МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.
методическая разработка (5 класс) на тему

Перевощикова Наталья Юрьевна

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в самых разных программах развивающего обучения. Но всё же более полной жизнью театральная кукла живет в своем мире по имени «кукольный театр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МАСТЕР КЛАСС ПО ТЕМЕ:

«Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра»

Для детей среднего школьного возраста,

группы третьего года обучения.

Разработали:

педагоги дополнительного образования:

Перевощикова Наталья Юрьевна

Железногорск - 2015


Аннотация.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

                                                                             К.С. Станиславский.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в самых разных программах развивающего обучения. Но всё же более полной жизнью театральная кукла живет в своем мире по имени «кукольный театр».

Народ без знания исторических корней – народ без будущего.

Мы стремимся построить свою работу так, чтобы наши обучающиеся не выросли «Ваньками непомнящими родства».

А что может так ненавязчиво познакомить обучающегося с традициями, обычаями, творчеством своего народа, как сказка. К народным сказкам обращаются современные сценаристы, которые используют это ресурсы при написании своих сценариев по мотивам народных сказок. Припомощи которых, мы педагоги, пытаемся создать вместе со своими обучающимися спектакли на основе народных сказок. Работая над такими проектами, обучающиеся сами изучают культуру, быт традиции, устное творчество своего народа, но и знакомят с ними своих зрителей.

Предлагаемый мастер класс предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в театрально-эстетическом направлении, и знакомит с методикой созданием планшетной театральной куклы.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Последовательность изготовления планшетной театральной куклы с использованием народных традиций.
  3. Заключение.
  4. Список используемых источников.
  5. Приложение.

1. Введение

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Воспитательные возможности кукольного театра широки. Участвуя в нем, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки координацию движений; формирует ответственность за управление куклой, позволяет проявлять через куклу те эмоции, чувства состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности обучающегося (обучение вербальным    и    невербальным    видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи  (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Ценность детского творчества не в продукте творчества, а в самом процессе.

Хотя достижения ребёнка поднимают его самооценку, что немаловажно в становлении обучающегося как личности.

С самого начала, с первого занятия необходимо создать обстановку доброжелательности и взаимного доверия.

Занятия-игры с куклами очень интересны и полезны детям потому, что они наглядно видят, что такое «оживление» куклы.

Полезно чередовать занятия-игры с куклами, предметами с занятиями по изготовлению кукол, но это тоже должна быть своеобразная игра-импровизация.

При изготовлении куклы ребята знакомятся с различными материалами и методами работы с ними.

Таким образом мои воспитанники приобретают навыки в использовании ранее неизвестных им материалов и приспособлений, появляется уверенность в своих силах, а значит, возможность выразить себя, создавая творческие индивидуальные проекты. У обучающихся развивается не только глазомер, мелкая моторика рук, усидчивость, но и способность сравнивать, анализировать, принимать взвешенные решения. Все эти умения и способности становятся особо актуальными и необходимыми при работе над индивидуальными творческими проектами. Своей целью считаю создание у каждого ребенка ситуации успеха, удовлетворенности от творческой деятельности.


2. Занятие по теме "Изготовление театральной планшетной куклы из паралона"

(для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения).

Тип занятия: Стандартное

Форма проведения: Мастер-класс

Цель: формирование навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самореализации, через занятия по изготовлению кукол  и постановку спектакля.

Задачи:

  • познакомить детей с основами и принципами при работе с планшетным театром кукол;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности обучающихся (обучение вербальным    и    невербальным    видам общения);
  • познакомить воспитанников с принципами изготовления планшетной куклы;
  • научить работе с паралоном;
  • развивать кругозор детей, наблюдательность, фантазию;
  • воспитывать в детях чувство меры, чувство прекрасного;
  • сохранять здоровье детей, соблюдая правила техники безопасности.
  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • воспитанием воли; развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии,  речи  (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

     

 

        Кукольный театр – это устойчивый симбиоз различных видов искусств: литература, изобразительное творчество, музыка. Поэтому занимаясь в театре обучающиеся приобретают навыки как актёра, кукловода, художника, мастера по изготовлению кукол и т.д.

 Сейчас мы подробнее остановимся на изготовлении кукол.

При изготовлении классической театральной куклы профессионалами применяется техника резьбы по дереву, или папье-маше. В нашем театре долгое время пользовались техникой папье-маше, но для работы с детьми это слишком утомительно и однообразно, а как вы сами знаем, что скучная однообразная работа детям быстро надоедает. Поэтому при изготовлении некоторых кукол мы стали использовать паралон.

 Все объёмные формы вырезаются из паралона ножницами, это податливый и лёгкий материал.

На изготовление кукол из паралона уходит меньше времени. Куклы из него получаются легче по весу, что немаловажно для детей.

В этой технике дети начинают работать с 10 лет, так как нужны навыки работы с ножницами и объёмное видение, как у скульптора. Приобретая такие навыки, кукол могут изготовить сами обучающиеся занимающиеся в театральном коллективе.

Куклы бывают разные по сложности как изготовления, так и вождения. Разберём самый простой вариант изготовления планшетной куклы.

Изготовление кукол.

