Доклад "Формирование здорового образа жизни"
статья

Масликова Е.И.

Необходим постоянный поиск методов оздоровления в условиях школы. Для массового оздоровления должны использоваться эффективные несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Формирование здорового образа жизни, как ключевая задача школы

                                                                  Подготовила

      старшая вожатая

                        Масликова Е.И

 

       Здоровье ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, работоспособность и достичь долголетия.

    Забота о здоровье людей — дело большой  государственной важности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения есть такое определение: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности».

    На здоровье ребёнка влияет огромное количество факторов: это и окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание, условия обучения в школе.

    Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле, тяжёлой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве взрослым. Правильное чередование периодов труда и  отдыха — важнейшее условие сохранения здоровья. Труд — главная основа здоровой жизни, лень и праздность — враги здоровья. Правильно организованный труд не ведёт к переутомлению и не вызывает чувства крайней усталости. Слово «отдых» происходит от слова «дыхание». Уставшему человеку прежде всею хочется отдышаться, передохнуть, вдоволь надышаться чистым воздухом, свободным от пыли, испарений и тем более от табачного дыма. Даже кратковременный отдых улучшает самочувствие, усиливается обмен веществ, утомление проходит, восстанавливается работоспособность. Каждый предоставленный вид отдыха должен быть использован так, чтобы получить наибольшую пользу для здоровья, укрепить и закалить его. Активный отдых - отличное противодействие эмоциональному напряжению и психологическим перегрузкам. Поэтому режим движения особенно незаменим для молодого растущего организма. Гиподинамия создаёт предрасположение к ряду заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Важным условием сохранения и укрепления здоровья является соблюдение правил гигиены. Это забота о чистоте тела, одежды, жилища, рациональном питании, отдыхе. Для предупреждения любых заболеваний следует всячески o6epeгать нервную систему. Необходимо с малых лет воспитывать свой характер, не раздражаться по мелочам. Отрицательные эмоции приводят к возникновению различных заболеваний.

    Организовывать учебный процесс без перегрузок для учащихся в режиме 5-дневной учебной недели нелегко. Чтобы получение  образования происходило без ущер6a для здоровья, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. Использовать те образовательные технологии, которые направлены на снижение утомляемости учащихся и позволяют за счет большей эффективности учебного процесса достичь поставленной цели, т.e. выполнить программу, не перегружая школьника.

    В этом аспекте каждый принцип здоровье сбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот критерий который служит учителю мерилом допустимых тex или иных педагогических воздействий. Необходим постоянный поиск методов оздоровления в условиях школы. Для массового оздоровления должны использоваться эффективные несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.

    Чтобы решить эту проблему необходимо выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня, определить самочувствие учеников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье детей, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.

    Если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится систематическая физкультурно-оздоровительная работа, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведётся пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, организована консультативная работа с учащимися, учителями и родителями, то всё это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.

Здоровье ребёнка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослых.

    Школа может обеспечивать:

  • комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников и учителей;
  • коррекцию нарушений соматического здоровья без отрыва от учебного процесса;
  • психологическую диагностику и помощь детям с отклоняющимся поведением и школьной неуспеваемостью;
  • гарантию ребёнку прав полноценного гражданина

    Вся работа должна начинаться с программно-целевого планирования, целей и планирования конечного результата. Ставя цели, нужно помнить, что в центре всей работы — ученик, которого надо научить противостоять негативному влиянию окружающей среды, вредным привычкам и учить формировать здоровый образ жизни, помня о том, что каждый ребёнок-личность.

Основным отличием школы является содружество учительского и ученического коллективов, дружеское единение педагогов и жизнеутверждающий тон, что способствует созданию оптимальных условий для саморазвития, самоутверждения учащихся.

Kультypa школы—прививать учащимся представление о том, что здоровый образ жизни начинается не только с гигиены тела, сколько с гигиены души, гигиены разума.

Традиции – учим детей к самостоятельному поиску путей сохранения здоровья тела, духа, разума.

Наша школа ставит перед собой следующие цели и задачи: научить школьников ответственно относится к своему здоровью, помочь избавится от вредных привычек, научить распределять физические нагрузки, правилам личной гигиены, организации правильного питания, научить правильному представлению о нравственных, психологических, сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой, приемам самозащиты и самоконтроля в экстремальных ситуациях.;

*создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе, обучение детей на фоне положительных эмоций, предупреждения чрезмерного умственного напряжения и предотвращения всевозможных психотравмирующих ситуаций.

