ПК 3.3
методическая разработка

Набиуллина Анна Петровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторяй движения за нами …

Слайд 12

До новых встреч …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физминутка для ног.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Руки согнуты в локтях, качаем головой и двигаем телом

Слайд 6

А теперь, как я!

Слайд 8

Ребята, берегите здоровье!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физминутка «Весёлые насекомые»


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного праздника с участием родителей

«Спорт в нашей жизни»

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: 2 мяча, 2 мешка для прыжков, 2 мяча-прыгуна, 2-3 скакалки, канат, 2 стойки-ориентира, 2 «Моталки» – ленточки на палочках, воздушные шары, шнур или волейбольная сетка. Эмблемы для детей на 2 команды. Призы: шары, шоколадки – золотые медальки, грамоты.

Участники:

Судейская коллегия: Казаков Н.М., Старикова М.Н., Куренкова А.Л., Сазикова А.С., Гималлетдинов М.Ю.

Цели и задачи:

  • Укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Совершенствование двигательных навыков детей.
  • Развитие у детей физических качеств: ловкости, быстроты, скоростно-силовых  качеств, ориентировки в пространстве.
  • Воспитание нравственно-волевых черт характера, целеустремлённости, смелости, взаимовыручки.
  • Объединение детей и родителей в игровой ситуации для получения радости от взаимного общения, воспитание чувства коллективизма, дружелюбия, доброжелательности.
  • Стимулирование желания детей и родителей заниматься физической культурой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен воздушными шарами, разноцветными флажками, рисунками на тему «Спорт в моей семье». Под музыку марша входят 2 команды  из детей и взрослых.

Ведущая:

В страну Веселая  Спортландия
Я открываю дверь.
Через неё прошли
И мамы, и папы,
Все взрослые, поверь.
И все они дадут ответ,
Что лучше, чем Спортландия,
Страны на свете нет!

– В этой стране все занимаются спортом, радуются здоровью, все дружны и веселы. Приглашаю вас поиграть вместе!

Ведущая  с шуткой представляет жюри.
Шуточное приветствие команд.

1 ребёнок: стихотворение Г. Сапгира.

Раз, два, три, четыре –
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.

2 ребенок:

Папа и мама, сказать хочу я,
Как здорово, что у меня есть семья!
И хочу я без сомненья 
Видеть вас в хорошем настроении!
А для этого надо вместе с нами поиграть.

Ведущая: Сегодня наши соревнования для детей и родителей. Можно и нужно друг другу помогать, друг друга выручать, поддерживать и болеть за общую победу. Но главное, не ссориться, не обижаться, не злиться, не завидовать.

Разминка

2 ребёнок:

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна,
От лени и болезней
Спасает всех она.

Команды выполняют комплекс  из 5-6 упражнений по показу воспитателя , фонограмма песни «Микки Маус», музыка Т.Морозовой «Петушок». серия «Пойте с нами».

1 упражнение

И.п.: О.с., руки внизу.
1 – подняться на носочки, руки вверх. Потянуться.
2 – и.п. Повторить 4-6 раз.

2 упражнение

И.п.: О.с., руки внизу.
1 – Поднять плечи вверх,
2 – И.п. Повторить 4-6 раз.

3 упражнение

И.п. ноги врозь, руки согнуты к плечам.
1-4 – круговые вращения руками вперед,
5-8 – круговые вращения руками назад.

4 упражнение

И.п. ноги врозь, руки в стороны.
1 – наклон вправо,
2 – и.п.
3 – наклон влево,
4 – и.п.  Повторить 4-6 раз.

5 упражнение

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
1 – присесть, руки вперед,
2 –и.п.  Повторить 4-6 раз.

6 упражнение

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
1-8 – прыжки на двух ногах,
9 -12 –прыжки на правой ноге,
13-16 – прыжки на левой ноге,
17-20 – прыжки ноги  вместе – ноги врозь.

7 упражнение

1-8 – ходьба на месте.

Ведущая:

Вы размялись хорошо.
Праздник веселей пошел.
Ждут вас новые заданья –
Непростые испытанья.

Появляется Карлсон под музыку «Полет шмеля» Римского – Корсакова. Пробегает по залу.

Карлсон: Я самый веселый на свете, поэтому нравлюсь всем детям! Я самый красивый, самый воспитанный, самый упитанный, без меня не может начаться ни один праздник!

Ведущая: Мы очень рады всем гостям. Помоги нам провести веселые эстафеты и узнать, кто самый ловкий и быстрый.

Соревнование 1. «Мяч капитану»

Команды строятся в 2 колонны, с родителями, у капитанов по мячу. Капитан бросает мяч первому игроку, тот бросает его назад капитану, убегает в конец колонны и т.д.

Соревнование 2. «Прыгунок»

Дети и родители стоят друг за другом. Перед участниками в 1 м от стартовой черты проведена  линия.  Первый  участник бежит, перепрыгивая через скакалку от линии до конуса, обегает его и возвращается обратно обычным бегом со скакалкой в руках, передав скакалку следующему участнику.

