Рабочая программа по внеурочной деятельности "Профессиональные пробы"
рабочая программа (8 класс)

 Шилкина Раиса Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Профессиональные пробы" предназначен для работы с обучающимися 8-х  классов общеобразовательной школы, и призван помочь молодым людям выстроить алгоритм действий в соответствие с выбором профессии. Образовательная деятельность данной программы направлена на социализацию и профориентацию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

Киселевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №28»

(МБОУ « СОШ № 28»)

    СОГЛАСОВАНО:                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ:                                     Зам. директор по УВР                                                                                                      Директор МБОУ                   Васильева Н.Н.                                                                                                                  «СОШ № 28»

                                                                                                                                                 Хвощевская С.М. 

                                                                                          _______________

                                                                                                                                  Приказ № 429-од

                                                                                                                             от 01.09.2018г

                                                                                                       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Название программы: « Профессиональные пробы»

Класс: 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г», 8 «Д»

Количество учебных часов в год:                  34

Количество учебных часов в неделю:            5

           Срок реализации: 1 год.

 

Разработчик программы:

Шилкина Раиса Михайловна 

-педагог-психолог  высшей категории

 

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности разработана в соответствии  с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской  Федерации»; в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования; на  основе требований к результатам освоения    ООП ООО с учётом программ, включённых в её структуру.

При составлении рабочей программы использовались:  Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28».

Курс «Профессиональные пробы»   предназначен  для работы с подростками, обучающимися в восьмых  классах общеобразовательной школы, и  призван помочь молодым людям выстроить алгоритм действий  в соответствии с выбором профессии.

Образовательная деятельность данной программы направлена на социализацию и профориетацию учащихся.

Срок реализации – 1 год.

Программа предназначена для учащихся 8-х классов.

Цель программы: оказание  психолого-педагогической помощи и поддержки  подросткам   в личностном и профессиональном самоопределении. 

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Восьмиклассник научится:

  • умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  •   принимать и сохранять поставленную задачу;
  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осознавать основные принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда;
  • осознавать качества необходимые для  эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную     отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания;

     

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий:

  • положительное отношение к труду;
  • умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
  • нацеленность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
  • планирование и осуществление разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков,  посещение рабочих мест и др.;
  •  решение разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;
  •  осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;
  •  эстетическое оценивание явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;
  •  поиск, систематизация и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тема

Ход занятия.

Используемые упражнения и

техники

Вводное занятие.

Цели и задачи программы.

Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора    профессий.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Понятие личности.

Уникальность личности каждого человека.

Многообразие личностных   особенностей.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Практическая работа. Анкета.

Многообразие мира профессий.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Составление словаря профессий.

Внеклассное мероприятие  «Калейдоскоп профессий».

Представление о себе и проблема выбора профессии.

Образ «Я» как система представлений о себе.

Структура  образа  «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры.

Методика «Кто я?».

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности   (физиологические и психологические ресурсы личности);  «надо» — потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.   

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры.

Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Понятие профпригодности.  Профессионально важные качества.                            

Практическая работа.      

 Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

Социальные проблемы труда.

Занятие с элементами тренинга

Рейтинг профессий. Самые-самые…  

Определение наиболее популярных профессий.

Классификация профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда.  Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Анализ профессий.

Практическая работа. Составление формул профессий.

Профпроба «Повар»

Подготовительный этап(2 ч.)

Профдеятельность  повара

Основные направления проф деятельности  повара в столовой общественного питания. Профессиональные качества повара.

Должностные обязанности повара.

Рассмотрение нормативно-правовых документов, регламентирующие работу поваров, технологических карт.

Практический этап(6ч.)

Овощной цех

Работа в овощном цехе

Мясной цех

Работа в мясном цехе

Холодный и горячий цех

Выполнение различных операций в холодном и горячем цехе

Рефлексия. Итоги практики.

Анализ итогов практики.

Профпроба «Фотограф»

Подготовительный этап(4 ч.)

 Качества  профессионального фотографа

Какие качества должны быть присущи профессионалу фотографу

 Сфера деятельности фотографов.

Содержание и направления, сфера деятельности фотографов.

 Должностные обязанности фотографа.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу фотографов. Должностные обязанности.

Рефлексия. Итоги практики.

Анализ итогов практики.

Практический этап(3ч.)

Профпроба деятельности фотографа

Апробирование видов профдеятельности фотографа

Выполнение практического задания

Практическое задание: Создать художественные фотографии по темам: «Портрет моего друга» и «Город мой – известный и незнакомый».

Рефлексия. Итоги практики.

Анализ итогов практики.

Профпроба «Учитель начальных классов»

Подготовительный этап(2 ч.)

Профессиональные качества учителя.

Профессиональные качества учителя. Принципы пед. деятельности учителя.

Должностные обязанности учителя.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу учителя. Должностные обязанности учителя.

Практический этап(4 ч.)

Наблюдение и анализ урока.

Наблюдение урока в начальной школе. Анализ урока.

Составление конспекта урока.

Разбор основных частей конспекта урока. Составление конспекта урока.

Апробирование проведения урока.

Апробирование проведения урока.

Рефлексия. Итоги практики.

Анализ итогов практики.

Заключительное занятие.

Успех в жизни. Что значит быть успешным?

Всего:

34 часа

Основные формы работы:

  1. Беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.
  4. Встречи с людьми востребованных профессий.
  5. Посещение тематических выставок – «Карьера и образование», «Знание и карьера».
  6. Конкурсы сочинений.
  7. Целевые экскурсии в пределах школы.
  8. Научно-исследовательская работа учащихся.
  9. Проведение обзора научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
  10. Профориентационная декада (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).
  11. Создание проектов, презентаций по тематике профориентаций.
  12. Родительские собрания.

Список   литературы

1.        Алиева  М.А. [и др.]  Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е.Г. Трошихиной – СПб.: Речь,  2002. – 216 с.

2.        Балакирева  Э. В. [и др.] Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпиценной.  – СПб: КАРО,  2005 – 96 с.

3.        Битянова  М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4.        Быков А. С., Карнаев И. В. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома семейного типа: методическое пособие / под общ. ред. С. Н. Чистяковой. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. – 91 с.

5.        Казанский О.А. Игры в самих себя.  – М.: Менеджер, 1994. – 128 с.

6.        Кон   И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

7.        Майдюков  Ю.Л. Основы психофизиологии. – Кемерово, 1997. – 120 с.

8.        Матвеева  Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. - М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999. – 113 с.

9.        Медведева  Л.В. [и др.]  Профориентационное дело учащегося  / под ред. В.М. Ступникова. – Благовещенск, 1990. – 85 с.

10.        Ориентация профильного обучения в средней школе / сост. И. В. Ширина – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.

11.        Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / автор - сост. Н. Р. Григорьева. - Волгоград, 2006. – 175 с.

12.        Пряжников  И.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.

13.        Пряжников  Н. Проектируем жизнь: карточная профориентационная игра.  – М.: Чистые пруды, 2005. –  32 с.

14.         Пряжников  Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: методическое пособие. -  М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 131 с.

15.        Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 188 с.

16.        Резапкина  Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов  // Школьный психолог – 1999. -  № 14. – С. 9-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"

Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...