Семейная гостиная "Тепло родного очага"
методическая разработка (8 класс) по теме

Борзенкова Татьяна Алексеевна

Семейная гостиная "Тепло родного очага" было проведено в 8 классе школы-интерната  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - воспитание у обучающихся ответственного отношения к семье   как  к базовой ценности общества. Задачи: познакомить детей с понятиями "семья", "очаг", "домочадцы";  формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное образовательное учреждение  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области

Воспитательное мероприятие

 «Тепло родного очага»

                                                                       Подготовили и  провели:

                                                                       воспитатели 8 «б» класса

                                                                            Харичкова А.И.

                                                                             Борзенкова Т.А.

        

        с. Верхний Любаж -2014г.

Семейная гостиная: «Тепло родного очага»

Цель:   воспитание у обучающихся ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:   

  • познакомить детей с понятиями «семья», «очаг», «домочадцы»;
  • формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • развивать способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций;
  • воспитывать  любовь к близким людям, уважение к старшим, стремление помогать им во всём; формировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

Оборудование:  выставка рисунков «Моя семья»; плакат «Семь - Я», запись песни «Родительский дом»;  пословицы о семье, высказывания великих людей.

Дидактический материал: цветные карандаши; плакат «Солнце -7-Я»; листы А 4, авторучки, раздаточный материал.

Предварительная работа:  обсуждение пословиц и поговорок о семье, чтение стихотворений и рассказов о семье, рассматривание фотографий в альбоме «Хроника детского дома», рисование на тему «Моя семья»,  создание генеалогического древа, написание сочинение «Моя семья», создание детьми мини-презентаций о семье, рисование плаката «Семь - Я». Подготовка воспитанниками вопросов к диалогу о семье.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель.Знакомство.
         - Здравствуйте, ребята! Мы  благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем  на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверены,  что наше сотрудничество будет успешным. Прошу вас сесть по кругу. Мы  не случайно выбрали такую форму общения, как круг. В нем проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг — гарантия вашей защищенности.


Правила работы в круге
1. В круге все равны, поэтому можно высказывать любое мнение, но, не задевая достоинство присутствующих.
2. Говорит один, все слушают, не перебивая.
З. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не знаете ответа.

Психологическая минутка

- Ребята, с  каким настроением пришли на мероприятие? Почему?

- Чтобы снять напряжение и волнение, давайте выполним с вами несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свои настроение и самочувствие. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье перед бурей.  Кто следующий?  Остальные — улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.

Воспитатель. Введение в тему

- Прочитайте про себя тему мероприятия.

- Как вы понимаете слово «очаг»?   (Ответы детей)

- В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.

        - Очаг, который был для первобытного человека первой необходимостью  ночью, он ценил         больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

- Как вы думаете, о чем пойдёт сегодня речь? (о доме, семье)

- Да, мы поговорим о семье, о взаимоотношениях в семье?

- Наш круг – это семья.

3.  Задания   участникам
Задание 1.

- А что такое семья? (мама, папа, дети).

- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например: мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- А сейчас заглянем в гости одну семью.

Стихотворение  Золтана Зелка  «Какой хороший вечер» .

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился.

И музыки не слышно –

И это очень странно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивлённо,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось бы вам жить в такой семье? Почему?

- Подберите и запишите слова, которые живут в этой семье?

(На листе слова:  уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.)

Согласие – мир, порядок.

Семья – это место, где любят и заботятся друг о друге.

Задание 2.

Воспитатель: - Чьими стараниями достигается уют и тепло в семьях?

- Как распределяются обязанности в семье?

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Давайте выведем правила поведения в семье:

Уважайте старших

Помогайте по дому

Делайте работу вместе

Понимать друг друга

Заботиться о ближних

Делать приятное близким


Задание 3.

Воспитатель:  (подытоживает). Есть такая пословица: «Счастье не птица — само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.
В народных пословицах и поговорках метко говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Предлагается дополнить пословицы.

1. Дом вести - не... (бородой трясти).

2. Дом построить — не…(шапку на голову надеть).

3. Коли в семье лад, …(то не нужен и клад).

4. Вся семья вместе – так… (и душа на месте).

5. Добрые дети – дому венец, худые дети - …(дому конец).

6. В своем доме и … (стены помогают).

Задание 4

   Воспитатель:  – А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

       Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  "Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)

– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

       Воспитатель:   Раньше к дому и семье относились с большим уважением. Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Некоторые из вас составляли генеалогическое дерево. Кто хочет рассказать (Яна и Илья).

      Ребята, вы рисовали рисунок семьи. Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?   (Дети рассказывают о своих рисунках)

Задание 5  «Школьная семья»

 – Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
 У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге,  и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.


 – Каковы ваши обязанности в школьной семье? (  Наводить порядок,  хорошо учиться, заботиться друг о друге)
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах,  и будем по ним жить. 
Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем:

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова

Задание 6

Воспитатель:  - На доске на лучах солнца напишите слова, характеризующие настоящую семью.

Семья — это: счастье, крепость, забота, любовь, понимание, уважение.

Итог мероприятия:

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья -  это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Посмотрите, как много хороших слов о  семье было сказано сегодня.

- Каким одним словом можно заменить их? (тепло)

- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга.

– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание.

- Какое у вас сейчас настроение? Почему?

Звучит песня «Родительский дом

C:\Users\ромыч\Desktop\НАПЕЧАТАТЬ\P1070399.JPG

C:\Users\ромыч\Desktop\107_PANA\P1070373.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тепло родного очага"

Данный классный час позволит с формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге....

Родительское собрание "Тепло и свет родного очага"

Сценарий родительского собрания с участием учащихся, которое способствует укреплению семейных ценностей, сближению родителей и подростков....

"Родной очаг"- сценарий

Сценарий   концерта посвященного  празднику  "День семьи"...

Тепло родного очага.

Материал, который поможет Вам в подготовке и проведении классного часа, целью которого является воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности...

Воспитательный час «Тепло родного очага»

Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания – дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.Развивать способности взаимопонимания,...

"Храни огонь родного очага"

Литературно-музыкальная композиция с использованием краеведческого материала...