Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов
методическая разработка по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья «Ачинская специальная    

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Мастер–класс

Тема: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста

с ОВЗ посредством моделирования

из нетрадиционных материалов

                               Учитель технологии: Говорецкая            

                                                          Елена Георгиевна

Теоретическая часть

  1. Введение. (Слайд № 1 )

Наше занятие будет посвящено теме «Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов».

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья. (Слайд № 2). Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Ребёнок не только видит, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную младшим школьникам с проблемами в развитии для самостоятельного освоения. Каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему и поэтому можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.  (Слайд № 3).

Можно лепить из знакомого детям материала – из пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например, соленое тесто. Соль, мука и вода – вот все, что для этого нужно. Солёное тесто – чудесный материал для работы: пластичный, мягкий, интересный в работе. Это один из наиболее доступных материалов для творчества.

Доступность материалов и инструментов, лёгкость в обработке позволяют заняться изготовлением изделий из солёного теста буквально каждому ребёнку с любым уровнем развития.

  1. Влияние лепки на развитие ребёнка с ОВЗ. (Слайд № )

Для детей работа с солёным тестом особенно интересна. Она приучает их быть усидчивыми, внимательными и ответственными. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд:

 - у детей развивается мелкая моторика пальчиков и общая ручная умелость, согласованная работа обеих рук;

- повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, улучшается самочувствие ребёнка.

К тому же солёное тесто несёт в себе массу положительной энергии:

- дети  фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы;

- у детей развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус;

- формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца;

- а самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному, они учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

При работе с детьми с нарушением интеллектуальной деятельности принципиально важно способствовать развитию у них образного начала, появлению в лепке образа, помочь им представить, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Эти представления формируются постепенно. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать интересные тематические композиции сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.

Практическая часть

Далее наше занятие продолжится в форме урока. Вы, уважаемые коллеги, на некоторое время превратитесь в учеников.

Тема: Тестопластика: «Букет роз».

Цель урока: 

  1. Дать понятие «тестопластика», «солёное тесто». Познакомить с новым видом работы пластическими материалами – лепкой из солёного теста. Учить учащихся умению выполнять изделие, применяя изученные приёмы лепки: отщипывание, скатывание, сплющивание, примазывание. Развивать умение ориентироваться  в графических изображениях на операционных планах.
  2. Развивать мелкую моторику рук на основе скоординированных движений пальцев через упражнения со шнурами (плетение на планшете).
  3. Воспитывать мотивацию к обучению, терпение, аккуратность.

Оборудование: Образец изделия, мука, соль, миска, мерный стакан, стаканчик для воды, гуашь, стека, чесноковыжималка, кисточка, подкладная доска, салфетка, иллюстрационно-графический план, наглядный и дидактический материал.

Словарь: Тестопластика, рецепт, замешивание, букет.

План урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Введение в тему урока.

4. Сообщение новых знаний.

5. Физминутка «Хлопушки».  

6. Сообщение темы урока.

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

8. Правила безопасной работы материалом и инструментами.

9. Коррекционно-развивающее упражнение (шнуровка на планшете).

10. Этап закрепления новых знаний.

11. Пальчиковая игра «Цветок».

12. Практическая работа.

13. Анализ выполненной работы.

14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

15. Выводы, рефлексия.

16. Примечание.

Ход урока

Первый этап

1. Орг. момент. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

Приветствие учащихся.

Учитель: Сегодня у нас в гостях Толстячок-Пластивичок. Он очень весёлый и всегда напевает себе песенку. (Слайд №  )

                         Я такой различный,

                         Я такой пластичный.

                         Разомни меня руками,

Фантазируй вместе с нами.

Скатай шарики, колбаски.

Оживут тогда и сказки.

 (Показывается изображение иллюстративного персонажа Толстячка-Пластивичка).

2. Актуализация опорных знаний.

– С Толстячок-Пластивичок очень трудолюбивый, любит лепить, он на все руки мастер. И лепить Толстячок–Пластивичок может из самых различных материалов.