Материалы, инструменты и приспособления:

  1. Карандаш;
  2. Ножницы;
  3. Стол;
  4. Стул;
  5. Рейки- 3штуки, 1х1 или диаметром 1см, длинной 15 см;
  6. Паралон толщиной 2-2,5 см и 10 см;
  7. Бумага для выкроек;
  8. Ластик;
  9. Клей типа «Титан»;
  10. Ткани (трикотаж для головы и ладошек, х.б. ткани для одежды кукол);
  11. Кожа;
  12. Пуговицы;
  13. Синтепон;
  14. Нитки, шнур шторный - 50 см;
  15. Иголки, булавки;
  16. Дидактический материал: иллюстративный материал, папка с готовыми поисковыми эскизами, приложения с технологическими картами и чертежами.

На что нужно обратить внимание.

Мы выбираем определённую пьесу, готовим коллекцию кукол к определённому спектаклю. Но так как изготовление кукол требует определённого времени, к готовому комплекту мы можем изготовить дополнительно одну куклу и уже на данной базе поставить другой спектакль.

Например, у нас был готов комплект кукол к спектаклю «Соломенный бычок», мы изготовим куклу «Машеньку» и на имеющейся базе кукол поставить сказку «Машенька и Медведь».

При изготовлении куклы в дополнение к готовому комплекту нужно учитывать соразмерность с уже изготовленными куклами и не нарушать стилистику декора куклы.

Последовательность изготовления куклы «Машеньки»

  1. Подбираем иллюстративный материал в детских книжках, используем интернет ресурсы, где встречается образ девочки.

Так как мы имеем дело с народными сказками, то изучаем по подобранному материалу не только пропорции туловища и лица, но и костюм персонажа.

  1. На основе изученного материала выполняем эскиз будущей куклы.
  2. После этого выполняем выкройки туловища, соблюдая соразмерность с уже имеющимися куклами, в данном случае за эталон размера берём куклу «бабки» (эскиз выкройки прилагается в методической рекомендации).
  3. Выполняем по выкройке заготовку туловища из паралона толщиной 2-2,5 см и склеиваем по шву клеем.
  4. Определяем место расположение рук куклы, делаем в этих местах разрез по 3 см.
  5. Вставляем верёвку (руки) проклеиваем разрезы клеем и фиксируем прищепками.
  6. Из паралона толщиной 10 см ножницами вырезаем шарик (голова), при помощи пуговиц и ниток намечаем место расположение глаз (втягиваем «глаза» глубже), тем самым придаём дополнительный объём лицу куклы.
  7. Из паралона толщиной 2см вырезаем ладошки.
  8. Трикотажем бежевого цвета делаем облицовку головы и ладошек.
  9. Используя выкройку для туловища изготавливаем из ткани (желательно хлопчатобумажной) крой для сарафана, декорируем, в данном случае оборкой.
  10. Крепим «сарафан» на заготовке, оформляем рукава.
  11. Крепим ладошки к верёвкам, оформляем ручки.
  12. Низ туловища фиксируем «донышком».
  13. На расстоянии 8см от плеч куклы в низ со стороны спины делаем небольшую насечку, в которую вставляем палочку диаметром 1см и длинной 20 см, это трость для управления туловищем.
  14. Декорируем лицо куклы, используя элементы изготовленные из кожи и оформленное волосами из ткани.
  15. На заготовке головы в месте присоединения шеи делаем насечку, смазываем кончик палочки-трости клеем, вставляем  в насечку, причём на 5см погружаем в заготовку головы. Оставшийся конец палочки вставляем в отверстие в верхней части туловища. За счёт свободного пространства в туловище кукла может вращать головой.
  16. Для управления головой, в затылочной части головы делаем насечку и в ней при помощи клея фиксируем трость длинной 15 сантиметров, так чтобы остался свободный конец длинной 10 см (это трость для управления головой). Таким же образом фиксируется трость для управления туловищем.

Кукла готова для работы.

3. Заключение.

Опыт моей работы показывает, что изготовление куклы - интереснейший процесс, которым дети занимаются с удовольствием. Поддерживать этот интерес, стимулировать творческую активность моих воспитанников помогают занятия, проводимые в нетрадиционных формах, или занятия, сочетающие в себе несколько форм проведения. Мастер-класс позволяет педагогу нагляднее объяснить новый материал, а обучающимся - полнее оценить весь процесс создания куклы.

Вспомним цель нашего занятия: изготовление планшетной куклы из паралона. В процессе обучения мы увидели какой широкий спектор знаний и умений нужен для работы над изготовлением куклой. Понаблюдали за процессами преобразования простого куска паралона в сложную форму. Оценивая полученные результаты с уверенностью можно сказать, что цель была достигнута, а приобретенные знания позволят в дальнейшем создавать оригинальные творческие объекты, выражающие индивидуальность и творческие способности.

Рекомендуемая литература.

1.        Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в                  детском саду» М. «Школьная пресса» 2000г.

2.   Л. Иванцова, О. Коржова «Мир кукольного театра»

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г.

3.  Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М. 2001 г.

4.  Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» программа

«Театр-творчество-дети» М. 2002 г.

5.  Ф.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском

саду» М. «Сфера» 2003 г.

6.  «Театр кукол и игрушек в детском саду» Волгоград

«Учитель» 2009 г.

7.   Д.М. Маханёва «Театрализованные занятия в

детском саду» М. «Сфера» 2003 г.

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

                                                                                           (Вольтер)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех...

Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...

Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»

Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

Цели мастер-класса: 1.     Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации   метапредметной проектной деятельности.2....

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

Мастер-класс Применение технологии «Развитие критического мышления» с использованием средств информатизации на уроках биологии

Применение технологии«Развитие критического мышления»с использованием средств информатизации на уроках биологии Из опыта работы учителя биологии Мироненко Тамары ВладимировныГБОУ СОШ ...