Сценарий мастер-класса для детей младшего школьного возраста «Театральные встречи. Кукольный театр»
материал

Кузьмина Елена Васильевна
Сценарий творческого мастер-класса "Путешествие в мир кукольного театра" для учащихся 3-х классов. Где рассказывается о том, как зародился кукольный театр, какие бывают виды кукол, как правильно с ними работать. В форме игры предлагается построить работу в театре. Ребятам предлагается попробовать себя в роли декораторов, костюмеров, художников, режиссёра и конечно же самих актёров – кукловодов. В завершении мастер-класса мальчишки и девчонки смогут показать свой первый, но возможно не последний спектакль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий28.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Театральные встречи. Кукольный театр»

(мастер – класс для школьников начальных классов)

Цель: познакомить с особенностями кукольного театра на примере постановки спектакля «Репка».

Задачи:

- познакомить свидами кукольного театра;

- познакомить с особенностями работы с перчаточной куклы;

- научить пользоваться перчаточной куклой;

- научить работать в группе;

- развивать воображение, мышление, память;

- привить любовь к кукольному театру;

- развивать коммуникативные качества детей.

Оборудование и материалы:

- ширма для кукольного спектакля;

- перчаточные куклы;

- декорации, реквизит;

- заготовки для декораций, костюмов кукол, маркеры и фломастеры, булавки;

- сценарий спектакля «Репка»;

- музыкальное оформление;

- 3 стола, 30 стульев;

- музыкальный центр;

- видео аппаратура.

Участники мастер - класса: ведущий - педагог, обучающиеся объединения «Затейники», учащиеся 1 – 3 классов (не менее 2 классов), педагоги, гости.

Ход мастер – класса

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы не на долго окунутся в мир сказки и чудес, где волшебниками становитесь вы сами. Где повсюду чудеса, встречи с неизвестным, а самое главное, где все истории спектаклей всегда хорошо заканчиваются. Я предлагаю вам отправиться в такую реальную и в то же время волшебнуюстрану подназванием - кукольный театр! А как туда попасть, спросите вы? Нет ничего проще – надо просто захотеть! Ребята, вы хотите туда отправиться?

Дети: Да!

Ведущий: Прекрасно! Итак, путешествие в страну кукольного театра, начинается!  

(звучит музыка и начинается спектакль «Репка»)

Ведущий:Вот мы уже и в мире театральной куклы. А знаете, ребята, как такая кукла называется?

Дети: Перчаточная кукла.

Ведущий:Правильно, это самая распространенная и удобная для представлений кукла. В современном мире существует большое количество театральных кукол и видов кукольных театров. А вы можете мне какие -  нибудь назвать?

Дети: (дети называют).

Ведущий:Молодцы! И сегодня я вас познакомлю с самыми популярными видами театральной куклы, но прежде немного истории.

Демонстрируется презентация

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В Древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка(показ фото). Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды. Первое известие о существовании кукольного театра в России датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова в Москве. Он был организован в 1931 году. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

А вы знаете, что в нашей стране существует более 60 кукольных театров?! И один из них работает в нашем городе. Брянский областной театр кукол открыл свои двери для зрителей 4 января 1972 года ипервым его директором был Афанасий Захарович Эстрин, а режиссер – Валерий Александрович Сахаров. Первый спектакль, который увидели брянские дети назывался «Гусенок Дорофей». Запомните эти имена и даты! В конце нашего мероприятия мы к ним еще вернемся. Совсем недавно Театр Кукол был обновлен, в нем произвели капитальный ремонт, и он снова, радушно открыл двери для брянских ребят. Вы знаете, в каком районе города располагается этот театр?

Дети: В Володарском!

Ведуший: Правильно, молодцы!А какой же кукольный театр без кукол! В каждой стране есть свои народные театральные куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу (фото). Его имя переводится, как петушок, он задиристый и очень смешной. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля(фото).  В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, палачами (фото). Он всегда побеждает, а публика ликует. Судьба русского Петрушки тоже счастливая, он легко справлялся с попами, чертями и другим злом (фото). Народ всегда любил весельчака и по сей день этот забавный герой живет в театральных постановках.

