Устный журнал «Нежная матерь – природа, слава тебе!»
классный час (9, 10, 11 класс)

Маличкина Алёна Михайловна

Методическая разработка внеурочного мероприятия, цель которого углубить  и расширить  знания  о   красоте  и многообразии живой природы, окружающего   мира,   способствовать росту информированности об экологических проблемах,   необходимости сохранения жизни на нашей планете.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_nezhna_mater-priroda_tebe.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Нежная матерь – природа, слава тебе!»

Цель –  углубить  и расширить  знания  о   красоте  и многообразии живой природы, окружающего   мира,   способствовать росту информированности об экологических проблемах,   необходимости сохранения жизни на нашей планете. 

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся через нестандартные формы работы;
  • Научить правильно, оценивать роль живых организмов в поддержании экологического равновесного состояния среды;
  • Привлечь внимание к информации экологической направленности;

 Оборудование: наглядные пособия: плакаты - тема устного журнала, эмблема, День Земли, Симметрия в природе; набор открыток «Мастерская природы», репродукции картин русских художников:    И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри»;   А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Березовая роща», «Вечер»; В. Поленов «Золотая осень», «Ранний снег».

Участники устного журнала – учителя-предметники, учащиеся                9 – 11 классов.  

Вступление (объявление, обоснование темы).

Устный журнал проводится в рамках предметной декады «Планета жизни в мироздании» и посвящен дню Земли, который отмечается 21 марта.

  Учащиеся: читают стихотворение С. Викулова «Три клада у природы есть»:  

Три клада у Природы есть: вода,

земля и воздух —

три ее основы.

               Какая бы ни грянула беда -  

               целы они —

               Все возродится снова.

               Но если...

               Впрочем, в наш жестокий век

               понятно всем,

               Что это если значит,

               О человек!

               Природа - мать ни рек

               И ни морей от глаз твоих не прячет.

               Ни росных трав, ни голубых небес...

               Цени ее доверие, природы!

               Не обмани его!

               И в темный лес входи,

               Как в храм под мраморные своды.

Учитель:

 - Посмотрите на таблицу Д.И. Менделеева: в ней всего 111 элементов – это очень маленькая цифра по сравнению с многообразными веществами и формами жизни, представленными в природе. Вот углерод, что это такое? Это химический элемент, скажите вы. Это алмаз – скажет другой и тоже будет прав (твердое вещество). Это грифель карандаша – графит (мягкое вещество) и это верно.

- Что же управляет этим разнообразием веществ, как вы думаете? -  

Учащиеся: структура веществ.

Учитель, используя плакат «Симметрия в природе», продолжает рассказ. Любые изменения в расположении одних и тех же атомов создают различные вещества и их свойства.  В чем еще выражается красота окружающих нас предметов? Оказывается в симметрии. Строение листьев и цветков растений, животных организмов – всевозможные сочетания осей, плоскостей и центров симметрии.

Вглядитесь в пушистые снежинки! Ни обычно имеют определенную форму – 6 радиальных линий, на которых расположены узоры.

Снег, лед, водяной пар – что это такое?

Учащиеся: вода, она может быть в трех состояниях: в твердом, жидком, газообразном.

Учитель: вода – еще один пример разнообразия веществ. Это самое драгоценное на Земле и самое необыкновенное вещество из всех веществ.

Учитель: Еще очень интересное явление природы – море, в котором нельзя утонуть.

Такое море существует в стране, известной человечеству с древнейших времен. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его необыкновенно солены, настолько, что в них не может жить не одно живое существо. Его вода содержит не 2 или 3 процента соли (по весу), как большинство морей и океанов, а 27 и более процентов (с глубиной соленость растет). Четвертую часть содержимого Мертвого моря составляют соли, растворенные в воде. Вода его значительно тяжелее обыкновенной морской воды. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее. Писатель Марк Твен, посетивший это озеро-море, описывает необычайные ощущения, которые он и его спутники испытывали, купаясь в его тяжелых водах:

«Это было забавное купанье! Мы не могли утонуть. Здесь можно вытянуться на воде во всю длину, лежа на спине и сложив руки на груди, причем большая часть тела будет оставаться над водой. При этом можно совсем поднять голову. Вы можете очень удобно лежать на спине, подняв колени к подбородку и охватив их руками, - но вскоре перевернетесь, так как голова перевешивает, Вы можете встать на голову – и от середины груди до конца ног будете оставаться вне воды; но вы не можете долго сохранять такое положение. Вы не можете плыть на спине, подвигаясь сколько-нибудь заметно, так как ноги ваши торчат из воды и вам приходиться отталкиваться только пятками. Если же вы плывете лицом вниз, то подвигаетесь не вперед, а назад. Лошадь так неустойчива, что не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море, она тотчас же ложится на бок.»  

