"К душе своей найти дорогу..."
методическая разработка (6 класс)

Смирнова Ольга Владимировна

Технологическая карта

Литературный салон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_lit_salon_aprel_2019.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого интегрированного занятия для обучающихся 6 классов[1]

Литературный салон «К душе своей найти дорогу…»

25.04.2019

Смирнова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, и.о. зав.библиотекой ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга

Блейкина Любовь Владимировна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Цель: создание эмоционального образа понятия «храм».[2]

Оборудование: общий стол (участники рассаживаются по кругу), на доске иллюстрации «Храмы» (должны быть примеры храмов с разным количеством куполов, купола разных цветов, каменные соборы и деревянные церкви), на столе карточки для записи имен, листы для рисования, раскраски «Храмы», рисунки для аппликации «Храмы», карандаши, фломастеры, клей.

Название, содержание  этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(а также взрослых участников занятия)

Результат

 

 

 

Познавательная 

Коммуникативная 

Регулятивная 

 

Организационный момент

Предварительно организует учебное пространство, знакомство участников занятия

Пишут свои имена на табличках (так как считают нужным к ним обращаться)

Снятие стартового напряжения, создание благоприятной психологической обстановки 

Постановка учебной задачи. Проговаривание правил работы во время занятия:

Делимся своими чувствами и переживаниями, можно промолчать, если вам тяжело о них говорить. С уважением относимся к чувствам других людей.

Фиксация новой задачи

Озвучивает важные этапы предыдущей работы в проекте, осуществляет постановку учебной задачи:

Рассмотрите иллюстрации, определите тему нашей сегодняшней встречи

Фиксируют учебную задачу

Отвечают на вопросы педагога

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

Этап создания эмоционального образа

Эмоциональное переживание музыкально-литературной композиции

Вступительное слово (под музыку): сядьте, пожалуйста, удобно, сделайте медленно глубокий вдох, выдох; закройте глаза; ощутите опору под ногами. Послушайте стихотворения и попробуйте представить услышанное.

Под музыку два учителя по очереди читают стихотворения в ритме музыки.

Слушают музыкально-литературную композицию

Умение сосредоточиться на своих переживаниях и чувствах.

Этап осознания эмоционального образа

Осознание эмоционального образа

Ведущий учитель по очереди обращается к участникам занятия с вопросами (называя участников так, как написано на карточках):

Удалось ли представить что-нибудь? Можете ли Вы поделиться своими переживаниями?

Делятся (добровольно) своими переживаниями и чувствами, рассказывают о том, что удалось представить.

Самопознание

Самоопредление пережитых чувств и эмоций.

Эмпатия.

Этап закрепления эмоционального образа

Закрепление эмоционального образа

Предлагает нарисовать увиденное в воображении. (рисуют под музыку).

В процессе педагог уточняет для детей:

Сколько куполов можно нарисовать (знают с предыдущих занятий), какого цвета может быть купол (возвращаемся к иллюстрациям на доске).

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Рефлексия своих действий. Обмен впечатлениями с участниками.

Осуществляют контроль по результату

Умение контролировать и оценивать результат

Рефлексия

Анализ результатов учебной деятельности

Актуализирует внимание на пережитом эмоциональном опыте во время занятия,  побуждает к высказыванию своего мнения

Размещают свои работы на выставке (на доске)

Оценивают результат работы

Умение определять результативность образовательной деятельности

Приложение к ТК

Музыка - Би Смарт «Весенние сны»

Литературный материал

Елена Оленина (переделано Смирновой О.В.)

До светлой Пасхи остается две недели;

Уже деревья и кусты зазеленели,

Горят на солнце купола церквей,

Кругом всё светится от теплых, ясных дней.

Зелёные, златые, голубые,

Такие древние и все же молодые,

На фоне распустившейся листвы

Сияют купола моей страны.

Они так много видели и знают,

И с гордостью над прошлым возвышают

Свои три, пять иль даже семь голов

В преддверье праздничных колоколов.

***

Валентина Ушакова

Храм Божий на горе стоит,

Небесным светом освещенный,

Секреты древности хранит,

Луной и солнцем озаренный.

Добро несет в своих чертах

И звук, застывший в нем навеки,

Звук, что звучит в наших сердцах,

Лишь только прикрываем веки.

Мы слышим песню, что ведет

Нас к храму праведного света,

И этот свет в себе несет

Красу весны, зимы и лета,

И осени златой букет,

Что в куполах находит отраженье.

Так сохрани же этот свет

И это вечное виденье…

https://ds04.infourok.ru/ 

***

Татьяна Шорохова

Храм.

Его я видел много раз,

Но близко так - впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше.

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт,

Сиянье золотое.

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою...

https://pandia.ru/text/78/228/16089-3.php 

***

Андре Калинкин

Когда ты слышишь звон колоколов,

То на душе становится спокойно.

И кажется тебе без лишних слов,

Как нужно жить и мудро, и спокойно…

Тот звон идёт из глубины веков,

В нём пенье птиц и ручейков журчанье,

О, Господи, под звон колоколов

Дай мне понять всю тайну мироздания.

https://www.stihi.ru/2015/12/14/10371

***

Форма купола тоже имеет символический смысл.

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Информация взята из миссионерского православного портала - www.dishupravoslaviem.ru

1 — символизирует Единого Бога

2 – двуединство божественного и человеческого

4

3 — Святую Троицу

5 — Спаситель и четыре евангелиста

7 — семь таинств Церкви

9 — по числу ангельских чинов

13 — Спаситель и двенадцать апостолов

25

33 — по числу лет земной жизни Спасителя.


[1] Обучающихся по АООП для обучающихся с ЗПР.

[2] Акцент во время данного занятия делается не на содержательной стороне процесса обучения, а намеренно на эмоциональной составляющей. Духовная жизнь человека, по мнению авторов, начинается не столько с познания окружающего мира, сколько с познания себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»

Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...

Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"

В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

План-конспект урока "Как найти дорогу?"

Урок входит в серию игровых уроков по обобщению пройденного материала по теме "Дорожное движение"...

Презентация "Поможем зайцу найти дорогу домой"

Для успешного обучения математике необходимо пробуждать интерес к данному предмету, активизировать познавательную деятельность. Предлагаемая презентация может быть использована для отработки навыков у...