Классный час «Родные россыпи жемчужин»
классный час

Быстрова Юлия Владимировна

Классный час «Родные россыпи жемчужин» знакомит с жизнью и творчеством В.И.Даля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Родные россыпи жемчужин»

Цели: 

  • знакомство с жизнью и творчеством В.И.Даля;
  • воспитание чувства патриотизма и гуманизма, доброты и сострадания;

1. 2007 год объявлен президентом Годом русского языка. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени. И поэтому сегодня мы поговорим с вами о величии русского языка, и о людях которые внесли большой вклад  в развитие, сохранение чистоты и самобытности русского языка.

2.  Как известно, государство базируется на трёх важнейших составляющих: общности языка, экономических интересов, территориальных границ. Русский язык берёт своё начало с XIV века, когда началось формирование русской нации в результате распада Киевского государства и древнерусской народности. Многое сделал для становления русского языка как национального М.В.Ломоносов, создавший «Российскую грамматику» (1755 г.), в которой впервые представил научную систему русского языка, свод грамматических правил, стилей и, что особенно ценно, трактовал язык как средство общения, необходимое для «согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляются» [4].

 Важнейший этап в развитии отечественной теории культуры речи связан с именем проф. С.И.Ожегова, основателя сектора культуры русской речи в Институте русского языка СССР в 1952 году и организатора научной работы в этой области. Его начинания опирались на труды таких известных лингвистов, как Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Е.Д.Поливанов, Г.О.Винокур и др.  Благодаря усилиям названных учёных в середине 50-ых гг. прошлого столетия была проведена реформа правописной системы русского языка, что нашло отражение в «Правилах русской орфографии и пунктуации» (1956 г.), ставшими своеобразной конституцией письменной формы государственного языка.

3.  Человеку под силу многое, или, может быть, 200 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновникам по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем “Толкового словаря Живого великорусского языка”.

“Я полезу на нож за правду, за отечество, за Русское слово, язык”, - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека, и вы ему поверите.

Чтец:    Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.

4.    Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин, закончил Йенский университет, был замечательным лингвистом, и Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.Но место оказалось не очень доходным, поэтому Иоганн Даль отправился в Йену, закончил медицинский факультет и вернулся в Россию.В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, дочери служившего в ломбарде чиновника. Маль Владимира Даля была хорошо образована: свободно владела пятью языками, детей учила всему сама (только математику и рисование преподавали педагоги).Про мать Даля известно также, что она была музыкальна, обладала “голосом европейской певицы”, играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучала музыка и пение – это немало значит.В семье всегда говорили по-русски. Отец “при каждом случае напоминал детям, что они русские. “Древние и новые языки”, которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях “чувство языка”. 16-летним юношей оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию. Что чувствовал юноша, оказавшись на родине своих предков, расскажет он сам.

Из дневника Даля:  Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же парах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков”.

Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов.

3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами.

В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение “Толкового словаря”.

Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

И еще один главный день в жизни Даля случился через 10 лет. Зимой 1829 года Даль оказался на фронте. Шла война с Турцией.

Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, с тяжелыми, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.

Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами

Верблюд пропал во время боя. Даль перевязывал раненых, а когда вернулся в обоз – верблюда нет. Даль признавался потом, что осиротел с пропажею своих записок.

Через неделю казаки привели отбитого верблюда. Туркам не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы.

Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев.

Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так “золотой верблюд” укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов.

В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.

Работа по составлению “Толкового словаря” долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.

Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.

Год 1832, осень. Даль взял книгу своих “Русских сказок” и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, у Пушкина был великолепный московский говор.

Перелистывая “Пяток первый” (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: “Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…” Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.

Пушкин открывал книгу сказок с начала, с конца, где придется, и, радостно посмеиваясь, перебирал вслух низанные Далем ожерелки из чудесных слов, пословиц, поговорок и метких образных словечек.

“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!” - восклицал поэт.