Соревнование 3. Конкурс для мам «Кто дольше продержится, прыгая, через короткую скакалку?»

Соревнование 4. «Прыжки в мешках»

По сигналу игрок  влезает в мешок, прыгает  до ориентира, передает эстафету. С участием родителей.

Соревнование 5. Конкурс для пап «Кто больше раз отожмётся от пола»

Соревнование 6. «Ловкие волейболисты»

Прыжки детей на мячах – прыгунах до ориентира и обратно, передать эстафету.

Соревнование 7. «Пронеси и не урони мешочек на голове»

С участием родителей. Пронести мешочек на голове до ориентира, взять его в руку и бегом вернуться, передать эстафету.

Соревнование 8. «Перетягивание каната»

От команды  по 2 участника – взрослый и ребенок, надо перетянуть соперников за черту.

Соревнование 9. « Кто быстрее?»

Наматывание ленты на палочку с двух сторон до середины, участвуют дети и родители.

Соревнование 10. « Команда»

Сначала вокруг стойки бежит один игрок, затем его за пояс берёт  2-й  игрок и они бегут вдвоём, и т. д. Обежать стойку всей команде и не расцепиться. Чья команда самая ловкая и дружная?

Соревнование 11. «Весёлый волейбол»

Вспомните детство, надо перебрасывать воздушные шары через шнур. По свистку остановиться, подсчитать шары. Выигрывает та команда, где меньше шаров.

Подвижная игра «Если весело тебе, то делай так…»

Все встают в круг и выполняют движения по показу ведущей: похлопать в ладоши, похлопать по коленям, хлопки над головой, потопать ногами, попрыгать или покружиться и т.д. Последний раз выполняются все движения игры.

Подвижная игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Дети и родители встают в круг и повторяют слова и движения

Ведущий:

В этом зале – все друзья!
Я, ты, он, она – вместе  – дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа,
На соседа слева. В этом зале все – друзья,
Я, ты, он, она – вместе  – дружная семья!

Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
В этом зале все друзья,
Я, ты, он, она – вместе  – дружная семья!

Ты погладь соседа справа,
Ты погладь соседа слева,
В этом зале все друзья,
Я, ты, он, она – вместе – дружная семья!

Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
В этом зале все друзья,
Я, ты, он, она – вместе – дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы 
Сто тысяч  «Я»!

Карлсон:

Скажу вам, не кривя душой,
Сегодня в этом зале 
Все выступали хорошо:
И дети, и родители –
Достойны все похвал.
А имя победителя определит финал

Ведущая: 

Знают взрослые и дети
Что важней всего на свете:
Папа, мама, брат, сестра – 
Это дружная семья!

Предоставляется слово жюри:

Сегодня все участники соревнований показали свою ловкость, смелость, быстроту, взаимовыручку. Все вы доказали, что любите спорт, веселые игры и состязания. Мы желаем всем здоровья, согласия в семье и радости.

Ведущая:

Пусть вам семейные старты запомнятся,
Пусть все невзгоды пройдут стороной,
Пусть все желания ваши исполнятся,
А физкультура станет родной!
                                                                              (Л. Сивачева)

Карлсон и ведущая награждают всех участников праздника почетными грамотами, «золотыми медалями», воздушными шарами.
Фотография на память всех участников праздника.
Под музыку  и аплодисменты дети совершают круг почета и уходят из зала.



Предварительный просмотр:

Сборник подвижных игры на физкультуре

Содержание

Введение.................................................................................

1.Подвижные игры для детей младшего школьного возраста.................

2.Подвижные игры для школьников среднего звена............................

2.1Легкая атлетика.....................................................................

2.2.Баскетбол............................................................................

2.3Волейбол..............................................................................

2.4Лыжные гонки.......................................................................

3.Подвижные игры для старших школьников.....................................

3.1Легкая атлетика.....................................................................

3.2.Баскетбол............................................................................

3.3Волейбол..............................................................................

3.4Лыжные гонки........................................................................

Подвижные игр для детей младшего школьного возраста.

ВВЕДЕНИЕ

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В первой части сборника можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке, гимнастике и при планировании вариативной части рабочей программы.
Во второй части сборника представлены только те игры, которые вошли в мое календарно-тематическое планирование по физкультуре для 1-4 класса (3 часа).