Таким же свойством обладает вода Кара-Богаз-Гола (залива Каспийского моря).

Почему так происходит? – спрашивают озадаченные ученики. – Дело в том, - объясняет учитель, - что вес нашего тела заметно меньше веса равного объема густо-соленой воды и, следовательно, по закону плавания, человек не может утонуть в такой воде: он всплывает в ней, как всплывает в соленой воде куриное яйцо (которое в пресной тонет).

Учитель: продолжаем разговор о природе.

Учащиеся: читают стихотворение С. Острового « Человек - он ведь тоже природа»

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя - версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа -
Так давайте природу беречь!

Учитель: Источником красоты является и сам человек, его мысли, которые он выражает в удивительных стихотворениях; его творения – произведения искусства; удивительные изобретения различных конструкции и аппаратов, новые вещества с новыми свойствами.

Нерукотворный источник всего живого на нашей планете – мастерская природы. Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, прочностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций.

С давних пор стремился человек заглянуть «внутрь живых моделей», разгадать «секреты» действия биологических систем, созданных в мастерской природы.

Бурный рост технической мысли, начавшийся с середины нашего столетия, развитие биологии и вторжение в нее таких точных наук, как физика, как химия, математика и особенно кибернетика, перебросившая мост от биологии к технике, - все это привело к взаимосвязи биологических и технических дисциплин и обусловило развитие нового научного направления, получившего название бионики (от слова «бион» - элемент, ячейка жизни).

Бионика занимается изучением аналогий в живой и неживой природе, то есть изучением принципов построения и функционирования биологических систем и их элементов и применением полученных знаний для коренного усовершенствования существующих технических систем, созданием принципиально новых машин, аппаратов, строительных конструкций и т.д. (демонстрация открыток «Мастерская природы»).

Вывод: от того, насколько разумно и бережно мы будем сегодня пользоваться созданиями мастерской природы, зависит не только материальное благополучие людей на планете, но и развитие творческой мысли человека, развитие техники, искусства и всего прогресса на Земле.

А задумывались ли вы, каково число видов, составляющих биологическое разнообразие планеты?

В настоящее время существуют миллионы видов (хотя описаны около   2-х млн. видов животных и около 500 тыс. видов растений). По оценкам специалистов, общее число видов в биосфере насчитывает не менее 5 млн.    2/3 из них, а возможно и 90 % сосредоточены в тропиках. Самой многочисленной группой организмов являются насекомые.

Об интересных фактах из жизни насекомых рассказ учащихся.      

Как известно насекомые, очень хорошо приспособлены к различным изменениям окружающей среды и условиям жизни. Почему, например, насекомые, падая с большой высоты, не разбиваются? Физика это объясняет так: когда ударяется о препятствие тело небольшого объема, то прекращаются свое движение почти сразу все его части. Одни части тела поэтому при ударе не давят на другие. Другая причина безвредности падения мелких существ, кроется в гибкости их частей. Чем стержень или пластинка тоньше, тем больше сгибаются они под действием силы. Насекомое по линейным размерам в сотни раз меньше крупного млекопитающего. Поэтому как показывают формулы учения об упругости, части их тела во столько же раз больше сгибаются при ударе. А мы знаем, что если удар поглощается на пути а в сотни раз более длинном, то и разрушительные его действия во столько же раз ослабляется.  Поэтому насекомые и не разбиваются.

Учитель: Как вы думаете, каких видов больше на Земле, растительных или животных?

Учащиеся: растительных.

Учитель: О жизни растений, об особенностях их жизнедеятельности расскажут учащиеся.

