"Храни огонь родного очага"
классный час по русскому языку (6 класс) на тему

Синицына Татьяна Ивановна

Литературно-музыкальная композиция с использованием краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khrani_ogon_rodnogo_ochaga.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                       Литературно – музыкальная композиция

                      «ХРАНИ ОГОНЬ РОДНОГО ОЧАГА»

Цели: 1. формирование гражданственности и патриотизма как    основы нравственно – эстетического воспитания;

         2.  совершенствование навыков выразительного чтения и навыков публичного выступления;

         3.  воспитание творческой личности, способной работать в команде

1.  Старшеклассник:

      Храни огонь родного очага

           И не позарься на костры чужие.

           Таким законом наши предки жили

           И завещали нам через века:

           Храни огонь родного очага.

           Лелей лоскут отеческой земли,

           Как он ни тверд и как ни каменист он.

           Не потянись за черноземом чистым,

           Что до тебя другие обрели.

           Лелей лоскут отеческой земли.

           И если враг задумает отнять

           Твоим трудом  взлелеянное поле,

           Не по страничке, что учили в школе,

           Ты будешь знать, за что тебе стоять.

           Ты будешь знать, за что тебе стоять.  

  1. Диалог первоклассников:

- Маша, а что ты вкладываешь в понятие «Родина»?

- Родина? Для меня это моя мама, это мой поселок, моя школа.

- А знаешь ли ты, что чувство любви к Родине является одним из самых сильных чувств человека?

- Мне, конечно, еще трудно пока об этом судить, но я читала очень много стихов, где поэты признаются в любви к Родине.

- Да, да, и я некоторые из них знаю: Уж и как мне, Русь,

                                                              Не любить тебя…

- Подожди, Саша, а знаешь ли ты, как поэтично, как проникновенно наши земляки отзываются о поселке Сиверском. Давай послушаем.

  1. Ученик:

Как я люблю встречать твои рассветы,

Люблю я зорь твоих вечерний свет,

Из многих мест, что видел я на свете,

Красивей Сиверской, наверно, нет.

Красивы птичьи голоса живые,

Милы мне люди, наши земляки,

Красиво смотрят ели вековые

     В зеркальный отблеск Оредеж- реки.

9.  Ученица:

     Цветет поселок наш под Ленинградом,

     На живописной Оредеж- реке.

     Покрыт зеленым бархатным нарядом

     С сиреневою вышивкой в платке.

  1.  Ученик:

      Как северянка синеока,

Глядишь из хвойных берегов.

Как озорница, краснощека

В уборе серебристых мхов.

Ах, речка Оредеж, девчонкой

В верховьях наших ты бежишь

И тонким станом, речью звонкой

      Сердца людские бередишь.

ТАНЕЦ «ГЛЯЖУ В ОЗЕРА СИНИЕ»

  1. Ученик:

В следующем году весь наш народ будет праздновать 70-ю годовщину Великой Победы. Говоря о красоте нашего края, о счастье жить без войны, мы всегда должны помнить, какой ценой завоевана наша счастливая жизнь и кому мы обязаны.

12. Ученик:

       Что такое счастье? Мне скажи.

       Я давно хотел узнать об этом.

       Я спросил у колосистой ржи,

       Я спросил у мудрого поэта.

       Рожь ответа сразу не дала,

       Для начала ветром прошумела.

       А поэт мне подарил слова,

       На вопрос ответил очень смело:

       «Счастье – это мир, а не война.

        Это чаша неба звезд полна.

        Это вольным воздухом дышать

        Каждый день все семьдесят подряд».

13.   ПЕСНЯ «На высотах Дудергофских тишина». Исполняет учитель под аккомпанемент гитары

 На высотах Дудергофских тишина…

Спит Воронья и Ореховая спит,

Будто и не опалила их война.

Только пушка, ощетинившись, стоит.

Только ветры разгулялись у горы,

И волнуются полотнища знамен.

Здесь сгорели ваши жизни, как костры,

Моряки с «Авроры». Вечный вам поклон.

В той земле лежать навек, ребята, вам,

Охранять ее покой и тишину,

И давно зарос войны глубокий шрам,

Нам же вечно быть у памяти в плену.

Встали юнги, бескозырки теребя,

В восемнадцать так нелепо умирать!

Представляют в том бою они себя,

Как пришлось бы город невский защищать

                       Никого война не пощадила,

                       Все в бою последнем полегли,

                       Но заставить никакая сила

                       Не смогла клочок отдать земли.

14. Стихотворение О.Фокиной «Подснежники» читает учитель.

       Рос мальчишка далеко не неженкой,

       Матери, отца совсем не помнил.

       Помнил он пожары, толпы беженцев,

       Мертвецов, которых не хоронят.

        Виселицу помнил там, на площади…

При нужде умел, хоть и не вор был

Из-под носа утащить у лошади

Ячменем наполненную торбу.

И машину, бешено летящую,

Мог догнать и намертво вцепиться

В жесткий борт, чтоб унести на кашу

Под рубашкой пригоршни пшеницы.

Рос мальчишка далеко не неженкой,

С малолетства зная лишь потери,

Ненавидел нытиков и «вежливых»,

В доброе добро совсем не верил.

И не шутки ради, а сознательно

Жег себя, угрюмо стиснув зубы,

       Он и солнце сделал истязателем,

        Наводя на тело через лупу.

Знал, как все дружки его вихрастые,

Разрезаясь в кровь осколком банки,

Будут пятки осенью распластаны

Льдом – куда больнее, чем стеклянкой.

Приходил в порезах и царапинах.

Плакала, над ним склоняясь, бабка.

А мальчишка только зябко вздрагивал,

В камешек сжимался, но не плакал.

