Светозарный отрок
классный час (6 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

Наш классный час посвящён цесаревичу Алексею.Мы вспоминаем его короткую жизнь и жизнь всей царской семьи.Пытаемся переосмыслить  судьбу цесаревича в контексте православной культуры. Особое внимание уделяем принципам воспитания царских детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_svetozarnyy_otrok.vorkunova.docx27.29 КБ
Файл svetozarnyy_otrok._vorkunova.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9 им. А.С. Пушкина

Светозарный отрок

(Судьба цесаревича Алексея как пример любви и христианского терпения)

Классный час для учащихся 5-6 классов

Классный руководитель:

Воркунова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы


Светозарный отрок

(Судьба цесаревича Алексея как пример любви и христианского терпения)

План-конспект классного часа

Цель: развитие нравственных качеств учащихся.

Задачи: расширить знания учащихся о семье Николая II (просветительская функция кл. ч.); воспитывать положительное отношение к семейным ценностям (ориентирующая функция кл. ч.); побуждать к изучению истории страны (направляющая функция кл. ч.); содействовать выработке у учащихся навыков обдумывания, анализа своих и чужих поступков, умения вести диалог (формирующая функция кл. ч.).

Форма проведения: беседа духовно-нравственной направленности

Подготовительная работа: подготовить презентацию, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Оформление: на доске написать тему и эпиграф классного часа («Странным и чудесным было твоё рождение, царевич Алексей»)

План классного часа:

  1. Вступительное слово
  2. Интерактивная беседа
  3. Информационный блок
  4. Беседа в сочетании с работой с наглядным материалом
  5. Заключительное слово
  6. Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа

  1. Вступительное слово
  1. Звучит 1 и 2 куплеты песни Ж. Бичевской о святых царских мучениках.
  2. Классный руководитель: «Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия. Наперед все знали, прозорливо видели… Всей Руси-обители, ангелы хранители… ближе многих близких и родней родных» - это слова из песни, которая послужила музыкальным эпиграфом к нашему разговору. Знаете ли вы, о ком поёт известная певица Жанна Бичевская? (Примерные ответы учеников: «О семье последнего царя Николая II»). Да, это о семье последнего императора России, расстрелянной в 1918 году. (Слайд №1. «Икона царственных страстотерпцев»). Но сегодня мне хотелось бы больше уделить внимание светлым сторонам жизни семьи Романовых, цесаревичу Алексею и тому, как в этой семье воспитывали детей.
  1. Интерактивная беседа
  1. Классный руководитель раздаёт фотографии (ксерокопии) семьи Романовых, сделанные в разные периоды жизни венценосной семьи.
  2. Классный руководитель. Давайте всмотримся в эти лица… Какое впечатление производят на вас эти люди? Что бы вы могли сказать о них, если бы сейчас встретили их? (Примерные ответы учеников: «Добрые, спокойные, красивые…») Да, лица и глаза этих людей говорят за себя: чистые, одухотворённые; трудно представить, чтобы такие люди причинили кому-нибудь зло.
  3. Классный руководитель. Обратите внимание на цесаревича Алексея. В акафисте (хвалебной песне), посвящённом царской семье есть такие слова: «Странно и чудно бысть рождение твое, святый царевичу Алексие». Эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к нашему классному часу. (Обращение к эпиграфу, записанному на доске). Как можно их перевести с церковнославянского языка? (Примерные ответы учеников: «Странным и чудесным было твоё рождение, царевич Алексей»). Какие слова можно назвать здесь главными, ключевыми? (Ответ учеников: «чудесное рождение»). (Слайд №2. «Царственный младенец»)
  1. Информационный блок
  1. Классный руководитель. Да, рождение этого мальчика было названо чудесным не случайно, потому что до 1904 года в семье Николая II рождались девочки. У Алексея было четыре прекрасных сестры: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. (Слайд №3. «Великие княжны») Рождение наследника было радостным событием, лучом света в надвигавшейся на Россию тьме… Недаром прозвище «луч света» утвердилось за Алексеем. Мальчика все очень любили, и в семье его нежно называли: «сокровище», Беби, Агунюшка, Крошка, Солнечный лучик… Говорят, что во время крещения при помазании святым миром (освящённое масло) младенец поднял свою ручку и простёр пальчики, как бы благословляя присутствующих.
  2. Классный руководитель. Алексею повезло родиться в царской семье. Повезло не потому, что это была самая «главная» семья в России, не потому, что он должен был стать императором самой большой и богатой страны, а потому, что в их семье царила настоящая любовь. (Слайд №4. «Царская семья. 1913 г.») Дети росли, наблюдая безграничную родительскую любовь. А вы знаете, что дети вырастают на примере того, как отец и мать относятся друг к другу. Александра Фёдоровна, мать Алексея, каждый день благодарила Бога за детей и мужа, посланных ей: «…никогда не буду в состоянии поблагодарить Бога достаточно за ту чудесную милость, которую Он мне дал в тебе и в них».
  1. Беседа в сочетании с работой с наглядным материалом
  1. Классный руководитель раздаёт наглядный материал «Древо добродетелей» и предлагает его рассмотреть, объясняя цель задания. (Приложение №)
  2. Классный руководитель. Царская семья была причислена к лику святых в 2000 году. Патриарх Алексий II верно сказал, что в семье «последнего императора… мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия». Цесаревич Алексей обладал этими добродетелями. Давайте поговорим о них подробнее и вспомним некоторые факты из его биографии.
  3. Классный руководитель. В основе «Древа добродетелей» лежит простота. Что, по-вашему, простота? (Примерные ответы учеников: «естественность», «отсутствие сложности», «скромность», «бесхитростность» и т.д.) Да, простота – это отсутствие в человеке такого греха, как гордыня. Достаточно вспомнить, как Алексей воспитывался. Царица внушала сыну, что «пред Богом все равны и гордиться своим положением не должно». Мальчик жил в просто обставленных комнатах, а любимая еда его были щи, каша и чёрный хлеб. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка.
  4. Классный руководитель. Обратите внимание, что подобная простота рождает и послушание. Алексей был болен неизлечимой болезнью – гемофилией (несвёртываемость крови), он мог погибнуть от любой ранки, любого ушиба… Как всякому обычному ребёнку, ему хотелось играть, шалить, бегать, прыгать… Но ему приходилось слушаться родителей, смиренно переносить запреты кататься на велосипеде, научиться играть в теннис, как сёстры, играть с большими компаниями сверстников…
  5. Классный руководитель. Вера исходит от послушания… Сначала ты учишься послушно исполнять волю родителей, а потом и Бога… «Учись послушанию, пока ты ещё мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше», - говорила императрица Ольге. Алексей сумел вместе со своими близкими достойно выдержать очень тяжкие испытания. Именно вера в Бога поддерживала их, давала им силы.
