Устный журнал «Мы – друзья природы».
классный час по природоведению по теме

Цель: Развитие диалогической речи, в общении ребёнок-ребёнок.

Задачи:

•    познакомить учащихся с Красной книгой Саратовской области;

•    формировать умение общаться, самостоятельно строить предложения,  переключаться с позиции «слушающего» на позицию «говорящего";

•    развивать внимание, память, логическое мышление, творческую фантазию;

•    расширять их словарный запас, грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_druzya_prirody.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Мы – друзья природы».

Цель: Развитие диалогической речи, в общении ребёнок-ребёнок.

Задачи:

•        познакомить учащихся с Красной книгой Саратовской области;

•        формировать умение общаться, самостоятельно строить предложения,  переключаться с позиции «слушающего» на позицию «говорящего";

•        развивать внимание, память, логическое мышление, творческую фантазию;

•        расширять их словарный запас, грамматический строй речи.

1.        Орг. Момент.

2.        Сообщение темы и целей мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы собрались с вами, чтобы поговорить о родной природе, вспомнить о растениях, насекомых, птицах, животных нашей области. Но разговор наш пойдет только о тех видах, которые занесены в Красную книгу. Я предлагаю открыть наш «устный журнал» под названием   « Мы – друзья природы» и отправиться в путешествие по Красной книге Саратовской области. Эта книга не совсем обычная, цвет у неё красный.

•        Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения, она как бы говорит:  стоп, остановись! Дальше так нельзя.)

•        Скажите, а каких животных заносят в красную книгу?  Ответы детей (Редких, исчезающих, или совсем исчезнувших.)

•        Почему их называют редкими? Ответы детей (Люди убивают их. Они гибнут от плохой экологии.  Их  осталось  мало.)

3.        Основная часть. 

Ведущий: Красная книга – это особый список тех живых организмов нашей  Саратовской области, кого осталось очень мало на свете. Эта книга была подготовлена специалистами из Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 18 лет назад и насчитывала 404 вида растений и животных. На сегодняшний день в нее внесены более 550 названий  редких и исчезающих птиц, насекомых, животных, растений, грибов, а это к сожалению означает, что из года в год становится больше тех, кто нуждается в нашей заботе и защите.

Среди животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области особое место занимает  Выхухоль.  (вывешивается картинка, ведущий рассказывает о ней)

А это редкое животное называется Русская перевязка. (вывешивается картинка, ведущий рассказывает о ней)

Посмотрите кто к нам сегодня пришел. (выходят дети в масках Степного сурка и Голубого песца)

Ведущий: Ребята, какие вопросы вы хотели бы задать этим животным?

Вопросы к животным:

1. Где вы обитаете?

2. Расскажите немного о себе.

3. Какую пользу вы приносите природе?

4. Почему люди охотятся на вас?

5. С какой просьбой вы хотели бы обратиться к людям? 

(Маски рассказывают о себе, ведущий вывешивает картинки с их изображением).

Ведущий: Посмотрите ребята к нам прилетели и птицы.  (выходят дети в масках Беркута и Сапсана) Давайте попросим их рассказать о себе.

(Дети задают вопросы, маски рассказывают о себе, ведущий вывешивает картинки с их изображением).

Ведущий: Всего в Красную книгу Саратовской области занесено 73 вида птиц. Среди них Дрофа (ведущий рассказывает о ней) и Фазан.  (ведущий рассказывает о нем)

Игра «Узнай меня!» А сейчас я предлагаю вам немного поиграть и попробовать собрать из отдельных кусочков полную картинку с изображением этих птиц. (выдаются конверты с разрезанными картинками, когда дети выполняют задание вывешивается целая картинка с изображение этих птиц)

Ведущий: Отдельные страницы Красной книги посвящены насекомым. Среди них Аполлон обыкновенный. Этот вид бабочек находится под угрозой исчезновения (вывешивается картинка), а жуки  которые называются Жужелица венгерская  и которые приносят большую пользу тем, что поедают гусениц и личинки вредных насекомых портящих зерно - сокращающийся в численности вид (вывешивается картинка, ведущий рассказывает о ней).

Так же в Красную книгу занесены некоторые виды стрекоз и муравьев.

(Двое учащихся в масках инсценируют басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»).

(ведущий вывешивает картинки с их изображением и рассказывает о них)

Ведущий: В Красную книгу занесены и многие виды растений. Некоторые вам хорошо знакомы. О каких растениях идет речь, вы узнаете, если отгадаете загадки.

