Тепло семейного очага.
классный час

Живова Татьяна Ивановна

Цели: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplo_semeynogo_ochaga.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Тепло семейного очага

Подготовила: Живова Т. И.


Цели: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Ребята, как вы понимаете слово "очаг"?

В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня.

А как появилось выражение “родной (семейный) очаг”? Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены - словом, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (Ответы детей: о доме, семье.)

Да, мы поговорим о РОДНОМ ДОМЕ, каким он должен быть, о родных и близких нам людях – о нашей семье. У каждого человека есть родной дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги, произнес первые слова.

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же?

(Ответы детей: нет.)

Представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

06572094.png

Ребята, покажите свои ответы.

(Ответы детей.)

Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут искажены, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

Что такое семья?

(Ответы детей.)

Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок.

Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете?

(Ответы детей)

Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие?

(Ответы детей.)

А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь главных правил»:

Что значит для меня моя семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательно храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем, и душою всей, и разумом.

Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник.

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды.

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех, признанье общее.

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И, наконец, седьмое – чистота.

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

Тренинг «Строим дом»

А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (воспитанники строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)

Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Дом, как известно всем давно, –

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом – это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, грустным,

Добрым, злым,

Еле живым…

Дом – это там, где тебя поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где забываешь о плохом –

Это твой дом.

Дети читают стихи

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку, и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены, родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле!

К слову ДОМ придумайте прилагательные.

(Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.)

А теперь придумайте глаголы.

(Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.)

В доме уютно, а это самое главное.

Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.

Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.

Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений со взрослыми (родителями, родственниками)?

(Ответы детей: проявлять послушание; быть их сторонниками; не огорчать их; ободрять их в период трудностей; проявлять человечность и участие ко всем членам семьи; оказывать необходимую помощь по дому; поддерживать их во всех начинаниях; выражать признательность и благодарность; проявлять понимание в принятии взрослыми (родителями, родственниками) определенных решений; обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели; ставить их в известность о том, где вы и с кем.)

Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

1. Родители контролируют школьные дела детей.

2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?

(Ответы детей)

Мы сегодня с вами выяснили, что тепло родного очага зависит во многом и от вас.

Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Дом, состоящий из добрых слов, хорошего настроения.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого

Вы в силах родным подарить

https://infourok.ru/klassniy-chas-teplo-semeynogo-ochaga-1912924.html

http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1884103.html

https://multiurok.ru/files/informatsionnyi-chas-na-tiemu-tieplo-siemieinogho.html

https://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-klassnogho-chasa-tieplo-rodnogho-ochagha.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация классного часа "Тепло семейного очага".

Классный час "Тепло семейного очага".  Пропогандирует  теплоту семейных отношений, которые надо беречь  всегда....

Тепло семейного очага

Показать значение семьи, домашнего тепла.Содействовать повышению интереса обучающихся к истории своей семьи и семейным традициям....

Семейная гостиная "Тепло родного очага"

Семейная гостиная "Тепло родного очага" было проведено в 8 классе школы-интерната  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - воспитание у обучающихся ответственного отно...

«Тепло семейного очага».

Задачи:     - Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.     - Формирование убеждения о важн...

Внеклассное меропритие "Тепло семейного очага"

Семья – единственное место на планете, где нас любят искренне и безгранично не только за наши достоинства, но и со всеми нашими недостатками; место, где никогда не держат на нас обиду, хотя, нер...

Конспект классного часа на тему «Дом. Тепло семейного очага»

Цель: 1.      Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;2.       Определить понятие «семья»;3.      Форми...

Внеклассное мероприятие «Мама-хранительница тепла и семейного очага». 9 класс

laquo;Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,без женщины нет любви, без матери нет ни поэта,ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»    (Максим Горький)...