Занятие. Тема: « Встречай с любовью птичьи стаи»
методическая разработка

Паламар Ирина Леонидовна

Цели: Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.

Задачи:  расширять представления о природоохранной деятельности; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее

Составитель: Паламар Ирина Леонидовна

Занятие.

Тема: « Встречай с любовью птичьи стаи»

Цели: Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.

Задачи:  расширять представления о природоохранной деятельности; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится;  запись птичьих голосов; выставка детских рисунков «Наши друзья – птицы».

                Ход занятия:

Ученик (читает стихотворение С. Погореловского «Наши гости»);

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же , ну когда же

Гости наши прилетят?

Ну когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

Что скворечник ждет их новый,

Что проснулись луг и сад….

Всех гостей встречать готовы.

Что же гости не летят?

А сегодня поглядели-

На ольхе сидит скворец.

Прилетели….

Прилетели!

Прилетели на конец!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все ровно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней яркое, теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы - перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров- так спешат. В пути нередко настигает их метель, и некоторые гибнут.

Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем удобно и представим себе весенний лес….

Звучат в грамзаписи голоса птиц.

- Какие птицы к нам прилетают первыми?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовется птица….(грач)

Воспитатель: Правильно. Я хочу рассказать вам об этой важной черной птице с белым носом (показывает на доске грача) Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного: еще с осени многие из них разметал ветер, но самые крепкие уцелели. На одном дереве насчитывается иногда, сколько вы думаете гнезд? (15-20)

Отгадайте следующую перелетную птичку. 

На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырехпалые с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из них воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Ученик: Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте!

Когда весенний лес весну

Торжественно встречает,

Колдунья серая в лесу

Усердно годы нам вещает.

Шумит листва. Лучится свет.

Ку-ку! А сколько в веке лет,

А ну, кто первый даст ответ?

Воспитатель: правильно, это кукушка. Знают эту птицу по ее пению, но немногим приходилось ее видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам прилетела в гости кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и вверх зоба пепельно-серые. Хвост  и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный до 18 см. Гнездо кукушка не вьет, а откладывает яйца в гнезда других птиц. Форма и окрас кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнезда будут отложены. Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По- разному птицы реагируют на подложенное яйцо- одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку, но чаще всего птицы не замечают чужого яйца.

Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень неспокойный первые 3-4 дня. Все что касается его голой спинки он выталкивает из гнезда, а это либо яйца, либо другие птенчики. Таким образом кукушонок остается один в гнезде, а приемные родители будто бы не замечают перемен которые происходят в гнезде. Они кормят единственного птенца с удивительным усердием, хотя давно бы могли понять, что перед ними не их детеныш.

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

Физкульт - минутка: Ребята, сейчас мы поиграем: я буду показывать и называть птиц, а вы определять перелетные они или нет. Если птица  перелетная вы «перелетаете» на другое место, если птица не перелетная вы остаетесь на своих местах.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в игру «построй скворечник». Она заключается в том, что я буду предлагать задание, а вы выполнять. За каждое выполненное задание я буду прикреплять на доске деталь скворечника.

Задание

      Я в любую непогоду

      Уважаю очень воду.

      Я от грязи берегусь,

      Чистоплотный серый…(гусь)

     Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

     Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? (Стрижи)

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись ... (дятел)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля

Кто же это?....( Цапля)

Воспитатель: Следующее задание заключается в том, что вам нужно прослушать внимательно информацию относительно птиц, а после ответить на вопросы.

  • Аисты во время перелетов могут периодически засыпать, не опускаясь на землю, на время до 10 минут. Уставший аист перемещается в центр косяка, закрывает глаза и дремлет, а сохранять направление и высоту полета в это время ему помогает обострившийся слух.

  • .Во время полета сердце птицы  бьется со скоростью более 1000 ударов в минуту,

 

  • Зачем птицы летят клиньями? Все просто, долгие перелеты необходимо облегчить. Каждая птица летит ровно за соседом, а значит, находится в воздушном потоке, создаваемом крыльями соседа. Это помогает сохранить энергию. Вожаку стаи приходится труднее всего, поэтому не удивительно, что это самая сильная и выносливая особь.

  •  Стрижи и голуби и вовсе могут разгоняться до 300 км в час!

  • Кукушка – это единственная птица, которая поедает волосатых гусениц – опаснейших вредителей леса. Другие же птицы безумно боятся этих насекомых, из-за того, что те ядовиты

Воспитатель: Внимание вопросы:

- Может ли аист во время полета засыпать?

- Может ли аист во время полета уснуть на час?

- С какой скоростью бьется сердце птицы во время полета?

- Как называется самая выносливая птица в стае?

- С какой скоростью могут летать стрижи?

- Почему кукушка- единственная птица которая поедает волосатых    гусениц?

Воспитатель: Очередное задание: как вы понимаете данные пословицы и поговорки о птицах?

Увидел скворца – весна у крыльца.

Всякая птица своим пером гордится.

У всякой пташки свои замашки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Плакала кукушка, что детей в люди отдала.

Воспитатель: Молодцы! Умницы! И последнее задание: я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово должно обязательно должно обозначать название птицы:

Макушка – (кукушка)

Капля - (цапля)

Париж – (стриж)

Врач – (грач )

Корона – (ворона)

Трава -  (сова)

Андрей – (воробей)

Рукавица – ( синица)

Майка – (чайка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, такой красивый скворечник построили. И в заключении нашего занятия хочется поблагодарить тех детей, которые приняли участие в оформлении стенда посвященного перелетным птицам и надеемся, что на выставке появятся еще много интересных работ!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Встреча с Карлсоном».

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизировать звук [Р]   в словах;- развивать фонематический слух;-обогащать словар...

Презентация "Встречай с любовью птичьи стаи"

Презентация "Встречай с любовью птичьи стаи" используется при проведении кокурсной программы "Встречай с любовью птичьи стаи"....

Конкурсная программа "Встречай с любовью птичьи стаи"

Внеклассное мероприятие можно провести ко Дню прилета птиц. Используется презентация "Встречай с любовью птичьи стаи"....

Сценарий к мероприятию "Встречай с любовью птичью стаю"

Цель- развитие у детей ответственного оношения к птицам,привитие доброты....

ПРАЗДНИК ПТИЦ «Встречай с любовью птичьи стаи»

Сценарий праздника разработан для обучающихся 5-7 классов....

Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека".

Раздел 2. Я и другие. Внеклассное занятие на тему: "Дружба и любовь в жизни человека"....