Рос мальчишка далеко не неженкой,

Но чего не встретишь в царстве сонном!

И приснились раз ему подснежники,

Синие бубенчики со звоном.

Будто бы бежал он к ним сугробами,

Силою неведомой влекомый,

Листьями какими-то особыми,

Запахом, до радости знакомым.

Будто, издеваясь над мальчишкой,

Бил, царапал, жег его шиповник,

И в лицо  бросали сосны шишками,

Словно бы мальчишка был разбойником.

И на снег упал он обессиленный,

Не способный больше к обороне,

А подснежник глазоньками синими

Будто, как живой, мальчишку понял.

Стебельком качая над сугробами,

Сам пришел к мальчишке близко-близко

С листьями, как руки папы, добрыми,

С голосом, забытым, материнским.

- Милый, твои ножки не устали ли?

Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?

- Мама!

            И подснежники растаяли.

- Папа!

            Ни бубенчиков, ни листьев.

Только ветер где-то хлопнул ставнею,

Только бабка охнула тревожно.

…с этой ночи вовсе дома стало

Удержать мальчишку невозможно.

Следом за апрельскими ветрами

Убегал за город в одиночку,

Снег в лесу раскапывал руками,

Каждую осматривая кочку.

Он искал подснежники, конечно,

Синие бубенчики со звоном,

Чтобы пережить любовь и нежность

Наяву, как в дивном царстве сонном.

Солнце все сильнее улыбалось,

Ручейки текли из-под ладоней.

А когда и снега не осталось –

Нет таких цветов – мальчишка понял.

Жизнь мальчишке показалась горше,

И себя мальчишке стало жальче.

Слезы покатились, как горошины,

На мальчишкин хлеб – сосновый пальчик.

Все! Он больше чудесам не верит,

Он уйдет из сладостного плена!

Слишком велика его потеря,

Чтобы можно ей найти замену.

Только все ж на солнечной опушке

Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,

Чтобы дома спрятать под подушкой

Голубые, простенькие – эти.

Горсть цветов, наверно, безымянных,

Он сорвал бездумно и небрежно.

Для чего мальчишке имена их?

Не под снегом – значит не подснежники

Значит, не звенят они, не пахнут,

Листьями мальчишку не погладят.

Он не знал, как дома дружно ахнут,

На него, расстроенного, глядя.

Он не знал, что дома, как шальные,

Прямо к потолку его подбросят,

Что ему простят все-все вины его,

Где он был, что делал он, не спросят.

- Наш родной, любимый, наш упрямый! –

Две шинели брошены на стулья…

Руки папы! Губы, голос – мамы.

Кончилась война – они вернулись!

Но у этой неизбывной ласки

Быть в долгу мальчишка не захочет.

Он подаст цветы -  не без опаски.

 - Господи, подснежники…

                                             Сыночек!

15.  Первоклассница.

        И о том, что было на войне,

О своем житье – бытье солдата,

Ты расскажешь дочери, как мне

Мой отец рассказывал когда-то.

16. Первоклассник:

        От памяти нам никуда не деться,

Не выжечь в мыслях прошлого огнем,

Но если лучше в прошлое вглядеться,

Увидеть можно будущее в нем.

17. Старшеклассник:

        Огни родного очага

И теплота сердечной власти

Пускай хранят тебя всегда

В дорогах дальних от напасти.

Пусть обойдет тебя беда,

Заботы станут невесомы.

И стежки, где б ни шли, всегда

Пускай ведут к родному дому.

18.Литературно-музыкальная композиция с демонстрацией видеоряда по произведениям Н.М. Рубцова. (Стихи читаются на фоне видео)

 Муз. «В этой деревне огни не погашены»

  Девушка 1:    

        Россия, Русь –

        Куда я ни взгляну!

       За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

19.Юноша:

 Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен!

   Как прежде скакали на голос удачи капризный,

Я буду скакать по следам миновавших времен…

20. Девушка 2:

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,

И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,

И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,

И лучшую жницу, как знамя в руках проносил!

Музыка

21. Юноша:

И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме

На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,

А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме

Весенние воды, бревна неслись по реке…

Музыка грустная

22. Девушка 2:

 Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

Музыка «В горнице»

   

23. Девушка 1:

 Звезда полей  во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

А на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал,  как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей!

Музыка «В горнице»

24. Девушка 2:

 О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

25. Юноша:

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, все понимая, без грусти пойду до могилы…

Отчизна и воля – останься, мое божество!

26. Девушка 2:

 Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!..

Музыка: цокот.

27. Юноша:

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье

И тайные сны неподвижных больших деревень.

Никто меж полей не услышит глухое скаканье,

Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник

Расскажет в бреду удивленной старухе своей,

Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,

Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей…

Музыка лирическая.

28.    Девушка 1:

         Россия, Русь –

        Куда я ни взгляну!

       За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тепло родного очага"

Данный классный час позволит с формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге....

Родительское собрание "Тепло и свет родного очага"

Сценарий родительского собрания с участием учащихся, которое способствует укреплению семейных ценностей, сближению родителей и подростков....

"Родной очаг"- сценарий

Сценарий   концерта посвященного  празднику  "День семьи"...

Тепло родного очага.

Материал, который поможет Вам в подготовке и проведении классного часа, целью которого является воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности...

Воспитательный час «Тепло родного очага»

Показать, что разногласия между детьми и родителями возникают в силу того, что нет взаимопонимания – дети не умеют понимать родителей, родители не понимают детей.Развивать способности взаимопонимания,...

Семейная гостиная "Тепло родного очага"

Семейная гостиная "Тепло родного очага" было проведено в 8 классе школы-интерната  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - воспитание у обучающихся ответственного отно...