– Скажите, какие вы знаете материалы, которыми можно лепить? (Лепить можно из пластилина, глины и солёного теста, из снега и песка, даже из жевательной резинки. Все эти материалы обладают похожими свойствами)

– С пластилином вы работали, знаете, что это интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Холодный пластилин – твёрдый, лепить им неудобно, а вот тёплый пластилин – мягкий, «послушный».

 – Назовите приёмы работы пластилином, изученные нами на уроках? (Размазывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, примазывание) (Слайд № )

3. Введение в тему урока. 

– Сегодня Толстячок-Пластивичок  познакомит вас с необычным материалом – солёным тестом. Солёное тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций, нежный, мягкий, в отличие от пластилина, не пачкает рук. При правильном замесе не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует заметить, что тесто – достаточно хрупкий материал и при небрежном обращении изделия ломаются, крошатся.

– Техника лепки из солёного теста называется  – тестопластика.

– Посмотрите на выставочные работы, выполненные из соленого теста. (Показ изделий)

Второй этап

4. Сообщение новых знаний. (Показ практических приёмов работы с материалом, показ образцов изделий, презентация)

Приготовление солёного теста: Как готовится солёное тесто? Посмотрите, как замешивается солёное тесто. Для приготовления солёного теста нужна мука, соль и вода. Рецепт: мука 2 части, соль – 1 часть и вода  – 1 часть. Вода должна быть очень холодной, соль самая мелкая, а мука самая лучшая.  

– Замешивается тесто в глубокой миске, вымешивается на доске, посыпанной мукой. (Показ иллюстрационного материала по приготовлению солёного теста)

– Готовое тесто хранится в закрытой ёмкости или в пакете.

Окрашивание теста: Можно работать с белым, неокрашенным тестом и раскрашивать поделки, когда они высохнут. А можно в тесто сразу добавить краску и оно получится цветным. Для окрашивания теста используются гуашевые краски или  красители для пасхальных яиц, а также порошок какао или кофе. Можно воспользоваться строительными красками  - колером.

Инструменты: стека и любые приспособления. Это может быть: ножик, расчёска, вилка, палочки, скалка, формочки для теста или для песочницы,  пуговицы с выраженной фактурой, стека для пластилина, кисточка, ситечко, чесноковыжималка.

Лепка элементов: Практически все элементы для композиций из солёного теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Из колобка или шариков можно расплющить или раскатать лепёшку, свернуть кулёчек. А из колбаски – ленточки, жгутики, полоски, завитки, спиральки. При помощи ситечка делается мелкая крошка, а при помощи чесноковыжималки – тонкие жгутики, «лапша».

Скрепление деталей между собой: Чтобы соединить отдельные детали между собой, нужно иметь зубочистку, кисточку, стаканчик с водой. Элементы аккуратно смачиваются между собой и таким образом скрепляются.

Сушка изделий: на воздухе или в духовке.

5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения).

Толстячок-Пластивичок предлагает немного отдохнуть. (Слайд № 1)

«ХЛОПУШКИ»

Пусть стоят на месте ножки.

Только хлопают ладошки.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже опускай.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

Отдыхая вместе с нами.

Руки тоже отдохнут.

Выполнять «пружинку»,

руки на поясе.

Хлопки перед собой.

Хлопки за спиной.

Хлопая в ладоши, постепенно поднимать руки.

Хлопая, опускать руки.

Покачать руками вперёд-назад, выполняя «пружинку».

Встряхнуть руками,

сесть на места.

Третий этап

6. Сообщение темы урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению. Работа с иллюстрационным наглядным материалом)

Толстячок-Пластивичок приготовил для вас, ребята, загадку, отгадав которую вы сможете узнать, что же мы будем лепить.

