Правила этикета.
план-конспект

Хертек Байлак Викторовна

Правила этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_etketa.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема: «Учимся быть культурными».

Составитель: Хертек Байлак Викторовна

 Цель: формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

Задачи:

  • развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Методы проведения:

  • - поисковые
  • - дискуссионные
  • - игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

                                              Ход занятия:

Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

- Да, я с вами согласна, а что такое этикет? 

Этикет – это совокупность правил,

касающихся внешнего проявления

отношения к людям: поведение

в общественных местах, формы

обращения и приветствий, манеры и одежды.

Какие виды этикета вы знаете?

- Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.

А что такое вежливость?

Вежливость – одно из качеств воспитанного человека, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Кого называют вежливым человеком? Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.

               Как вы думаете откуда же появились эти правила?

Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах.

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».

Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

А сейчас попробуем определить, какие выhttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/03/05/v_58bc1ca0edc4e/99682822_1.png″знатоки″ правил вежливости. Для разминки проведем конкурс поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

- Поздороваться при встрече … (вежливо).

- Толкнуть, не извиниться …(невежливо).

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

- Не встать, обращаясь к взрослому …(невежливо).

- Уступить место пожилому человеку …(вежливо).

-Обижать маленьких.

-Помочь пожилому перейти дорогу.

-Жаловаться на других.

-Сказать «спасибо».

                  Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.

  1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого....(“Спасибо.”)
  2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день.”)
  3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте.”)
  4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо”)
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста.)
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания.”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Как вы объясните «спознали». Как они догадались, что это царевна?

Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

                                                     Задание:

     Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “спасибо ” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)
  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)
  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)
  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)

                                           “Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)
  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)
  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)
  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)
  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)
  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)
  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)

                                                  “Что подарить...”?

        Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)

    Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок, который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)
  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)
  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

                                          Релаксационная пауза.

Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно.

Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость. Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.

Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.

Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.

Скажите себе: “Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось”

А теперь, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

                                         “Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.
  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.
  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.
  4. Как правильно есть котлету? 
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.
  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.

Какие куски из общих блюд следует выбирать?
– самые большие;
– самые маленькие;
– те, что лежат ближе к вам.

Молодцы ребята, а теперь проверим ваши знания в танцевальном этикете.

                                        “Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)
  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)
  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)
  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)
  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)
  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)

Подведение итогов

     Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 8 класса "Правила этикета"

В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете  в ...

Правила этикета

Цель: закрепление с детьми правил этикета....

Классный час "Правила этикета"

Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Своя игра по теме "Правила этикета"

Игра составлена по типу "Своей игры" и предназначена для обучающихся 7-8 классов. Содержит разделы по истории этикета, правилам поведения за столом, этикету для мальчиков и девочек. Может быть использ...

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА-КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Это должен знать каждый!   Основные принципы здорового питания школьников      Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важней...

Классный час по теме "Правила этикета"

здесь представлены разные жизненные ситуации и предлогается с детьми проработать, разобрать их(можно разыграть) по правилам поведения!...