(зачитываются загадки о валерьяне, вороньем глазе, ромашке, колокольчике, копытень, кувшинке, ландыше, мать-и-мачехе, медунице, папоротнике) 

«Кошачья травка» - больным поправка:

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.

(Валерьяна)

Из травы под тенью кроны

Смотрит черный глаз вороны.

(Вороний глаз)

Знакома с детства каждому их белая рубашка

С серединой ярко-желтой – любимая… (Ромашка)

Колокол колышется, а звона не слышится. (Колокольчик)

Вырос листик у пня, как копыто коня. (Копытень)

   

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)

Белая чашка на зеленом блюдце

По реке плывет. (Кувшинка)

Появись на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки

(Мать-и-мачеха)

Цветочек забавно цветет под осиной:

Был красным недавно, теперь уже – синий. (Медуница)

   

Есть в лесу трава-краса: листья – словно паруса,

А в цвету траву-красу не увидишь наяву. (Папортник)  

Ведущий: Ребята, обратите внимание, страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения, а для того, чтобы изучая книгу, сразу можно было бы определить,  в каком положении  находится животное, насекомое или растение.

Например,  на  белых страницах записаны сведения о редких видах. На серых -  о мало изученных. На жёлтых, те виды количество, которых стремительно уменьшается, а  на зеленых информация  о видах, которые человеку удалось спасти от вымирания.

Ведущий: А как вы думаете, что находится на чёрных страницах? На неё занесены животные и птицы, которых уже нет в природе. (вывешивается картинка, ведущий рассказывает о птице Додо и Морской корове)

Ведущий:  Ребята, а как вы думаете, почему растений, птиц и животных стало мало, а некоторых совсем нет на планете Земля?    (Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.)

Ведущий: Как же мы можем помочь природе?  Давайте вспомним экологические правила и объясним каждое из них. (Работа с картинками,  на которых написаны правила, объяснение каждого из них – почему нельзя так делать).

Не забирай из леса животных домой.

Не разоряй муравейники.

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рви редкие цветы.

Не лови насекомых.

Не шуми в лесу.

Не разводить костры без взрослых.

Не оставлять после себя мусор.

Не вырывай цветы и грибы с корнем.

Не ломать ветки, не порть кору деревьев.

4.        Заключительная часть

Ведущий: А сейчас давайте разгадаем кроссворд и вспомним, о каких животных, птицах, растениях и насекомых мы сегодня говорили.

  1. Эту птицу называют королем птиц. Может поймать зайца или лису.
  2. Это самое древнее насекомое на земле. Имеет необычные глаза.
  3. Это лекарственное растение называют «кошачья травка».
  4. Цвет меха этого животного имеет голубой оттенок.
  5. Это морское животное жило 250 лет назад.
  6. Это растение живет в воде.

б

е

р

к

у

т

с

т

р

е

к

о

з

а

в

а

л

е

р

ь

я

н

а

п

е

с

е

ц

д

ю

г

о

н

ь

к

у

в

ш

и

н

к

а

Какое слово получилось в выделенном столбце? (БЕРЕГИ). Ребята, берегите природу, это наш общий дом, в котором хозяева не только люди, но и животные…

(ученик читает стихотворение)

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Природа и мы" 5класс немецкий язык

Устный журнал по теме «DieNaturundwir» (к учебнику 5 класса,автор И.Л.БИМ) Основная задача урока – создать условия для- развития инициативы и творчества учащихся;- расширения словарного запаса по...

Устный журнал "Природа и мы".

Устный журнал проводится в качестве обощающего урока для учащихся 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"

Урок в форме устного журнала по теме "Природа Ульяновской области"...

Устный журнал «Чтобы сделать мир добрее» на тему: «Наши пернатые друзья»

В данной разработке говорится о наших пернатых друзьях....

Устный журнал «Нежная матерь – природа, слава тебе!»

Методическая разработка внеурочного мероприятия, цель которого углубить  и расширить  знания  о   красоте  и многообразии живой природы, окружающего   мира, ...

Устный журнал "Возьмёмся за руки, друзья..." (Б. Окуджава)

Стихи Булата Окуджавы защищают человека от пошлости, злости, подлости, это пропуск в страну, где живут Любовь, Дружба, Нежность, Верность. И они никогда не падают в цене. Во всех своих стихотворениях ...