    На кустах в саду растёт

    Запах сладкий, словно мёд,    

Но не редко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками …  (розы)

Правильно, это розы. (Показ образца изделия, наглядного материала)

Анализ образца изделия:

- название изделия – «Букет роз»;

- для чего изделие предназначено – букет роз можно оформить в рамочку и преподнести в качестве подарка или украсить свою комнату;

- какой используется материал для изготовления поделки – солёное цветное тесто;

- какие используются инструменты для работы – стека, чесноковыжималка, кисточка;

- из каких деталей состоит изделие – розы, листья, стебли, цветок;

- какого цвета детали изделия: розы красного, малинового, оранжевого цветов, листья и стебли – зелёного цвета, цветок – любого цвета по выбору;

- приёмы работы с солёным тестом: скатывание шариков, сплющивание шариков в лепёшки для получения лепестков розы; сплющивание шариков для получения листиков, продавливание стекой прожилок на листиках;

- способы соединения деталей – сглаживание, примазывание, соединение водой.

Словарные слова: По ходу урока мы  вместе разберём новые слова: тестопластика, рецепт, букет.

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану. Показ приёмов работы учителем).

Разберём последовательность работы. (Слайд №  )

Подготовка к работе

1. Смешать 2 части муки, 1 часть соли.

2. Подготовить 1 часть холодной воды и добавить в воду гуашь нужного цвета, например, красного для лепки розы. Хорошо перемешать и влить в муку с солью.

3. Замесить тесто. Оно должно быть мягким, но не  липким или, наоборот, сухим.

Лепка элементов изделия

Для основы:

1. Из теста зелёного цвета скатать большой шарик.

2. Сплющить шарик в лепёшку.

Для розы:

1. Скатать по 5 шариков разного размера: маленькие, средние, большие.

2. Сплющить каждый шарик в лепёшку.

3. Свернуть маленькую лепёшку в кулёчек – это серединка цветка.

4. Присоединять поочерёдно лепёшки по кругу, прижимая их внизу и отгибая наружные края вниз.

5. Цветок готов. Таким образом сделать розы разного цвета.

Для листьев:

1. Скатать шарики из теста зелёного цвета.

2. Сплющить шарики и придать им форму овала, заострить кончики.

3. Стекой прорисовать прожилки на листиках.

Для стеблей:

1. Положить кусочек теста в чесноковыжималку.

2. Надавить на рычаг, появится «лапша».

3. Аккуратно снять «лапшу».

Сборка изделия

1. По краю основы выложить листики, соединяя их с лепёшкой капельками воды.

2. Положить стебли на край лепёшки посередине, скрепить водой.

3. Выложить на основу-лепёшку розы, скрепить водой.

4. Между розами вставить листики и бутоны роз.

5. Вылепить бантик и оформить им букет роз.

6. Положить изделие для сушки.

8. Правила безопасной работы материалом и инструментами. (Повторение правил техники безопасности).

  • Работать с солёным тестом нужно на специальной подкладной доске.
  • Солёное тесто замешивается непосредственно перед работой.
  • Материал нельзя разбрасывать, работать надо аккуратно.
  • Солёное тесто нельзя есть.
  • После работы мыть руки с мылом.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

9. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция мелкой моторики, координация правой и левой кистей рук через упражнения со шнурами)

Учитель: Для успешной работы на уроке вам, ребята, понадобятся ловкие и умелые пальчики. Толстячок-Пластивичок хотел бы увидеть, как вы, ребята, можете быстро работать пальчиками. Учащиеся выполняют плетение на планшетах.

Четвёртый этап

10. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний).

– Какие детали нужно приготовить для изготовления розы? (Лепёшки разного размера)

– Как  получить листики? (Скатать шарики, сплющить их, заострить кончики, стекой прорисовать прожилки)

– Каким образом скреплять детали между собой? (Капельками воды)

– Последовательность сборки изделия? (Выкладывание листиков по краю лепёшки, стеблей внизу лепёшки посередине, укладывание роз, прокладывание листиками, бутонами роз)

11. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук)

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Толстячок-Пластивичок подготовил разминку для пальчиков. (Слайд №  )

«ЦВЕТОК»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Раскрываются пальчики, кисти рук

поворачиваются влево-вправо.

Потихоньку пошевелить пальчиками.

Сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»).

Кисти рук опустить вниз.