Охотники и утки
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охот¬ники»    за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в кото¬рых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра про¬должается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя пере¬ступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
Категория: Активные игры с мячом 
Развивает: глазомер, ловкость 
Лови – бросай!..
По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».
На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч де¬тям, а потом ловит его от них, произнося при этом риф¬мовку:
«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»
Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.
Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличи¬вается до 2—2,5 м.
Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
Категория: Активные игры с мячом 
Развивает: глазомер, ловкость.
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации дви¬жений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Гуси-лебеди
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).
На игровой площадке чертятся две линии на рассто¬янии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), кото¬рый стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
Га-га-га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Ну летите!
Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гу¬сей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается но¬вый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Караси и щука
По цели и характеру напоминает игру «Ловишка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на рас¬стоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбира¬ется водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебега¬ют на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный ка¬рась.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Кружева
По цели и характеру является одной из разновид¬ностей игры «Ловишки» («Пятнашки»).
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние меж¬ду парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и под¬нимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хло¬пок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бе¬жать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на рассто¬янии 10—15 м. Между ними посередине в стороне чер¬тится круг диаметром 1—1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш¬ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко¬манды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного до¬мика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «за¬пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Попробуй поймай
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии, за кото¬рыми располагаются «домики» играющих. Расстояние между линиями примерно 6—10 м. Из числа играющих выбирается «ловишка» (водящий), который занимает ме¬сто между двумя линиями.
Остальные играющие стоят у линии и хором произ¬носят рифмовку:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!..
После произнесения слова «лови» дети перебегает на другую сторону площадки, а ловишка стремится догнать бегущих и «осалить» их (дотронуться рукой). Тот играю¬щий, до которого ловишка дотронулся прежде, чем он перешел черту, считается пойманным и отходит в сторо¬ну, садится возле «ловишки».
Правила игры: после двух-трех перебежек детей от черты к черте проводят подсчет числа пойманных игро¬ков, а затем выбирается новый ловишка:
в ходе игры желательно определить лучшего ловишку.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Кто быстрее?
Цель игры: обучение ходьбе на лыжах (в младших классах) разными способами.
На игровой площадке, покрытой снегом, отмечают линии «старта» и «финиша» с расстоянием между ними 25—30 м.
На линии старта выстраиваются 3—5 играющих на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и по сигналу или ко¬манде учителя начинают бег на лыжах. Побеждает тот участник, кто первым пересечет линию финиша.
Варианты игры:
забеги можно осуществлять с помощью палок или скользящим шагом без них, определяя по¬бедителя по итогам двух заездов;
можно проводить игру, разделив детей на 2—4 ко¬манды с равным числом участников, в виде эс¬тафеты.
Категория: Активные игры зимой 
Развивает: координацию движений 
Прихлопни комара
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диамет¬ром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель дер¬жит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось при¬хлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наи¬более, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: глазомер, координацию движений, ловкость 

День и ночь
Цель игры: развитие силовой выносливости, быст¬роты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраи¬ваются мальчики, у другой — девочки. Между ними на¬ходится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», коман¬да девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ло¬вят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчи¬ков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
Категория: Азербайджанские народные игры 
Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость 
Кто дальше?..
Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.
На игровой площадке проводится линия. Одновре¬менно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими ска¬калкам.
По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеж¬дает ребенок, который оказался впереди.
Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на рас¬стоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.
У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, кото¬рый первым пересечет линию финиша.
Категория: Игры со скакалкой 
Развивает: координацию движений 
Кто дальше?
Цель игры: скольжение по льду с сохранением рав¬новесия, развитие меткости, глазомера.
На игровой площадке «раскатывается» ледяная до¬рожка длиной 5—7 м. На расстоянии 1,5 м от начала до¬рожки кладут кубик (шайбу). Дети по очереди, разбега¬ясь с расстояния 2—3 м, скользят по дорожке на подо¬шве обуви и стараются при скольжении ногой отодви¬нуть кубик как можно дальше.
Победителем считается тот игрок, который отодви¬нул кубик дальше всех.
Вариант игры: если после первой попытки кубик все еще находится на ледовой дорожке, игрокам предос¬тавляется вторая попытка. Причем игрок, не сдвинувший кубик в первой попытке, выбывает из дальнейших со¬ревнований.
Категория: Активные игры зимой 
Развивает: глазомер, меткость 
Белые медведи
По цели и характеру является одной из разновид¬ностей игры «Ловишки».
В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.
По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т. д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2 — 3 играющих на игровом поле.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Змейка (Проведи мяч)
Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюш¬кой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Перпенди¬кулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.
По сигналу или команде воспитателя ребенок дол¬жен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.
Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без оши¬бок.
Вариант игры:
можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить од¬новременно соревнование на скорость между дву¬мя участниками;
ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
игрок будет вести мяч от линии, обходя все пред¬меты «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.
Категория: Игры с мячом 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Эстафета с мячами
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации дви¬жения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом иг¬роков. Команды становятся у черты в колонны на рас¬стоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние меж¬ду колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок дер¬жит в руках мяч.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребе¬нок передает мяч через голову второму, второй — тре¬тьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
мяч передается назад внизу между широко рас¬ставленными ногами;
комбинация двух движений: мяч передается на¬зад вверху над головами, а вперед — внизу, меж¬ду широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.
Категория: Игры с мячом 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж¬дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж¬ду ног.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересече¬ния линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами стано¬вятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересе¬чет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой коман¬ды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажа¬тым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.
Категория: Игры с мячом 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Зайцы в огороде
Разновидность «Ловишки», но в роли «ловишки» вы¬ступает «собака».
Перед началом игры выбирается из числа играющих или назначает воспитатель «собаку». Остальные дети — «зайцы». На одной стороне игровой площадки рисуют кружки диаметром до 50 см — это «домики-норки» зай¬цев. На противоположной стороне площадки (на рассто¬янии 10—15 м) рисуют еще один круг диаметром 1,0— 1,5 м — это будка «собаки».
Расположенная между «норками» и будкой собаки игровая площадка — это огород с грядками. При жела¬нии на нем можно обозначить черточками или кружоч¬ками грядки.
По первому сигналу воспитателя «зайцы» выбегают из норок и бегут в огород, перепрыгивая через грядки. Там они лакомятся морковкой, капустой…
Воспитатель подает второй сигнал или команду: «Со¬бака бежит!..» После этого зайцы спешат добраться до своих «норок», спрятаться в них, а собака старается пой¬мать зайца, «осалив» его» (дотронувшись до него рукой). Пойманный заяц отходит к будке собаки и больше не принимает участия в игре.
Когда будет поймано 3—6 «зайцев», воспитатель мо¬жет выбрать из играющих другую «собаку», а пойман¬ные «зайцы» снова возвращаются в игру, которая начина¬ется сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Кот и мышки
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш¬ки» выступает «кот».
У края игровой площадки проводится линия, за ко¬торой чертятся круги или кладутся обручи — «домики-норки мышей». На расстоянии 5—8 м от линии на пеньке или на стульчике садится «кот», а мыши устраиваются в своих «норках».
Показывая начало игры, роль кота выполняет вос¬питатель, а затем выбирается «кот» из играющих детей. Когда все заняли свои места, воспитатель обращается к детям-«мышкам»: «Кот спит!..» Можно использовать рифмовку:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спит…
После этих слов воспитателя «мышки» покидают свои «норки» и начинают бегать по игровому полю, близко под¬ходят к «коту». Через некоторое время воспитатель гово¬рит: «Кот просыпается!..»
Можно использовать рифмовку:
Тише, мышки, не шумите,
Вы кота не разбудите!..
После этих слов «кот» встает на четвереньки, потя¬гивается, говорит: «Мяу!..»
Это служит сигналом, что он начинает ловить мы¬шей. Пойманных «мышей» кот отводит к своему месту, а игра начинается сначала, но уже без их участия.
После того, как «кот» поймал 3—5 мышей, воспита¬тель назначает нового «кота», а пойманные «мыши» воз¬вращаются в игру.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Охотник и зайцы
Цель игры: обучение бегу в игровой манере, разви¬тие ловкости и координации движения.
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охот¬ника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чер¬тят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диа¬метром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Вос¬питатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живу¬щего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превра¬щается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убе¬гать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охот¬ником, а охотник — зайцем.
Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.

Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «без¬домным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Не попадись…
Цель игры: обучение в игровой форме ходьбе, бегу, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5—8 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Из играющих детей выбирается водящий, который располагается внутри круга в любом месте. Остальные дети становятся вокруг круга на расстоянии полушага от черты.
По сигналу воспитателя дети прыгают в круг, бега¬ют по нему и выскакивают обратно. Водящий бегает в пределах круга и старается коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водяще¬го каждый играющий должен успеть покинуть пределы круга.
Тот играющий, до кого успел дотронуться водящий в пределах круга, получает штрафное очко, но остается в игре (или выбывает из игры). Через некоторое время вос¬питатель подсчитывает число штрафных очков и тех иг¬рающих, кого не успел коснуться водящий. Производит¬ся замена водящего, и игра начинается сначала.
Вариант игры: можно несколько изменить условия игры. Водящим становится первый же игрок, до кого дот¬ронулся прежний водящий в пределах круга, а ведущий занимает место игрока.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Горелки
Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не до¬ходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играюще¬го, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробе¬гут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна де¬лает 2—3 шага назад к линии.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
С кочки на кочку
По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
На игровой площадке чертятся две ровные или из¬вилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, меж¬ду которыми располагается болото. На поверхности бо¬лота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.
Вариант игры: каждый из играющих вместо нари¬сованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на дру¬гой берег.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений 
Не урони шарик
Цель игры: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возрас¬та играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.
По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уро¬нил, положить шарик в ложку и только потом продол¬жить движение.
Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устра¬ивать новые забеги среди победителей каждого предва¬рительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эста¬феты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
играющий должен донести шарик в ложке до ли¬нии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Гусеницы
Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зави¬симости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».
В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.
По команде воспитателя, команды подходят к ли¬нии старта и строятся в колонну друг за другом с дистан¬цией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сги¬бает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой дер¬жит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-це¬почка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепо¬чек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.
Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «фини¬ша».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений 
Соперники (Петушки)
Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, раз¬витие ловкости и координации движений.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согну¬та в колене), руки скрещены на груди.