Поддержал Пушкин Даля. Придал толк его делу, смысл, значение. А еще Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Этим и была дорога встреча. “Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов”, - писал Даль на закате дней. И дальше: Пушкин “горячо поддерживал это направление мое”.

И снова встреча! Даль и Пушкин встретились осенью 1833 года в Оренбургской губернии. С мая этого года В.И. Даль – чиновник особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе В.А. Перовском, а Пушкин приехал в далекую губернию для изучения исторических мест восстания Е. Пугачева.

Даль и Пушкин, задыхаясь степным воздухом, в течение пяти дней объезжали исторические места восстания Пугачева.

Даль сопровождал Пушкина, показывал ему места восстания, помогал встречаться и налаживать беседу с нужными людьми: посетили Бердскую станицу – место пребывания Пугачева во время осады Оренбурга,

…встречались с 75-летней казачкой Бунтовой и другими, помнившими восстание Пугачева. Пушкин расспрашивал их, заносил в записную книжку их рассказы и понравившуюся ему живую образную речь.

Даль также делал пометки, записывал те же слова, пословицы, поговорки и песни.

В Уральске 23 сентября 1833 года Даль проводил Пушкина, спешившего в Болдино…

А через три года Даль с трепетным вниманием прочтет созданные великим Пушкиным “Капитанскую дочку” и “Историю Пугачева”, где узнает, конечно, знакомые места и своих друзей.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:

Чтец:  Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.

Чтец:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.

Чтец:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим. / М Матусовский

Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

Ведущий 1: “Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет слова “добро” и “честь”

Добро - в вещественном значении – имущество, достаток.”У них пропасть добра по сундукам”

В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. “ Добрая слава дороже богатства”

Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек - прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во всё можно доверять. Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.

Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.-_В.Д Берестов

Литературовед: После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

“Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие.

Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.

На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.

Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку..

А сейчас мы предлагаем игры.

Скороговорки

1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

Сыворотка из под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

2. Как пословица звучит на самом деле?

Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.

3.Продолжи пословицу.

Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....

5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.
                                      (“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
                                     “Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
                               “За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
                                               “Скучен день до вечера, коли делать нечего”.

6. Отгадай загадки:

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)

3.Что растёт без кореньев? ( Камень)

4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)

5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

8. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)

Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

10. Викторина

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  6. Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

9.Конкурс “ Кто больше назовет пословиц...”

Из “ Напутного слова” Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года:

“С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...”

Резерв

1. Могут ли существительные “вода, грязь, масло” употребляться во множественном числе? Приведите примеры. (Да. Минеральные воды, лечебные грязи, технические масла).

2. Какого рода существительные “тюль, шампунь, какаду, шимпанзе”? Составьте словосочетание. (Мужской род. Красивый тюль, мягкий шампунь, зелёный какаду, большой шимпанзе).

Литература:

1. Журнал “Читаем, учимся, играем” №9 2006год

2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. “Русский язык”1989год.

3.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Жемчужина Егорьевска" (к 100-летию Историко-художественного музея)

Презентация  содержит материал по истории возникновения историко-художественного музея в г. Егорьевске. Первых основателях музея. Наглядно представлены основные композиции музея: "Егорьевские дик...

классный час «Родной город - Гусь-Хрустальный. Что мы знаем о нем?»

патриотическое воспитание учащихся, приобщение их к познанию истории родного города, воспитание духа соревнования, коллективизма....

Родные россыпи жемчужин

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса...

Классный час-экскурсия «Чебоксары - жемчужина Поволжья»

Разработка  экскурсионного маршрута  по исторической части г. Чебоксары Чувашской Республики для студентов....

Классный час по теме "Жемчужины русских промыслов"

Классный час на тему «Жемчужины русских промыслов». Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интере...

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин"

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" посвящен 215-летию со дня рождения В. И. Даля....

Родные россыпи жемчужин.

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Дню Рождения Даля...