*воспитание гармонично развитой личности, умеющей использовать свои потенциальные возможности.

*развитие у учащихся способностей к адаптации и деятельности в социальной среде.

*повышение естественной сопротивляемости школьников и стрессоустойчивости их психики.

*формирование мышления учителей, учащихся и родителей, направленного на здоровый образ жизни.  

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе.

1) проведение ежегодной диспансеризации школьников;

2) учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;

3) обязательные физкультминутки на уроках в начальных классах и в 5 классе;

4) нормализация учебной нагрузки учащихся;

5) применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

6) заменены столы на школьные парты;

7) посещение бассейна.        

В.Л.Сухомлинскпй утверждал, что «забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Продолжая мысль великого педагога, мы убеждены: задача состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, исключающего созависимость как фактор унижения ребёнка.

    В результате всей проводимой работы школы по укреплению и сохранению здоровья ожидаются результаты:

1) 1-4 классы - умение распознавать эмоции у себя и других  и отчётливо выражать с помощью жестов, мимики, позы. Уметь описывать словесно свои ощущения. Выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя или несчастья. Уметь искать выходы из конфликтных ситуаций. Уметь различать признаки недружелюбной группы и уметь из неё выйти. Иметь навыки правильной чистки зубов. Не иметь нелеченного кариеса зубов. Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком. Знать для чего делаются прививки. Иметь навыки соблюдения правил хранения пищевых продуктов, обработки фруктов и овощей, мытья посуды и столовых приборов. Уметь составлять режим дня на неделю и следовать ему, распознавать признаки утомления и иметь навыки переключения на разные виды деятельности. Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге, распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению». Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской  помощью, и иметь навыки аккуратного и правильного обращения с лекарствами. Уметь избегать ситуации пассивного курения, понимать, что алкоголизм и наркомания — трудноизлечимые заболевания.

5-9 классы: Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения, понимать индивидуальные особенности строения тела, соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим. Уметь попросить о помощи трудных ситуациях, избегать рискованных для здоровья форм поведения. Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения в формальной группе. Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях, уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами, пользоваться дополнительными средствам гигиены полости рта, посещать стоматолога с целью профилактическою осмотра не реже 1 раза в год. Уметь спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических  ритмов, использовать большой арсенал различных видов двигательной активностью, иметь навыки снятия утомления глаз, самостоятельно регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях, иметь четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Уметь организовать собственное питание в течение рабочего дня, избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья, уметь оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке. Уметь безопасно переходить через дорогу или пути па железнодорожных переездах, используя не только зрение, но и слух. Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях, владеть элементарными навыками самообороны. Уметь обратиться за плановой и экстренной медицинской помощью. Знать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача, уметь подобрать для себя лекарственный препарат с учётом возрастных доз. Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе.

    В старших классах уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья, иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции, иметь навыки критического мышления. Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях, уметь распознавать поведенческие риски в групповом поведении. Иметь потребность сохранять своё тело и свою одежду в чистоте. Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода за кожей, впервые выявленных кариозных зубов в течение периода обучения в старшей школе. Знать индивидуальную норму нагрузок, своевременно определять субъективные признаки утомления, владеть техниками восстановления работоспособности при различных видах физических и психических нагрузок, знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путём, уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями. Уметь организовать рациональное питание в семье с учётом индивидуальных особенностей и финансовых возможностей различных членов семьи, уметь интерпретировать данные этикетки продуктов. Иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге. Уметь прогнозировать травмоопасные ситуации во время массовых мероприятий и своевременно принимать меры к избежанию травмы, уметь оказать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции, владеть навыками самоконтроля, совладения с паническими реакциями. Знать права пациента в системе обязательного медицинскою страхования, иметь навык прочтения аннотации или рецепта перед приемом лекарственного препарата. Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголь, табакокурение как сложно излечимые заболевания. Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.

2) формирование стойкой мотивации здорового образа жизни школьников;

3) повышение качества здоровья;

4) снижение заболеваемости;

5) профилактика инвалидности;

6) эффективность системы подготовки и усовершенствование знаний по вопросам здорового образа жизни, безопасного поведения детей, учителей, родителей;

7) школьное образование без потерь для здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...