Игра начинается по сигналу воспитателя: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.
Игра проводится попарно, а победители пар встре¬чаются между собой.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость 
Рыбки
Цель игры: обучение в игровой форме видам дви¬жения (ходьба, бег), развитие ловкости и координации движений.
Перед игрой воспитатель заготавливает из картона «рыбки» (длина — 15—20 см, ширина — 5—7 см), кото¬рые окрашиваются в цвета играющих команд (например, синие, красные и зеленые рыбки). К хвостику каждой рыбки привязывается нитка длиной 50—60 см.
Игра предполагает соревновательный характер двух или трех (в зависимости от числа детей) команд с рав¬ным числом участников в каждой команде.
Дети выстраиваются на игровой площадке и делятся на команды. Каждая команда получает «рыбок» своего цвета. Каждый ребенок получает «рыбку» цвета своей команды и свободный конец нитки заправляет за свой носок так, чтобы при ходьбе или беге «рыбка» тянулась сзади на нитке, касаясь пола — «плыла».
После этого команды выходят на игровое поле. По сигналу воспитатели дети начинают ходить и бегать по площадке, стараясь наступить на «рыбку» противника и в то же время не дать «поймать» свою «рыбку». Ребенок, чью рыбку «поймали» (выдернули нитку из носка), вы¬бывает из игры, а «рыбку» забирает поймавший игрок.
После окончания игры воспитатель подводит итоги. Побеждает та команда, у которой осталось больше не¬пойманных своих рыбок, но больше «пойманных» чужих «рыбок».
Правила игры: во время игры нельзя хватать рука¬ми игрока другой команды, толкаться, наступать на ноги другим игрокам.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, основные виды движений 
Кто дальше?..
По цели и характеру эта игра близка игре «Донеси мешочек».
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих).
У первой черты ребенок наклоняется вперед, сгиба¬ясь почти до прямого угла. На спину ему кладут мешо¬чек с песком или подушечку. В таком положении ребе¬нок должен пройти путь до следующей черты, не уронив предмет со спины во время движения.
Правила игры: поправлять предмет или поддержи¬вать его во время ходьбы между линиями. Ребенок, по¬терявший груз, выбывает из игры.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: выдержку, координацию движений 
Донеси мешочек
Цель игры: развитие выдержки и координации дви¬жений.
Для игры готовят 4—5 небольших мешочка, напол¬ненных песком. На игровой площадке проводятся две па¬раллельные черты на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих). Воспитатель ставит перед деть¬ми задачу: пройти с мешочком на голове от одной до другой линии. В начале игры скорость движения не име¬ет значения, но ребенок, уронивший мешочек во время движения, выбывает из дальнейшей игры.
После трех-четырех таких переходов воспитатель от¬мечает детей, ни разу не потерявших свой мешочек, а также подбадривает остальных.
Правила игры: поправлять мешочек на голове мож¬но только за чертой, но до него нельзя дотрагиваться во время ходьбы.
Вариант игры: после проявления детьми умения воспитатель может провести соревнование на скорость меж¬ду 3—4 играющим!
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: выдержку, координацию движений 
Из обруча в обруч
Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигатель¬ного аппарата, развитие координации движений.
На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.
Дети выстраиваются в колонну и по сигналу воспи¬тателя начинают прыжки на двух ногах из обруча в об¬руч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.
В конце игры воспитатель отмечает качество прыж¬ка и приземления детей, не забывая отметить поло¬жительное участие всех детей в игре.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, основные виды движений 
Дойди до середины
Цель игры: развитие ловкости, укрепление муску¬латуры рук.
Для данной игры берутся две круглые палки одина¬ковой длины и одинакового диаметра. К середине каж¬дой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоя¬нии.
По сигналу проводящего игру дети начинают быст¬ро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, кото¬рый раньше намотает шнур до ленточки.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.
Варианты игры:
Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выяв¬ляется участник, победивший большее число раз.
Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: ловкость, мускулатуру рук 
Перетягивание каната
По цели и характеру является разновидностью игры «Перетягивание в шеренгах».
На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привя¬зывается яркая лента.
Все играющие делятся на две равные группы. Каж¬дая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями.
По сигналу учителя или по его команде игроки каж¬дой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту.
Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: выносливость, ловкость, навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат, силу 
Бычки
Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппа¬рата, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке чертятся две параллельные ли¬нии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по одинаковому мячу.
По сигналу или команде воспитателя дети становят¬ся на четвереньки и начинают движение ко второй ли¬нии, одновременно толкая головой перед собой мяч.
Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.
Категория: Игры с мячом 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат 
Чей мяч дальше?..
Цель игры: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.
На игровой площадке проводится линия на расстоя¬нии 1—2 м от стены. За ней проводится еще 3—5 парал¬лельных линий на расстоянии 20—30 см между ними.