А вы знаете, что театральные куклы делятся на три основных вида:

- театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актеры-кукловоды обычно скрыты ширмой (показ куклы);

- театр низовых кукол(марионеток), управляемых сверху с помощью, ниток, проволоки, прутов. Актеры-кукловоды тоже спрятаны от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской (показ куклы);

- театр кукол срединных (не верховых и не низовых кукол) управляемых на уровне актеров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется видом кукол и их систем управления.

Виды кукол: пальчиковые, перчаточные, марионетка, гапитно-тростевые, ростовые, мимирующие, планшетные, вертепные, театр на фланеграфе, театр теней и другие (презентация – театральные куклы или показ фотографий, демонстрация кукол).

Видите, какое разнообразие, но мы сегодня остановимся на самой популярной и удобной в работе – это перчаточной кукле. Сегодня мы научимся работать этой куклой и даже поставим целый спектакль. Но для начала нужно размять наши пальчики и в этом мне помогут мои воспитанники объединения «Затейники».Ариша проведет пальчиковую гимнастику «Ромашка», а Рита – «Бабочку».

Ариша: исходное положение руки согнуты в локтях и подняты вверх, пальцы собраны в кулачки. Повторяем за мной сначала слова, а затем с движением пальцев.

«Ромашка, ромашечка, белая рубашечка, (пальцы в кулачки сжали, раскрыли 2 раза)

Все проснулись лепестки утром на рассвете. (пальцы раскрываем поочереди поодному)

Солнце спать легло, и мы спать легли, (поочереди поодному собираем пальцы)

мы дети» (на эти слова складываем ладони, как будто легли спать).

Рита: Ребята, а теперь повторяем за мной!

Ладони рук сложили вместе, как два крыла и помахали ими, как крыльями бабочки. А сейчас со словами:

«Бабочка, бабочка села (машем ладонями) на ладошку (переворачиваем ладонями вверх)

Синие крылышки (машем ладонями), желтые горошки. (в такт слов пальцы собираем в кулачки, то раскрываем)

Усики в стороны(крайние пальцы в стороны, три средних вниз), глазки блестят (крайние пальцы собраны, а 3 средних подняты вверх),

Смотрят на лица (крайние пальцы в стороны, три средних вниз), веселых ребят (крайние пальцы собраны, а 3 средних подняты вверх

Запомнили? А теперь повторяем еще раз!

Ведущий:Молодцы, ребята! Теперь мы готовы к работе с куклой, но несколько основных правил, которые вы должны знать и выполнять при работе с куклой.

1 – это чистота рук! Чистые руки, чистые куклы!

2 – с куклой обращаться бережно, аккуратно!

3 – куклу одеваем лицом или мордочкой,повернутой к себе;

4 – на 3 или 2 средних пальца нанизываем голову куклы, не тянем, можем оторвать;

5 – затем вставляем 1 и 5 (крайние) пальцы в лапы или руки куклы и поправляем одежду;

6 – руку с куклой поднимаем вверх на согнутой в локте руке.

Кукла готова к работе.

7 – когда вы проговариваете свою роль, кукла должна двигаться (кивать головой или работать руками, или двигать туловищем).

Это основные правила при работе с куклой, но много и других нюансов.

(детям выдают куклы ребята с объединения «Затейники» и идет работа с куклой).

Теперь вы владеете куклой, но перчаточной куклой работают на ширме. Ширма – это сцена за которой спрятан кукловод, а сверху по краю (грядке) водят куклу. Основное правило на ширме не прикасаться к ней, она не должна двигаться. И еще один момент, зашли за ширму и ни каких лишних звуков и движений. У зрителя должно быть ощущение, что кукла сама ходит и говорит.

Основной курс работы перчаточной куклы мы прошли. Ребята, как вы думаете, в театре кукол много работает людей, чтобы подготовить спектакль? А назовите, какие профессии нужны для этого?

Дети: Актеры – кукловоды, режиссер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник – кукольник, музыкальный руководитель, работник сцены, работник по свету, кассир.

