичность,

выразительность, уместность

- основные качества

хорошей речи».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3

Учимся писать вывод

сочинения на

лингвистическую тему

(15.2)».

1

12

Правильность как основа хорошей речи.

Лекция учителя: «Виды

правильности речи.

Окказиональность «как

особая правильность» в

художественном тексте».

Практическая часть:

«Отработка навыка

написания сочинения на

лингвистическую тему

(15.2)».

1

13

Содержательность хорошей речи.

Викторина: «Богатство речи

и способы проявления языкового богатства.

Синонимы, метафора,

метонимия, синекдоха как

лексические средства

богатства речи».

Практическая часть:

«Синонимы. Задание 6».

Отработка навыка написания

сочинения на понимание

фразы (15.3)

1

14

Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и

доступность хорошей речи.

Практическая работа:

«Поразмышляем вместе».

Отработка навыка написания

сочинения «комментарий к

определению» (15.3)

1

15

Точность речи.

Лабораторная работа:

«Фактические ошибки

Речевые и грамматические

ошибки. Поиск и

исправление недочетов».

Тестирование в формате

ОГЭ (изложение, сочинение)

1

16-17

Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Практикум: «Дыхание как

основа звучащей речи. Виды

дыхания. Этапы тренировки

фонационного дыхания.

Голос. Его основные

качества. Система работы

над голосом. Дикция как

обязательный компонент

техники речи. Система

работы над дикцией.

Интонация. Основные

компоненты интонации.

Система работы над

интонационно-мелодической

структурой высказывания».

2

18

Орфоэпические нормы.

Тексты разных стилей.

Лекция учителя:

«Становление

орфоэпической нормы. Особенности формирования

произносительной

литературной нормы.

Орфоэпия как совокупность

правил произношения.

Основные фонетические

законы гласных и согласных

современного русского

литературного языка.

Источники отклонений от

литературной нормы.

Степени нормативности

системы литературного

произношения».

Практическая часть:

«Понимание текста.

Отработка Задания 2».

1

19

Лексика. Лексические нормы.

Лекция учителя: «Лексика

как системная организация

языка. Лексические нормы

как правила употребления

слов в языке. Нарушения

лексических норм».

Практическая часть:

«Средства выразительности

речи. Отработка Задания 3»

1

20

Акцентологические нормы.

Лекция учителя: «Понятие

ударения. Особенности его

проявления в русском языке.

Языковые требования к

постановке ударения в

русских словах в

зависимости от частеречной

принадлежности.

Акцентологический

минимум».

Практическая часть:

«Поразмышляем вместе».

1

21

Словообразовательные нормы.

Орфография.

Лекция учителя:

«Словообразовательная

система русского языка. Словообразовательная норма

как система правил

построения слов в языке.

Понятие окказиональной

нормы в словообразовании».

Практическая часть:

«Правописание приставок.

Отработка задания 4»

22-23

Морфологические нормы и их особенности.

Практикум: «Правила

согласования, образования и

употребления форм рода.

Числа и падежа.

Правописание суффиксов.

Отработка Задания 5»

Лекция учителя:

«Морфологический

минимум».

Практическая часть:

«Правописание Н – НН в

различных частях речи».

1

1

24

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксические нормы и их особенности.

Проектная работа –

презентация

«Словосочетание. Виды

подчинительной связи

(согласование,

управление,

примыкание)».

Практикум:

«Нарушения норм

согласования и

управления. Отработка

Задания 7»

1

25

Речевые ошибки при употреблении

синтаксических средств языка.

Семинар: «Грамматическая

основа предложения.

Нарушения порядка

следования слов,

употребления однородных

членов в простом

предложении, причастных и

деепричастных оборотов,

частей сложносочиненного и

сложноподчиненного предложения, смешение

прямой и косвенной речи.»

Практическая часть:

«Отработка Задания 8,11».

1

26

Употребление обособленных

определений и обстоятельств в речи.

Проект – презентация

«Обособленные члены

предложения.

Отработка Задания 9»

1

27

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

Игра-разминка.

Практикум: «Знаки

препинания в простом

осложненном предложении.

Задание 10».

1

28

Употребление знаков препинания в

сложносочиненных,

сложноподчиненных предложениях.

Семинар: «Знаки препинания

в сложносочиненном

предложении,

сложноподчиненном

предложении».

Практическая часть:

«Отработка Задания 12».

1

29

Многокомпонентные

синтаксические конструкции и знаки

препинания в них.

Лекция учителя: «Сложные

предложения с различными

видами связи»

Практическая часть:

«Отработка Задания 13».

1

30

Употребление знаков препинания в

бессоюзных сложных предложениях.

Синтаксическая викторина

«Побудь управленцем!»

Практикум: «Сложные

бессоюзные предложения.

Отработка Задания 14»

1

31

Синтаксический минимум.

Игра «Ты эксперт».

Практикум: «Выполнение

тестовых заданий».

1

32

Функциональные стили.

Стилистические нормы.

Лекция учителя

«Функциональные стили».

Практикум: «Выполнение

тестовых заданий».

1

33

Функционально-смысловые типы

речи.

Проект-презентация по теме

«Типы речи в нашей

языковой практике».

Практикум: «Выполнение

заданий «Поразмышляем

вместе».

1

34-35

Правописные (орфографические и

пунктуационные) нормы.

Лекция учителя:

«Орфографическая и

пунктуационная грамотность

как неотъемлемая часть

речевой культуры.

Орфография как раздел

лингвистики. Основные

принципы русской

орфографии. Правила

русской орфографии.

Пунктуация как система

постановки знаков

препинания.

Интонационномелодические

законы русской речи.

Правила русской

пунктуации».

Олимпиада «Блиц - турнир

по русскому языку»

1