Дети по очереди подходят к первой черте и по ко¬манде или сигналу воспитателя бросают мяч в стену, а потом воспитатель отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.
Категория: Игры с мячом 
Развивает: силу, точность броска 
Посадка картофеля
Цель игры: развитие быстроты, силовой выносли¬вости.
Создаются две команды по пять человек. Игрок, сто¬ящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двад¬цати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.
Правила игры:
капитаны стартуют по сигналу;
игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бе¬жать;
подбегать к команде надо с левой стороны.
Категория: Белорусские народные игры 
Развивает: быстроту движения, силовую выносливость 
Спутанные кони (Тышаулы атлар)
Цель игры: развитие силовой выносливости, укреп¬ление костно-мышечного аппарата ног.
На игровой площадке чертится линия. На расстоя¬нии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.
Играющие делятся на три-четыре команды и выст¬раиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются об¬ратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.
Правила игры:
выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
прыгать следует правильно, отталкиваясь обоими но¬гами одновременно, помогая руками.
Категория: Татарские народные игры 
Развивает: силовую выносливость 
Пастух
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пасту¬ха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк гор¬ный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает че¬рез ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, рас¬ставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры:
волк переходит линию только после слов пасту¬ха «не отдам»;
овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
Категория: Армянские народные игры 
Развивает: быстроту реакции, внимание, ловкость 
Фигуры
Цель игры: развитие внимания, умения реагировать на сигнал.
Из общего числа участников игры выбирается веду¬щий. Остальные игроки разбегаются по площадке. Водя¬щий ходит и говорит:
«Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
Все фигуры на месте — замри!»
После этих слов все играющие останавливаются и замирают в той позе, в которой их застала команда водя¬щего. Водящий обходит играющих и старается найти того, кто пошевелится. Этот игрок занимает место водящего, а остальным фигурам дается команда: «Отомри!», и игра продолжается.
Вариант игры: пошевелившиеся игроки выбывают из игры, а игра продолжается с прежним водящим до тех пор, пока не останется 3—4 играющих.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: внимание, умения действовать по сигналу 
Снайперы
Цель игры: обучение метанию (вместе мяча — сне¬жок), развитие точности броска, глазомера.
На игровой площадке сначала строится из снега стен¬ка длиной до 2 м и высотой до 1 м. На ее плоский верх¬ний край кладут яркий кубик, кеглю или другой яркий предмет.
На расстоянии 1,5—3 м (в зависимости от возраста детей) от стенки проводится линия. От этой линии дети по очереди стараются сбить предмет со стенки снежками (количество снежков может быть ограничено или не ог¬раничено).
На верхний край стенки можно положить несколько ярких предметов на расстоянии 30—40 см друг от друга, чтобы в игре одновременно приняло участие несколько детей.
Победителем считается тот, кто поразил цель мень¬шим количеством снежков.

Вариант игры: после поражения цели ребенок отхо¬дит шаг назад и снова начинает поражать цель опре¬деленным количеством снежков (3 снежка). Так продол¬жается до промаха. Победителем считается тот, кто по¬ражает цель с самой дальней дистанции.
Категория: Активные игры зимой 
Развивает: глазомер, точность броска 
Передай мяч
Цель игры: обучение детей погружению в воду с го¬ловой.
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс (максимум по грудь) ребенку.
Играющие дети разбиваются на пары и становятся друг за другом на расстоянии 0,7—0,8 м. Ноги расстав¬лены на ширину плеч. Стоящий впереди ребенок держит в руках мяч.
По сигналу или команде воспитателя стоящий впе¬реди ребенок наклоняется вперед, погружается с головой в воду и передает мяч между ног стоящему сзади ребен¬ку. После этого дети поворачиваются кругом и передают мяч в обратном направлении.
Воспитатель отмечает пару, которая играет быстрее и четче.
Категория: Игры на воде 
Развивает: координацию движений, навыки плавания 

Варианты игры:
играющие дети делятся на две-три команды с рав¬ным числом участников и становятся в колонны на расстоянии 0,7—0,8 м друг от друга. В руках у стоящего первым в колонне мяч. По сигналу или команде воспитателя начинается передача мяча под водой между ног стоящему сзади. Последний ребенок, получив мяч, должен поднять его над головой. Побеждает та команда, которая быст¬рее других выполнила упражнение;
играющие дети передают мяч в одном направле¬нии, а потом поворачиваются кругом и передают мяч в другом направлении. Побеждает команда, первой выполнившая задание в обоих направле¬ниях;
дети передают мяч не между ног, а справа или слева от ног.
На новое место (Смени место…)
Цель игры: улучшение скорости бега, выносливос¬ти, чувства товарищества, командной игры.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 16—20 м. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстра¬иваются в колонны на линии старта, на расстоянии 1,5— 2 м друг от друга.
По сигналу или по команде учителя первая пара, взявшись за руки, бежит к черте. Первые номера остают¬ся за линией финиша, а вторые возвращаются к коман¬де, берут за руку третьего стоявшего в колонне и снова бегут. Затем остаются вторые номера, а возвращаются третьи, чтобы уже бежать с четвертыми номерами и т. д.
Побеждает команда, игроки которой первыми пересекут линию финиша и построятся в колонну на новом месте.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: выносливость, навыки игры в коллективе, способности бега, чувства товарищества 