Учащиеся: Жизнь растений – фактически длительная и постоянная борьба с условиями окружающей среды. Дело в том, что растение в силу своей неподвижности вынуждены более энергично бороться за свое существование, спасаясь от растительноядных организмов, перегрева, переохлаждения, переувлажнения. Животные справляются с этим проще: убегают, уползают, улетают и т.д. Растение сражается там, где оно произрастает. Поэтому стратегия выживания растений заключается в продуцировании своих тканей особых химических веществ, делающих их стойкими к окружающей неблагоприятной среде. По этой причине в мире растений существует необычайное множество биохимических веществ и соединений. Особенно богаты химическими соединениями растительные сообщества в районах «биологического неблагополучия», в частности в экстремальных природных условиях – в пустынях и тропических лесах. В пустынях растения сталкиваются с враждебной средой, а во влажных лесах – исключительно с сильной конкуренцией огромного количества видов, переполняющих сравнительно ограниченное место обитания. Занимаясь поиском особых химических веществ растительного происхождения, ученые чаще всего отправляются в пустыни и джунгли.

Учитель: Ценность окружающего нас разнообразия живых существ имеет универсальное значение. Человек тесно связан с животным и растительным миром и прямо зависит от него.

Некоторые интересные данные о животных, о взаимодействии человека с животными сообщают учащиеся. 

Люди давно одомашнили ряд видов млекопитающих с целью получения белковой пищи и других продуктов. Однако теперь мировую проблему нехватки белковой пищи, которая из года в год обостряется, только за счет животноводства решить практически невозможно. Есть убедительные данные, которые доказывают целесообразность использования в ряде случаев диких животных. В Африке более 30 лет существует свыше 2 тысяч так называемых диких ранчо. Подсчитали, что значительно рентабельнее содержать не скот, а диких животных, ежегодно отстреливая нужное их количество. В африканских саваннах годовой прирост мяса домашнего скота 2,1 – 8,7 тонн с каждого квадратного километра, а у диких копытных этот показатель намного выше: 13,1 – 17,5 тонн. И в нашей стране охотничьи хозяйства, специализирующиеся на промысле северных оленей, сайгаков, лосей могут быть высокодоходными.

А как обстоит дело с урожаями пшеницы и кукурузы? Бытует мнение, что урожайность этих культур зависит в основном от использования удобрений и пестицидов. Это не совсем так. Оказывается, урожаи хлебных культур возросли в зерновых районах мира главным образом благодаря усилием растениеводов. Они все шире используют генетический материал, получаемый от диких родственников этих культур. Ежегодный прирост производства этих двух видов сельскохозяйственных культур за счет притока нового наследственного материала составляет примерно 1 % в США, странах СНГ, Великобритании, Канаде. В масштабах мира это очень большая цифра. Но это лишь несколько примеров. А ведь до настоящего времени исследован экономический потенциал лишь одного процента всех существующих на Земле видов.

Заключение.

Вторая половина ХХ века внесла непоправимые изменения в сложившийся веками миропорядок: «Краткая человеческая жизнь может нынче оказаться более продолжительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет». И современный писатель С.Залыгин задумывается: «Вот пройдет лет 10 – и что останется от этого поля? От леса и речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги и трубопроводы, подняты ЛЭП? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то?..Какое наступит здесь запустение?»

Учащиеся читают стихотворение Н. Старшинова «Была над рекою чаща»

Была над рекою чаща -

Берёзничек молодой.

Стрекозы, глаза тараща,

Планировали над водой.

Кувшинки цвели местами.

Лилии и трава.

Под свесившимися кустами

Разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду

Царил нестерпимый зной,

В речушке - какое чудо! -

Вода была ледяной.

Мальчишки бросались в воду

С бревенчатого моста...

...Приехал я через годы

И не узнал места.

Здесь побыли лесорубы.

Куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы,

Невыкорчеванные пни.

И, выбрав на речке место,

Которое погрязней,

Барахтается семейство

Блаженствующих свиней.

И душно от испарений,

От пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени,

Хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам

И тело не освежить...

А здесь сыновьям, и внукам,

И правнукам нашим жить...

Чтобы спасти жизнь на Земле Человечество должно кардинально пересмотреть основные ценностные ориентиры, принципы морали и нравственности, способы разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступаем в эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по иному, чем до сих пор.

Вот почему все больше людей в мире осознают грозящую планете опасность и понимают важность объединения усилий человечества в стремлении сохранить мир и сберечь окружающую среду. Вслушаемся в слова общественных деятелей, ученых, поэтов, художников, вглядимся в произведения живописи, вслушаемся в звуки музыки. И мы увидим, говоря словами поэтов А. Жемчужникова и Н. Карамзина, «Как хороша Красавица – Земля!..Земля – кормилица! Работница – Земля!», «Нежная матерь – Природа! Слава тебе!».