Ведущий: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами попробуем создать свой театр, но в малом составе. Мы разделимся на 3 группы: актеры-кукловоды, художники по костюмам, художники декораторы.Актёры – кукловоды распределяют роли, работают с текстом, «вживаются в роль». Художники по костюмам добавляют элементы одежды к персонажам. Художники по декорациям изготавливают дом, репку, цветы для украшения ширмы. Нам предстоит подготовить хорошо известный вами спектакль, который вы сегодня видели, русскую народную сказку «Репка». Итак, делимся на 3 группы по 8 человек. Вы предварительно получили жетоны 3 цветов: красные – это группа актеров, синие – художники – декораторы, желтые – художники по костюмам.Ребята, займите свои места за рабочими столами, согласно жетонов.Всем дается на подготовку 10 минут, а помогать вам будут мои воспитанники из объединения «Затейники». Итак, преступили!

С викториной мы справились, и работа за столами тоже закончилась. Декораторы одели ширму? Молодцы! Актеры взяли куклы и за ширму.

 Спектакль – экспромт «Репка», начинается! (звучит музыка, просмотр спектакля).

Ведущий: Ребята, как вам спектакль понравился?

Дети: Да!

Ведущий:Значит у нас все получилось, и вы молодцы! И всегда все будет получаться, ведь помните, что я говорила? Нужно просто этого очень захотеть!


Приложение 1.

ВИКТОРИНА

  1. Скажите, пожалуйста, сколько театров в нашем городе? (3 – Драм театр, ТЮЗ, кукольный театр).
  2. В каком районе нашего города расположен кукольный театр? (Володарском).
  3. В каком году открыл свои двери для зрителей Областной Брянский кукольный театр? (4 января 1972 года).
  4. Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова в Москве был организован в каком году? (1931 году).
  5. Существование кукольного театра в России зафиксировано немецким путешественником и датировано в каком году? (1636 годом).
  6. Первые упоминания о кукольном театре были найдены? (в Древнем Египте).
  7. Назовите три основных вида театральной куклы (Верховые куклы, низовые и срединные).
  8. Актер работающий с куклой называется? (кукловод).
  9. Сцена для верховых кукол называется? (ширма).
  10. Назовите виды кукол? (пальчиковые, перчаточные, марионетка, гапитно-тростевые, ростовые, мимирующие, планшетные, вертепные, театр на фланеграфе, театр теней).
  11. Какие профессии необходимы, чтобы поставить кукольный спектакль? (Актеры – кукловоды, режиссер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник – кукольник, музыкальный руководитель, работник сцены, работник по свету, кассир и др.).
  12. Самая популярная и любимая театральная кукла России? (Петрушка).
  13.  Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
  14. Как называются шторы, которые закрывают сцену?(занавес).
  15. Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
  16. Рукоплескания артистам. (Аплодисменты).

А теперь загадки на тему -  театральные профессии:

- Что напишет сценарист,

То покажет нам...(артист)

- Есть в оркестре дирижер,

А в театре - ...(режиссер).

- Был человек, а стал актер:

Его преобразил...(гример).

- У костюмов есть размер,

Это знает... (костюмер).

- Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? ...(дирижер).

- В буфете театральном вкусная еда

Всегда стараются для нас конечно...(повара).

Викторина - тест «Театральный этикет»

  1.     Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?

—   Не нужно.

—   Нужно.

  1. В какой одежде лучше всего посещать театр?

—   Свитер и джинсы.

—   В брючном костюме.

—  В нарядной одежде.

  1. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

—  Спиной к сидящим.

—   Лицом к сидящим.

  1.  Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

—   Да.

—   Нет.

  1. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

—   Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли вслух комментировать спектакль?

—  Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

—  Можно.

—  Нельзя

  1. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

—  Можно.

—  Нельзя.

  1. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

—  Громким свистом и топаньем ногами.

— Громкими аплодисментами

  1. Как вручить цветы актеру, певцу?

— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

—  Подойти к сцене и вручить исполнителю.

  1. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

— Можноесли вы спешите на поезд или последний автобус.

— Нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...

Сценарий мероприятия для детей младшего школьного возраста "Встреча зимы"

Мероприятие расчитано для детей младшего школьного возраста. Здесь подобрано много познавательных  и интересных игр....

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Земля -наш дом родной "

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«К нам на святки пришли колядки» Сценарий воспитательного мероприятия Для детей младшего школьного возраста

Сценарий разработан педагогом дополнительного образования Бут Светланой Сергеевной для детей младшего школьного возраста, с целью познакомить детей с календарным праздником Рождество Христово, как час...

Сценарий кукольной театрализации для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Лесной дом»

Сценарий кукольной театрализации для детей младшего школьного возраста «Лесной дом»...