С кочки на кочку
По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
На игровой площадке чертятся две ровные или из¬вилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, меж¬ду которыми располагается болото. На поверхности бо¬лота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.
Вариант игры: каждый из играющих вместо нари¬сованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на дру¬гой берег.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: внимание, умения действовать по сигналу 
Третий лишний
По цели и характеру является одной из разновид¬ностей игры «Пятнашки».
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся по¬парно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий иг¬рок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).
После этих слов стоящий последним в паре начи¬нает убегать от водящего. Если водящему удалось дог¬нать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Утята и щука
Разновидность игры «Ловишка», но в роли «ловиш¬ки» выступает «щука».
Перед началом игры выбирают или воспитатель на¬значает из играющих детей «щуку». Остальные дети — «утята».
В центре игровой площадки рисуется круг диамет¬ром 6—10 м. Это «озеро», в котором живет «щука». У черты, по краям круга (берега озера) стоят дети-«утята».
По сигналу воспитателя «утята» прыгают с берега в озеро, плавают в нем, передвигаясь на двух ногах прыж¬ками. Как только к ним приближается «щука», «утята» спешат выбраться на берет, пересечь линию круга.
Зазевавшегося «утенка» хватает «щука» и отводит за пределы круга. Он больше не принимает участия в игре, а игра повторяется.
Когда «щукой» поймано 5—6 «утят», воспитатель вы¬бирает новую «щуку», а пойманные «утята» возвращают¬ся в игру.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества 
Смени место
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания, умения играть в команде.
На игровой площадке проводятся две линии на рас¬стоянии 10—25 м (в зависимости от размеров игровой площадки и возраста играющих). Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждая команда выстраивается в шеренгу у линии с двух сторон.
По сигналу руководителя или по его команде коман¬ды игроков стремятся поменяться местами, то есть пере¬бежать за противоположную линию и выстроиться в ше¬ренгу, заняв каждый свое место.
Побеждает команда, которая сумела первой размес¬титься за противоположной линией.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении 
Развивает: внимание, ловкость, навыки игры в коллективе, скоростные качества. 



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Викторина

"Моё здоровье – в моих руках" (для учащихся 3–4-х классов)

 

Цели.

формировать здоровый образ жизни;

воспитывать общую культуру здоровья;

развивать коммуникативные умения учащихся.

- Здравствуйте дорогие ребята. Вы знаете, что в нашей школе началась неделя здоровья. И сегодня мы с вами проведем викторину, посвященную здоровому образу жизни. Тема викторины: "Моё здоровье - в моих руках ".

В каждой команде по 6 участников, команды придумывают себе название и девиз, выбирают капитана.

Я  поочерёдно задам вопросы командам. Команда, которая ответит на вопрос правильно, получает 2 балла; за неполный ответ – 1 балл; за неверный ответ – 0 баллов.

Если команда не сможет ответить, вопрос переадресуется болельщикам этой командой. В этом случае баллы не присуждаются ни одной команде.

-Команды, готовы к соревнованию? Тогда, команды, на старт!

  • Ледовая площадка (каток).
  • Специалист по поднятию тяжестей (штангист).
  • Лучшая тяжесть для любителей утренний зарядки (гантели).
  • Она является залогом здоровья (чистота).
  • Хоккей - шайба, футбол - мяч, бондминтон-... (волан).
  • Теннисная площадка (корт).
  • Решающая характеристика внешности для баскетболиста (рост).
  • Спортивный переходящий приз (кубок).
  • Что стремится установить спортсмен? (Рекорд).
  • Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?"(Девизом Олимпийских игр).

«Виды спорта» (по 2 балла за 1 вид спорта). Выигрывает та команда, которая напишет больше видов спорта. Время на подготовку 1 минута.(музыка)

А мы пока поиграем с болельщиками. Вам, уважаемые болельщики, предстоит отгадать загадки.

1. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём,

Не угнаться за... (мячом).

- А какие игры с мячом вы знаете?

2.Эта птица - не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется... (волан).

- Как называется игра с воланом? (бадминтон)

3.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ... (лыжи).

4.Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки.

И несут меня не кони, а блестящие ...(коньки).

5.Мне загадку загадали:

Что это за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ

Это мой ...(велосипед).

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной - туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят...(душ).

Итак, вернемся к нашим командам. Капитаны команд зачитывают списки. Подсчитываем виды спорта. Список отдается в жюри.

-Молодцы, ребята! С заданием вы справились.

Продолжаем нашу викторину. наш брейн-ринг.

  • Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
  • В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
  • Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
  • Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
  • Назовите зимние виды спорта?
  • Назовите летние виды спорта?
  • Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
  • Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
  • Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
  • Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
  • Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
  • Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).

  • Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет. (Мяч)

  • Два колеса подряд,

Их ногами вертят. (Велосипед)

  • Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

  • Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в … (волейбол).

  • Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было.

Что это такое? (Мыло)

  • Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повымыла. (Зубная щетка)

  • Зубаст, а не кусается.

Как он называется? (Гребень, расческа)

Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот,

Если есть … (водопровод).

-А как вы понимаете слова: "Моё здоровье - в моих руках!"(Ответы ребят).

-Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.

-Наша викторина подошла к концу. До свидания, ребята. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для исправления осанки

1. И. п.: основная стойка.