Учитель: хочется завершить теоретическую часть нашего журнала словами Р.Рождественского:

Земля надежду вечную несёт 
И смотрит вдаль бессонными глазами. 
За нас никто планету не спасёт - 
Спасти её мы можем только сами! 

Экологическая викторина

В Московском Кремле с первой половины XVI в. До 30-х годов XVIII в. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните взаимосвязь этих явлений.  

(Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки)

  1. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?

(Водопроводную воду нужно отстаивать обязательно, независимо от того, будете ли вы ее кипятить)

  1. Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок?

(Ионы серебра убивают микроорганизмы и вода дольше не портится)

  1. При промышленной очистке воды используют озон и хлор. Какой способ лучше с экологической точки зрения?

 (Озонирование. Хлор – ядовитое вещество)

  1. Каковы запасы пресной воды на Земле?

(3 %)

  1. Как называется самый крупный по запасам пресной воды водоем планеты?

(Байкал. Пятая часть запасов пресной воды планеты)

  1. Какие животные являются индикаторами чистой воды?

(Раки – моллюск  Прудовик)

  1. Какие организмы являются индикаторами грязной воды?

(Сине-зеленые водоросли)

Конкурс эрудитов

«Экологические высказывания известных

и не очень известных людей»

Для проведения конкурса участники делятся на 2 команды. В каждой команде предъявляется по 5 высказываний с пропущенными словами и отдельно набор слов пропущенных в высказываниях. Участники должны установить текст высказывания.

Вопросы:

  1. «Как это получается, что вода, столь……………, что без нее было бы невозможно жить, ценится так………………., тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы ценятся так…………………».

 Американский экономист А.Смит

            (Нужная, низко, высоко)

  1. «Замена мыла детергентами не сделало нас……………., чем мы были, но окружающую среду она сделала более……………….. ».

Американский эколог Б.Коммонер

     (Чище, грязной)

  1. «Оценивать………………только по стоимости ее материальных богатств – это все равно, что оценивать……………великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму».

Российский натуралист, детский писатель Н. Сладков

     (Природу, полотна)

  1. «Не следует насиловать………………,следует………….ей, необходимые желания………….., а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово…………».

  Древнегреческий философ Эпикур

  (Природу, повиноваться, исполняя, подавляя)

  1. «С…………….. появлением континенты быстро дряхлеют».

  Американский писатель Э. Хемингуэй

        (Нашим)

  1. «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими………..над природой. За каждую такую…………. Она нам мстит. Каждая из этих…………имеет, правда, в первую очередь те……………, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные……………., которые очень часто уничтожают значение первых».

Немецкий идеолог коммунизма Ф.Энгельс

                    (Победам, победу, побед, последствия, последствия)

  1. «………………брал разгон 30 тысяч лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед………………»

Французский писатель, эколог Ж.Дорет

                     (Человечество, пропастью)

  1. «Нельзя допустить, чтобы………….направляя на свое собственное уничтожение те силы…………….., которые не сумели открыть и покорить».

Французский ученый, физик Ф. Жолио-Кюри

                      (Люди, природы)

  1. «…………………, как воздух и солнце, достояние всех» и не может быть предметом…………………»

Великий русский писатель Л. Толстой

                      (Земля, собственности)

  1. «Чтобы уметь……………Природой, надо уметь ей………………..»

Японская мудрость

                     (Управлять, покоряться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Мой древний Курск, тебе земной поклон!"

Данный материал предназначен для проведения  мероприятия по истории родного края и посвящен 980-летию нашего родного города, которое отмечалось в сентябре 2012 года....

Устный журнал "Мой древний Курск, тебе земной поклон!"

Данный материал предназначен для проведения  мероприятия по истории родного края и посвящен 980-летию нашего родного города, которое отмечалось в сентябре 2012 года....

устный журнал "Что в имени тебе моем?"

урок внеклассного чтения по русскому языку для 6 класса.Программа М.Баранова, учебник Т.Ладыженской....

Внеклассное чтение. Урок - устный журнал "О матери"

Урок по внеклассному чтению "О матери". Цель урока: ознакомить учащихся с образом матери в произведениях тувинского писателя  Александра Даржая....

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"...

Устный журнал «Мы – друзья природы».

Цель: Развитие диалогической речи, в общении ребёнок-ребёнок.Задачи:•    познакомить учащихся с Красной книгой Саратовской области;•    формировать умение общаться, самос...