  6. Классный руководитель. Надежда от веры… Где вера, там и надежда. Где есть надежда на спасение, там нет места отчаянию. Как вам кажется, о каком спасении идёт речь? (Примерные ответы учеников: «надеялись, что их спасут из заточения»). Да, царица Александра Фёдоровна до конца верила, что верные царю войска спасут их, но сейчас речь не только об этом. В их сердцах жила надежда на спасение души.
  7. Классный руководитель. Служение от надежды… Надежда на счастливую жизнь помогала Алексею исполнять свои обязанности цесаревича. Когда ему исполнилось 11 лет, он уехал с отцом на фронт. В силу своего положения, он был шефом нескольких полков, имел воинское звание ефрейтора. И у него была мечта, которую он сформулировал так: «Когда я буду государем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы…» Может быть, это наивно, но ведь он желает благо не себе, а другим.
  8. Классный руководитель. Смирение от служения… Осознание того, что ты наследник великой империи, помогало переносить все неудобства, которые из этого вытекают. Не только придворный этикет, но и смиренно разделить судьбу отца, свергнутого государя, и гонения, и унижения, и заточение, и казнь…
  9. Классный руководитель. Смирение породило и кротость, с которой венценосные особы переносили тяготы заточения. Алексей и его сёстры понимали, что с ними может произойти, и мужественно переносили какие-то бытовые неудобства: промёрзлые комнаты, скудный солдатский паёк, наглость, грубость надзирателей…
  10. Классный руководитель. Радость от кротости… Дети научились от родителей ценить любые радости жизни, даже самые маленькие. В быту царская семья была очень неприхотлива. Например, прогулка с государем или совместное чтение считалось праздничным событием. Особенно любил Алексей, когда отец находил время для него, чтобы поговорить, а он в свою очередь делился с ним своими мыслями. Умеем ли мы сейчас ценить общение с родителями и получать от этого радость?
  11. Классный руководитель. Тяжёлая болезнь помогла Алексею ценить то, что он имеет, получать от этого радость. Человек, который сам переживает страдания, может понять боль другого человека. Например, воспитатель царевича вспоминал, как на фронте Алексей вместе с отцом посещал госпиталя, видел ласковое обращение государя с простыми солдатами: «Алексей был глубоко потрясён стонами, которые он слышал, и страданиями, которые угадывал вокруг себя».
  12. Классный руководитель. Молитва от любви… Ещё в раннем детстве Алексею была привита любовь к Богу. Мать взяла на себя религиозную часть воспитания: читала с ним святые молитвы, знакомила с жизнью Христа. Например, когда государь с сыном находились вдалеке от Александры Фёдоровны, она в письмах спрашивала мужа, «хорошо ли молиться» Алексей. Посещение храма было обязательным в царской семье. Алексей, когда был в состоянии, отстаивал службы. После ареста царской семьи использовалась любая возможность, чтобы унизить государя. Например, во время последнего новогоднего молебна в 1918 году Романовым было разрешено помолиться в церкви, но с условием снять погоны. Государь, накинул на плечи кавказскую бурку, а Алексей спрятал свои нашивки под башлык.
  13. Классный руководитель. Вот только некоторые добродетели, которыми обладал Алексей, «Светозарный отрок». Понятно ли вам теперь, почему его так называют? (Примерные ответы учеников: «своим светом он озарял жизнь близких»; «это свет святости», «потому что душа у него светлая»)
  1. Заключительное слово
  1. Классный руководитель. Мне кажется, Алексея называют «светозарным», потому что его жизнь, как жизнь многих православных святых, является «путеводным огнём», озаряющим нашу греховную жизнь. Его жизнь – это лучший пример, как переносить трудности, как относиться к окружающим, к близким, к родителям… Пример того, как несмотря на болезнь, страдания, выполнить свой долг, своё божественное предназначение…
  2. Звучит вторая часть песни Ж. Бичевской. Во время исполнения песни демонстрируются слайды из жизни царской семьи.
  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Хотели бы вы узнать больше о царской семье? С каким настроение вы уходите с классного часа?

Литература и Интернет-источники

  1. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. М.: Благо, 2004.
  2. Цесаревич. СПб: «Царское Дело», 2004.
  3. Энциклопедия православной семьи // Славянка. Православный женский журнал. Специальный выпуск №2, 2012.
  4. Расстрел царской семьи https://ru.wikipedia.org/wiki 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Икона царственных страстотерпцев

Слайд 2

Царственный младенец

Слайд 3

Великие княжны

Слайд 4

Царская семья. 1913 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...

Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Сочинение по картине М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею" 8 класс...

Урок-мастерская по литературе по картине М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Урок развития речи. Работа над описанием картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею". урок проводится после изучения жанра жития, после прочтения произведения Б.Зайцева "Житие Сергия Радонежског...

Сочинение по картине М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Подробный план-конспект урока развития речи.Наглядный материал к уроку-репродукции картин художника....

презентация "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

презентация к уроку 5 класс "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...