Круговые движения кистями рук.

12. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, слайды презентации, объяснение и показ учителя) (Слайд №  )

– Раздача материалов.

– Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

  • Индивидуальный подход: Ребята, Пластивичок-Толстячок предлагает вам вылепить букет роз. Вы сами выберите для себя тот цвет роз, который вам больше интересен. Будьте аккуратны и внимательны. Соблюдайте последовательность работы.
  • Дифференцированный подход: для учащихся базового уровня (1-2 группы)  – корректирующая помощь в ходе практической работы: для учащихся сниженного уровня (3 группа) осуществляется помощь в изготовлении листиков, сборке роз:

–  По окончании работы учащиеся аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок свои рабочие места. Готовые игрушки сдают учителю.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)

– С каким творчеством познакомились на уроке? (Тестопластика)                                                                                                                            

– С каким материалом вы сегодня работали? (Солёное тесто)

– Что общего есть у пластилина и солёного теста?

– Какими свойствами обладает солёное тесто? (Пластичное, мягкое, при правильном замесе не липнет к рукам и не крошится)

– Какие приёмы работы вы сегодня применили? (Скатывание, сплющивание, прорисовывание, примазывание)

– Какие инструменты вам понадобились? (Стеки, кисточка, чесноковыжималка и, конечно, ваши пальчики)

Пятый этап

14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).

– Толстячок–Пластивичок очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные букеты роз.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки вместе с родителями).

15. Выводы, рефлексия.

Что дает ребенку лепка из солёного теста? Каждый человек, чтобы стать успешным, должен реализовать три базовых потребности: Я–нужен, Я–нравлюсь, Я–контролирую – эти потребности составляют позитивную Я–концепцию. (Слайд № 16)

У детей с нарушениями в развитии в повседневной жизнедеятельности данные потребности не реализуются в той степени, в которой это происходит у детей с нормой. Поэтому, детям с ОВЗ необходимо уделять большее внимание, находить разные пути и подходы в их обучении. При изготовлении изделий из такого материала как солёное тесто создается ситуация, в которой ребенок с интеллектуальной недостаточностью имеет возможность реализовать все три базовых потребности.

Посудите сами: Я–нужен – моя деятельность принимается; Я–нравлюсь – моя работа положительно оценивается учителем и сверстниками; Я–контролирую – я умею изготовить игрушку, поделку из предложенного материала.    

На уроках ребенок должен учиться самостоятельно оценивать свою деятельность. Это позволяет сделать рефлексия. (Слайд №  )

Сегодня на мастер-классе:

– Научился …

– Было интересно …

– Было трудно …

– Мои ощущения …

Надеемся, что наше занятие поможет вам организовать увлекательную, полезную, развивающую деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также данный материал можно использовать для организации интересной работы детей и воспитателей, детей и родителей.

Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за творчество! Всегда рада встрече с вами! Творческих успехов вам в дальнейшей работе! (Слайд №  )

16. Примечание.

Работа на уроке распределена на этапы:

  • Первый этап – орг. момент, актуализация опорных знаний, введение в тему урока, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
  • Второй этап – сообщение новых знаний, фронтальная работа с наглядным материалом, показ и анализ образца изделия, презентация, анализ образца изделия, разбор новых слов.
  • Третий этап – сообщение темы урока, объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил и приёмов работы, коррекция мелкой моторики рук.
  • Четвёртый этап – практическая работа, изготовление изделия, закрепление приёмов работы.
  • Пятый этап – подведение итогов, результата урока, рефлексия.

Рецепты соленого теста

1 рецепт солёного теста:        

– Мука пшеничная высшего сорта – 2 чашки;

– Соль «Экстра», самая мелкая, не йодированная – 1 чашка;

– Вода сырая, холодная, (тёплую воду нельзя) – 1 чашка.

2 рецепт:

– мука, соль, вода в указанных выше пропорциях;

– картофельный крахмал – 1 столовая ложка для увеличения пластичности материала;

– обойный клей «Момент» – 1-2 чайные ложки для повышения прочности изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей....

Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...