1-2 -дугами вперед руки вверх, смотреть на кисти, потянуться вверх.

3-4-и. п. Повторить 6–8 раз.

2. И. п.: основная стойка.

 1-2-правую ногу назад на носок, дугами вперед руки вверх.

 3-4-и. п.

 5-6-то же, с левой .

7-8-и. п. Повторить 6-8 раз.

 3. И. п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2-наклон влево, согнуть правую ногу, правую руку вверх.

 3-4-и. п.

5-6-наклон вправо, согнуть левую ногу, левую руку вверх.

 7-8- и. п. Повторить 4-6 раз.

4. И. п.: стойка ноги врозь, стопы параллельны, руки вверх.

1-2-присед на всей стопе с наклоном вперед, дугами вперед руки назад.

3-4-и. п. Повторить 4-6 раз.

  Выполнить основное упражнение для формирования правильной осанки.

 5. И. п.: ноги врозь, руки в стороны.

 1-3-поворот туловища направо.

4- и. п. То же,  в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

 6. И. п.: ноги врозь, руки на пояс.

 1-3-сгибая правую ногу, наклон вправо, правое предплечье положить на правое бедро, правый локоть у правого колена.

4-6- и. п. То же,  в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

 7. И. п.: стойка ноги врозь, руки вверх.

 1-2-наклон вправо.

 3-4-и. п. То же, в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

 8. И. п.: встать на колени, руки на пояс.

 1-2-сесть справа, руки вперед.

 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

9. И.п-сед на полу,руки назад

1-2-выпрямить туловище с упором на руки

3-4-и.п .Повторить 6-8 раз

10.И.п-сед на полу

1-поднять ноги,округлить спину,руками пытаться достать до ног

2-3-удержания этого положения

4-и.п

11.Упражнение на ощущение правильной осанки.Стать спиной к стене так чтобы стена касалась затылка, лопоток, ягодиц и пяток.Присед удержание правильной осанки.Повторить 6-8раз

12. Упражнение на ощущение правильной осанки. Стать спиной к стене так, чтобы стена касалась затылка,лопаток,ягодиц и пяток. Выпрямиться и запомнить это положение. Отойти от стены, сохраняя его.Повторить 6-8раз [21].


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Квест Остров здоровья

Цели

  • формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;
  • создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

 Задачи

Образовательная

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать чувство юмора, воображение, смекалку
  • Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.

Коррекционная

  • Способствовать развитию внимания, координационных способностей
  • Способствовать сплочению детей в коллективе

Воспитательная

  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Приветствие детей на острове здоровья! Объяснить смысл игры, выбрать капитана и место для хранения частей карты !

  1. Разминка песни-танцы

Детям дается задание выбрать и спеть куплет песни, придумать движения 4 или 8 счетов-всем вместе спеть и станцевать. Выполнив задание они получают кусок карты

  1. Художники

Дети выполняют эстафету , например обводка змейкой фишек, ведя мяч хоккейной клюшкой и каждый рисует элемент картинки. Тема картинки задается, например спортсмен с утра на зарядке. ( инвентарь: фишки, клюшки мяч, карандаш, бумага ) .  Выполнив задание получают кусок карты

  1. Кис-мяу-гав

Дети получают бумажки со звуками, закрывают глаза и ищут свою пару

(инвентарь: записки со звуками) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Достань и разгадай

Дети выполняют эстафету, например прыжки на фитболе, затем срывает один шарик и прыгает с ним обратно к команде, лопает шарик и все вместе разгадывают загадку. ( инвентарь: фитбол, шарик внутри загадки ) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Крокодил

Дети по очереди без слов показывают спортсмена, все отгадывают ( инвентарь: бумажки-спортсмены) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Собери подсказку

Выполнение эстафеты, например туда таракашка мяч на животе, взять бумажку, обратно бег с ведение мяча ( инвентарь: мяч, буквы) Выполнив задание получают кусок карты

  1. Собрать пазл карту, найти клад

Кис- кис                                            кис – кис

Гав – гав                                            гав – гав

Мяу – мяу                                         мяу – мяу

Кря – кря                                          кря – кря

Хрю – хрю                                        хрю – хрю

Ква – ква                                           ква – ква

Му – му                                             му – му

Чик – чирик                                    чик – чирик

Иго – го                                             иго – го

Футболист                         Баскетболист

Танцор                               Лыжник

Пловец                              Велосипедист

Фигурист                           Боксёр

Каратист                             Штангист    

У   Ч   Е   Б

Н   Ы   Й  К

Л   А   С   С

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это ...

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ...

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие ...

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это ...

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота, через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в ...

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы ...

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.

Ему бассейн так приглянулся –

Он тут же в воду бултыхнулся,

Помчался стилем баттерфляй,

Теперь спортсмена отгадай

В трусах и в тёплых варежках

Дерутся два товарища

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо, угадай-ка!

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.

Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я …

Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на …

Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...

Болеть мне некогда, друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…

Лента, мяч, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам...