Лекции по этике и этикету
элективный курс (5, 6, 7, 8 класс)

Фролова Дарья Владимировна
1. Этикет в семье. Как избежать ссор с родителями. 
2. Собираемся в школу. Правила поведения на уроке и на перемене.
3. Правила поведения в школьной столовой и в ресторане.
4. Правила поведения в библиотеках и музеях.
5. Как вести себя на улице.
6. Правила поведения в общественном транспорте.
7. Мобильный этикет. Звонки и SMS.
8. Сетевой этикет.
9. Общение по электронной почте.
10. Игровой этикет.
11. Этикет поведения с техникой в семье и обществе.
12. Практикум «Этикет и техника в контексте законодательства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этика и этикет - 12 лекций94.64 КБ

Предварительный просмотр:

1. Этикет в семье. Как избежать ссор с родителями.

Кухня. Вне зависимости от размеров гостей вы в ней принимать не будете.

Спальня, детская комната. Посторонние никогда не переступают порога спальной, в ней всегда должны царить идеальный порядок, чистота и свежий воздух.

Зал, гостиная. Просторная комната, в которой вы будете принимать гостей.

Семья

Слова «спасибо», «прости», «пожалуйста». Вы обязаны просить об одолжении, например: «Пожалуйста, принеси чай, не хочу прерывать работу». Если мама ежедневно ставит на стол обед, не обязаны всякий раз за это благодарить. Но зато удовлетворение просьбы — «Принеси, пожалуйста, из ванной мой халат» — требует слов благодарности. Большую роль играет интонация.

Уменьшительные имена не употреблять в присутствии третьих лиц.

Чистота и опрятность одежды.

Уборка ванной, раковины после умывания является обязанностью каждого, кто только что ими воспользовался. Чистить зубы над раковиной, в которой моют посуду и продукты, не следует.

Проблема семейных праздников — дело каждой семьи в отдельности. Одно совершенно очевидно, что день рождения члена семьи должен быть днем полного согласия.

Молодым людям полагается нанести визит по случаю праздника членам семьи старшего поколения, если они живут в разных домах. Живущим в других местностях обычно высылают письменные поздравления. Младшим и ровесникам можно высылать открытки, старшим — лучше поздравления в конверте.

Не следует: внушать старшему, что он устала, и ему лучше пойти прилечь в тот момент, когда веселье за столом; прекращать разговор, когда в комнате появляется старший; говорить про возрастные странности.

Не проявлять пренебрежения к увлечениям других; взаимно не осуждать друзей, не проявлять своего отрицательного к ним отношения; не повышать голоса по поводу того, что один из членов семьи курит или включает проигрыватель; но наоборот не устраивать непрерывно «дымовую завесу» в комнате; в самое неподходящее время не включать проигрыватель; не оставлять после себя беспорядка; тихо закрывать входную дверь; вытирать ноги, входя в квартиру; целовать мать, выходя утром из дома.

Тайна переписки в семье должна строго соблюдаться.

Следует ли стучать, входя в комнату одного из членов семьи? Принято по-разному, но следует утром и вечером, когда человек может раздеваться или одеваться; когда человек работает; когда внутри – пара.

Не обязательно говорить: «Приятного аппетита», садясь за семейный стол. Но после еды нужно сказать «спасибо» и спросить разрешения встать из-за стола, когда это необходимо сделать раньше других.

В бесспорные обязанности детей входит:

• подавать пальто маме как дома, так и в публичном месте;

• не заниматься чтением за обеденным столом;

• делать маме комплименты;

• всегда пропускать маму первой, проходя в дверь;

• делать ей мелкие подарки;

• не ходить по квартире полуодетым;

• выходя из дома в неурочные часы, сообщать о цели ухода и времени возвращения;

• похвалить обед;

• иногда поинтересоваться тем, что делал родной человек в то время, пока его не было дома;

• вообще беседовать с родными, а не ограничиваться только «деловым» разговором;

• подбирая туалеты, учитывать и вкусы родных;

• участвовать в приготовлении пищи;

• не пользоваться чужими предметами: не брать без разрешения электробритву и т. д. ;

• не критиковать родного человека в присутствии общества и младших;

• не приглашать гостей, которых родной не любит, и не принимать приглашений, которые будут неприятны.

Как строить отношения с родителями?

На торжестве за праздничным столом им уступают самое почетное место, в автомобиле отец и мать садятся сзади. Хотя здесь может быть исключение, когда нестарый еще отец место сзади уступает замужней дочери.

Каким должен быть семейный разговор?

Беседа на повышенных тонах недопустима. Любую беседу следует вести с максимальной доброжелательностью, используя для этого и соответствующую интонацию.

Что делать, если ссоры избежать не удалось?

Любой человек домашнюю обстановку оценивает прежде всего с точки зрения того, какая в семье царит атмосфера: согласия и мира или бесконечных конфликтов и ссор. Выяснение отношений утомляет сильнее самой тяжелой физической работы. Поэтому, прежде чем затевать ссору, решите для себя, насколько она целесообразна, хотя целесообразных ссор не существует. Начиная выяснение отношений, подумайте о последствиях. Наверняка они не стоят того, чтобы усугублять возникший конфликт.

В этом случае кто-то из двоих должен уступить. Справедливо утверждают: уступает тот, кто мудрее. Но здесь важно помнить: шаг к примирению должен сопровождаться нежными и ласковыми просьбами о прощении. Подобное не унижает, но возвышает, ведь человек проявляет не слабость, а мудрость и великодушие.

Если конфликт зашел слишком далеко, следует решить его за столом переговоров, пытаясь, по возможности, как того требует этикет, понять другую сторону.

Как не ссориться с мамой

  • Не закатывай истерик
  • Крики в сторону
  • Слезами горю не поможешь
  • Демонстративное молчание выйдет тебе боком.
  • Стопхам!
  • Я ухожу из дома! – опасно!
  • Не закатывай глаза
  • Постарайся не говорить слов, о которых пожалеешь
  • Не втягивай обоих родителей в конфликт
  • Не хлопай дверью

Ссоры могут возникнуть буквально на ровном месте и могут быть двух типов:

А) Конфликты содержания.

Б) Ты уже достаточно взрослый, чтобы заявлять о своих правах, но совсем маленький в желании взять на себя ответственность за все свои дела и поступки.

Понаблюдай за собой, не даешь ли ты родителям повод:

А) Ты не замечаешь того, что родители устают на работе. И факт, что тебя вкусно кормят, модно одевают и вовремя финансируют, воспринимаешь как должное.

Б) Любую домашнюю работу (включая самообслуживание) обычно делаешь из-под палки.

В) Учишься не в полную силу.

Г) Ты не делишься с мамой тем, что происходит в твоей жизни, вынуждая ее к тому, чтобы добывать информацию запрещенными способами.

Д) По-детски реагируешь на любую критику.

Конфликты стиля общения:

А) Повышенный тон, обидные интонации, пренебрежительные или угрожающие жесты во время спора.

Б) «Переход на личности», грубость, ненормативная лексика.

В) Вместо логики и убеждения применяется силовое физическое или психологическое воздействие.

Воспользуйся некоторыми практическими советами:

Тебе нужно что-то от родителей – не скандаль, а учись договариваться.

Если с тобой говорят повышенным тоном, не огрызайся, не кричи и не злись. Чем доброжелательнее и спокойнее ты будешь говорить, тем быстрее беседа даст результат. При этом необязательно уступать во всем, можно согласиться с некоторыми пунктами.

Если интонации взрослых тебя все равно обижают, попробуй разрядить обстановку, переключившись с обсуждаемой проблемы фразой «Мне обидно, что на меня кричишь, давай поговорим спокойно». Используй «Я-послания»

Фразы типа «Вам все равно не докажешь» или «Ты никогда меня не понимаешь» подольют масла в огонь.

Если родители переходят к обобщениям, старайся удерживать разговор вокруг конкретного вопроса. Очень хочу пойти к подруге, приду вовремя, перезвоню, буду аккуратна и т. п. Только потом не забудь сдержать.

Наедине с собой подумай, в чем родители правы, споря с тобой. Признавайся: в следующий раз тебя будут больше уважать, и от крика перейдут к настоящим аргументам.

Если родители не должны применять к тебе физическую силу, то и ты не должна их на это провоцировать!

Даже если взрослые совершили глупость или грубость, оставь им пути к отступлению (они уже сами почувствовали, что переборщили). Скажи им, что ты все равно их любишь, и предложи поговорить спокойно.


2. Собираемся в школу. Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила этикета в школе

1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

2. В школу приходим ВСЕГДА ВОВРЕМЯ, БЕЗ ОПОЗДАНИЙ.

3. Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

4. Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.

5. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешение у учителя.

6. Если в класс входит ВЗРОСЛЫЙ (учитель, директор или родитель) дружно, но ТИХО и СПОКОЙНО должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

7. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а ПОДНИМИ РУКУ. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

8. Обращаясь с просьбой, нужно употреблять ВЕЖЛИВЫЕ слова: пожалуйста, спасибо.

9. Каждый школьник должен беречь свою ПАРТУ, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.

10. Выходить на ПЕРЕМЕНУ можно только после разрешения учителя.

11. В коридоре НЕЛЬЗЯ БЕГАТЬ и КРИЧАТЬ.

12. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.

13. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.

14. Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

16. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

5 нездоровых привычек ношения сумок и рюкзаков

5. Постоянно носить тяжелую сумку на одном плече

4. Носить сумку с тонкими ремешками

3. Носить рюкзак слишком низко

2. Ставить сумку на пол

1. Использовать одну и ту же сумку везде

Важные неочевидные вещи в рюкзаке:

  • Сухие и влажные салфетки
  • Средства необходимой личной гигиены (для девочек особенные)
  • Зарядное устройство для телефона: сдать классному руководителю на всякий случай
  • Брелок с важной информацией: телефоны родителей, домашний адрес, медицинская информация (группа крови, аллергии, заболевания) на заламинированной поверхности/выжиганием/гравировкой
  • Тайник с небольшой суммой денег (100 рублей) на случай потери кошелька
  • Пластыри, актуальные одобренные родителями таблетки: 2 шт. обезболивающего, пакет смекты, 2 шт. от аллергии при необходимости, валидол/мятные конфеты от тошноты, прочие при необходимости
  • Копия необходимых документов: свидетельство о рождении/паспорт/снилс. Оригиналы лучше не брать!
  • Запасная ручка

Собираем пенал: 2 синих ручки, карандаш, точилка, ластик, замазка, линейка, актуальные к урокам предметы

Собираем тетради: желательно на каждый предмет тетради разных цветов, чтобы не спутать.

Правила общего этикета:

1. Зонт никогда не сушится в раскрытом состоянии.

2. Сумку нельзя ставить на колени или на свой стул. Клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула или поставить на пол, если нет специального стульчика. Портфель ставят на пол.

3. Целлофановые, бумажные пакеты допустимы только по возвращении из супермаркета.

4. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.

5. Общее количество украшений по не должно превышать 13 предметов, включая ювелирные пуговицы.

6. Говорить во всеуслышание о том, что вы сидите на диете — дурной тон.

7. Темы-табу для светской беседы: политика, религия, здоровье, деньги.

8. К каждому человеку, достигшему 12 лет, полагается обращаться на «вы». Исключение — если вы сверстники или близкие друзья.

9. Обсуждать отсутствующих, то есть попросту сплетничать, недопустимо. Непозволительно говорить плохо о близких. И точно так же непозволительно с презрением, с гримасой говорить о родной стране.

10. В актовом зале идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.

11. Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовь, подарок, почет и бесчестье.

3. Правила поведения в школьной столовой и в ресторане

1. Вести себя культурно, спокойно - не шуметь, не кричать, не бегать, не устраивать игр, не мусорить; беречь стены, оформление, мебель, оборудование.

2. Запрещается посещение в верхней одежде и головных уборах, а также приносить с собой жевательную резинку. Без разрешения администрации запрещается обслуживание посторонних лиц, кроме родителей.

3. Запрещается приобретение буфетной продукции вне очереди. В очереди надо вести себя спокойно, не толкаться, громко не разговаривать.

4. При посадке за столы следует снять с себя портфель, сумку, ранец и поставить в шкафчик. В случае, если завтраки и обеды накрыты заранее, необходимо сесть на свое место и брать только то, что предназначено питающемуся. Запрещается использовать что-либо принадлежащее другим учащимся.

5. Перед завтраком, обедом рекомендуется вымыть руки, при этом надо пользоваться водой правильно.

6. Во время приема пищи не следует спешить, разговаривать, отвлекаться. Рекомендуется сидеть прямо, тщательно пережевывать пищу, столовыми приборами пользоваться правильно. Бережно относиться к мебели, скатертям, клеенкам, посуде и приборам. В случае порчи сообщить об этом учителю или работнику столовой.

7. По завершении приема пищи следует унести посуду, табуреты поставить на установленное место, убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.

8. Запрещается выполнение за обеденными столами письменных и иных домашних заданий, использование столовой в качестве читального зала или учебного кабинета.

9. Всем надлежит неукоснительно выполнять требования заведующей, сотрудников и дежурного учителя.

10. Экономить воду – своевременно закрывать краны холодной воды. В случае обнаружения недостатков с отоплением, освещением, водопроводом и т.д. немедленно сообщить об этом сотрудникам столовой или школы.

11. Дежурные в перемены между уроками следят за порядком в зале, контролируют культуру поведения обедающих или завтракающих учащихся, в т.ч. порядок около буфета, в конце перемены убирает со столов и приводят в порядок столы, табуреты. По окончании уборки незамедлительно возвращаются на уроки.

12. Посещение столовой разрешается лишь во время, определенное графиком её работы. С первым звонком на урок обслуживание заканчивается, учащимся следует покинуть обеденный зал.

В столовой запрещается бегать, прыгать, толкаться, кидать предметы, продукты, столовые приборы, нарушать очередь. Пища принимается за столами. Есть стоя и выносить пищу из столовой нельзя.

Ученик соблюдает нормы гигиены и санитарии: - перед едой и после моет руки с мылом; - не принимает пищу и питьё из одной посуды с другими; - не пользуется вместе с другими столовыми приборами; - кладёт еду на тарелку, а не на поверхность стола; - не оставляет за собой на столах грязную посуду.

Требования взрослых, не противоречащие законам Российской Федерации и Уставу школы, выполняются обучающимися беспрекословно.

Ученики соблюдают во время приёма пищи культуру питания: - едят осторожно, не обжигаясь; - столовыми приборами пользуются по назначению, избегая травмирования; - не разговаривают, тщательно пережёвывают пищу; - грязную посуду сдают на мойку; - благодарят сотрудников при получении еды и по окончанию приёма.

Сидеть за столом ровно, слегка наклонившись над своей тарелкой. -  Нужно есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу, потому что в плохо пережеванном виде она не усваивается. - Во время еды прикрывать рот рукой или салфеткой во время чихания, зевания, икания. - Не нужно громко разговаривать во время еды, отвлекая других, чавкать, громко дуть на еду. -  Нельзя класть на стол локти, есть руками, кидаться хлебом. - Некрасиво говорить с набитым ртом и громко возмущаться плохим качеством блюд. - Нельзя бегать, прыгать, шуметь и кричать, повара могут сварить невкусный обед.

Первое, на что мы обращаем внимание, когда видим человека – его осанка. Неуверенный человек будет нервно ерзать на краешке стула, закомплексованный постарается ссутулиться, чтоб стать менее заметным. Сядьте ровно, но так, чтоб вам было удобно. Кисти рук можно класть на краешек стола или на колени, а локти лучше прижимать к бокам. Кстати, чтоб научиться придерживать локти около туловища в советское время советовали периодически тренироваться – обедать, придерживая локтями пару увесистых книг. Это нужно для того, чтоб сформировался правильный телесный паттерн, и вы держали локти безупречно даже тогда, когда совсем об этом не думаете.

Ресторан

  1. Мужчина должен пропустить даму вперед, если же в ресторан отправляется компания мужчин или женщин, то все находятся в равных условиях или полагаются на инициатора ужина. 
  2. Если за ужином должны встретиться несколько человек, и кое-кто опаздывает, то по обоюдной договоренности с остальными гостями можно подождать опоздавших около четверти часа. Более долгое ожидание - признак неуважения к пришедшим вовремя гостям. 
  3. Если же опоздать довелось вам, то следует извиниться, а затем просто присоединиться к остальным. Не стоит привлекать внимания к факту опоздания и разъяснять причину, просто включитесь в застольную беседу. 
  4. Во время встречи мужчины и женщины в ресторане, мужчина должен читать меню и предлагать своей спутнице какие-либо блюда. Для девушки в этом случае высказывать свое равнодушие – признак дурных манер.
  5. В ресторане не следует вести беседу на повышенных тонах и громко смеяться. Если это произошло случайно, имеет смысл извиниться перед другими посетителями и вести себя тише. Соблюдайте этикет за столом, а если за соседним столиком кто-то неподобающе себя ведет, то об этом следует сообщить официанту. 
  6. Начинать есть нужно тогда, когда официант вынес заказанные блюда всем. Если человек, который ожидает приготовления своего блюда, не против, он может высказать предложение другим приступить к трапезе. 
  7. Категорически нельзя за столом заниматься гигиеническими процедурами – протирать салфетками лицо, шею и руки, расчесывать волосы или подкрашивать губы. Этикет также не приветствует следы помады на посуде. Перед тем, как приступить к пище, девушка должна аккуратно снять помаду салфеткой.
  8. Некультурно выглядит и любое взаимодействие с пищей – еда на столе для того, чтоб её есть. Снимать фотографии для инстаграма, дуть на суп, придирчиво ковыряться в салате, комментируя ингредиенты.
  9. Если в каком-то блюде вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).
  10. Приборы с пола не поднимаются, а просятся новые у официанта.
  11. Стоимость разбитой посуды включат в счет.
  12. Далеко стоящие перечницу и солонку надо попросить передать.
  13. Если вам позвонили, извинитесь и отойдите, но лучше отклонить звонок.
  14. Звать официанта иначе, кроме как кивком головы, неприлично.
  15. Об оплате договариваются заранее.
  16. Порция с общего блюда кладется на ваше чистой вилкой.

Как обращаться с приборами

  1. Ни в коем случае не следует проверять чистоту приборов, а если все же заметили пятнышко, нужно тихонько обратить внимание официанта на эту оплошность и вежливо попросить заменить.
  2. В большинстве ресторанов стол сервирован заранее. 
  3. Не теряйтесь, если посуды на столе больше, чем вы ожидали – если вы сомневаетесь в том, какую вилку или ложку следует взять, то всегда можно посмотреть, как эту задачу решат остальные. 
  4. Те приборы, которые лежат от тарелки слева, используются левой рукой, а те, что выложены справа, нужно держать в правой руке. 
  5. При сложной сервировке к каждому блюду полагаются свои приборы, поэтому если вы сомневаетесь, какую вилку следует брать, берите дальнюю от края тарелки.
  6. Нож используется либо для разрезания пищи, либо для намазывания паштетов и масла.
  7. Резать мясо или рыбу следует последовательно, по мере съедения. Нарезать сразу всю порцию - дурной тон. Принято считать, что так блюдо остывает быстрее и теряет свои главные вкусовые оттенки.
  8. Передавайте приборы ручкой вперед, взяв за середину.
  9. Чайную ложку вынимают на блюдце после помешивания и не берут больше. Блюдце не поднимают.

Вилки

  • столовой вилкой едят вторые горячие блюда, у нее четыре зубчика, а по длине она немногим уступает диаметру тарелки и кладется слева; 
  • вилка для рыбы применяется для горячих блюд из рыбы, выглядит меньше закусочной и обладает четырьмя короткими зубчиками, её легко узнать по углублениям - они нужны для отделения косточек; 
  • закусочная вилка - уменьшенный дубликат столовой вилки, едят ею холодные закуски; 
  • десертная вилка - для пирогов, соответствует размеру десертной тарелочки и выглядит нетипично; 
  • фруктовая вилка оборудована двумя зубцами, обычно подается вместе с фруктовым ножом; 
  • остальные вилки считаются вспомогательными, их кладут рядом с тем блюдом, которое ими нужно есть.

Ножи

  • столовым ножом едят любые вторые горячие блюда, его кладут справа от тарелки, лезвие к тарелке; 
  • рыбный нож тупой и напоминает лопатку, используется для того, чтоб отделить мякоть рыбы от костей; 
  • закусочный нож небольшой и имеет зубчики; 
  • десертный и фруктовый нож выглядят похоже - они самые маленькие.

Ложки

  • столовая ложка - самая крупная, лежит справа от тарелки; 
  • десертная ложка подается к десерту, который не требует разрезания –пудинги, желе и взбитые сливки; 
  • ложку для мороженого подают вместе с креманкой; 
  • коктейльная ложечка имеет очень узкую и длинную ручку; 
  • чайная ложка может быть подана к любому горячему напитку; 
  • кофейная ложечка - самая маленькая, подают только с черным кофе.

Не следует беседовать только вдвоем, особенно во время речи другого гостя. Жвачку во время разговора вынимают в салфетку. Во время использования зубочистки рот прикрывают, после ее нельзя ломать. Хлеб берут рукой, отламывая маленькие кусочки. Из бульонных чашек с одной ручкой можно пить, а с двумя – есть с десертной ложкой. Соль, при отсутствии ложечки, можно набрать чистым ножом.

Поступайте так, как делает большинство. - Не указывайте другим на их ошибки, в самом крайнем случае это можно негромко сказать вполголоса и только своему соседу по столу. - Не отлучайтесь от трапезы надолго. - Выходя из-за стола – извиняйтесь. - Пробуйте все, а ешьте то, что нравится. - За столом не обсуждают диету, расстройства пищ.поведения, ограничения в напитках и режим питания.


4. Правила поведения в библиотеках и музеях.

Правила поведения в музее

1. Вход осуществляется посетителями через главный вход по предъявлению входного билета. Входной билет предполагает однократное посещение. Для повторного посещения в этот же день приобретается новый билет. Категории граждан, с которых не взымается входная плата, указаны в прейскуранте. Остальные имеют право сопровождать группу до контроля.

2. Экскурсионная деятельность осуществляется только лицами, прошедшими методическую аттестацию.

3. Фото и видеосъемка осуществляется посетителями при наличии специального билета. Профессиональная и костюмированная кино-, фото- и видеосъемка (с использованием специальной аппаратуры, штативов, софитов, световых экранов, другого оборудования и специального реквизита) только при наличии письменного разрешения администрации. Зарисовки возможны по предварительному согласованию с администрацией музея.

4. Во время проведения экскурсии, мероприятия или иной формы услуги заказчик или любой иной представитель группы обязуется сопровождать группу и обеспечивать соблюдение порядка и дисциплины.

5. Посетителям ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

5.1. Проносить в залы:

  • холодное и огнестрельное оружие;
  • предметы, рюкзаки, свертки и сумки размером более чем 55х35х25 см, или длинномерные предметы, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте превышает 110 см;
  • пищевые продукты;
  • легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие и едкие вещества;
  • спиртные напитки;

5.2. Проходить в музей с животными;

5.3. Курить и мусорить;

5.4. Находиться в музейных залах:

  • в состоянии опьянения, в неопрятном виде, в одежде и с предметами, загрязняющими окружающее;
  • в верхней одежде;

5.5. Находиться на территории служебного пользования;

5.6. Проходить за ограничительные линиии на площадки размещения экспонатов, прикасаться к музейным экспонатам и витринам, за исключением предметов, находящихся в интерактивных зонах, вредить;

5.7. Осуществлять коммерческую деятельность без предварительного согласования с администрацией;

5.8. Без уважительных причин громко разговаривать, кричать, бегать по залам.

6. При обнаружении подозрительных предметов, свертков, сумок и иных бесхозных вещей, посетителям следует сообщить об этом смотрителям, представителям службы безопасности или другим сотрудникам.

Правила поведения посетителей на территории музея

Посетителям ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Проносить оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, стеклянную посуду, чемоданы, крупногабаритные предметы, свертки и сумки.

2. Проходить на территорию в нетрезвом состоянии, проносить и распивать спиртные напитки.

3. Курить и разводить костры, сжигать сухую листву и траву, использовать пожароопасные средства .

4. Засорять территорию бытовыми и другими отходами.

5. Проводить на территорию и выгуливать домашних животных.

6. Ходить по газонам, цветочным клумбам и не предназначенным для прогулок озелененным участкам.

7. Прикасаться к скульптурам и влезать на постаменты.

8. Нарушать общественный порядок и тишину.

9. Наносить надписи на стены зданий и скульптуры. Расклеивать объявления.

10. Причинять любой материальный ущерб находящемуся на территории движимому и недвижимому имуществу музея и сторонних организаций, зданиям, сооружениям и объектам природного комплекса.

Посетители обязаны соблюдать Правила, выполнять требования сотрудников музея. Право проверять наличие билетов предоставлено контролеру, смотрителям, сотрудникам охраны и службы безопасности музея. Лица, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены сотрудниками охраны и службы безопасности музея с территории музея и его филиалов без компенсации стоимости входного билета, а при наличии к тому оснований - задержаны и доставлены в органы внутренних дел РФ.

Правила посещения библиотеки.

Соблюдать тишину и порядок, не приносить еду, не говорить по телефону.

Не выносить книги из библиотеки, если они не записаны в читательский формуляр.

Книги надо возвращать вовремя. 

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно.

Библиотечные книги нельзя терять. 

Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли.


5. Как вести себя на улице.

1. Покидая свое жилище, посмотритесь в зеркало. Недопустимо выходить на улицу грязным, в помятой одежде, с растрепанными волосами, даже если вы просто хотите выкинуть мусор. Кроме того, от вас не должно исходить неприятного запаха.

2. Идя по улице, старайтесь держаться правой стороны. Встречных людей обходите справа. Уступите дорогу человеку, который куда-то спешит. Не толкайтесь, если кто-то мешает вам пройти, вежливо попросите его посторониться. Если дорога узкая, отойдите в сторону и подождите, когда пройдут встречные пешеходы. Обходя человека, поворачивайтесь к нему лицом. Компания из нескольких человек не должна занимать весь тротуар.

3. Сумку или пакет носите в правой руке. Закрытый зонт держите вертикально, раскрытый – только над головой, при этом следите за тем, чтобы вода с него не капала на людей.

4. Будьте предельно вежливы с пожилыми людьми, инвалидами, а также женщинами с детьми, при необходимости помогайте им переходить через дорогу, выходить из транспорта или нести тяжелые вещи. Предложите свою помощь на скользкой дороге. Не глазейте на людей с физическими недостатками.

5. Встретив знакомого, не вставайте посреди тротуара, вместо этого отойдите в сторону, чтобы пообщаться. Не останавливайте человека, который спешит, даже если это ваш близкий друг или родственник. Если вы идете с кем-то и остановились для того, чтобы поговорить с другим человеком, представьте незнакомых людей друг другу и извинитесь перед своим спутником.

6. Чтобы узнать дорогу, вежливо спросите об этом прохожего. Если с такой просьбой обратились к вам, остановитесь и по возможности помогите человеку, либо скажите: «Извините, но я не знаю».

7. На улице нельзя слишком громко разговаривать, смеяться или ссориться, привлекать к себе внимание прохожих странным поведением, распивать спиртные напитки, свистеть. Чтобы привести себя в порядок, поесть или покурить, найдите укромное место, например, скамейку в парке.

8. Мусор бросайте только в урны, либо заверните в пакет и заберите домой.

Не менее важное значение имеют также осанка и походка. Именно от них в сочетании с чистым и со вкусом подобранным костюмом и причесанными и красиво уложенными волосами зависит то впечатление, которое вы произведете на окружающих. При ходьбе спину нужно держать прямо, ступать по земле необходимо мягко, переступая с пятки на носок, не шаркая при этом подошвами. Топать ногами, быстро бегать на многолюдной улице, еще и расталкивая при этом встречных прохожих, недопустимо правилами этикета.

Сильно размахивать руками при ходьбе также не нужно — вы можете случайно задеть окружающих. Руки должны быть опущены и свободно висеть вдоль тела, если только вы не несете большую коробку с подарками или букет цветов. Бурно жестикулировать руками во время беседы с товарищем, встреченным на улице, не стоит.

В том случае, если вы нечаянно толкнули кого-либо из прохожих, следует принести извинения. При этом говорить нужно, четко произнося слова. В ответ на ваши извинения вы можете услышать либо «Пожалуйста», если человек воспитан, либо «Ничего страшного» или «Ладно, чего там», если человек лишь считает себя воспитанным и желает продемонстрировать свое знакомство (поверхностное) с правилами хорошего тона.

Если вы проходите мимо витрины магазина и желаете посмотреть на выставленные там товары, следует идти не по центру тротуара, а ближе к стене. Останавливаться посреди тротуара, разглядывая товар, недопустимо. Нельзя останавливаться и в том случае, если вы встретили товарища и решили поговорить с ним. Лучше отойти в сторону, чтобы не мешать и не загораживать путь прохожим.

Желая помочь, не все знают, как предложить свою помощь: «Разрешите вам помочь?» Если вы нуждаетесь в помощи, нужно извиниться и: «Не будете ли вы любезны помочь мне донести коробку (сумку, ящики т.п.)?»

Использование обращений типа «отец», «дед» или «бабушканедопустимо и непозволительно. Подобные обращения уместны лишь в разговоре с близкими родственниками. Настаивать на своем предложении не нужно.

Мужчины не должны засматриваться и оказывать назойливые знаки внимания проходящим мимо женщинам. Если по тротуару идут две женщины, то с правой стороны должна идти та, которая старше. Если одинакового возраста, то справа располагается тот, кто занимает более высокое общественное или служебное положение. Более уважаемый или старший может занимать в паре место слева, если справа идти небезопасно. Если по улице идут двое мужчин и одна женщина, то последняя должна занять место между спутниками. Место с правой стороны допустимо занимать тому из мужчин, кто старше по возрасту. Также и мужчина, шествующий в сопровождении двух дам, должен идти между двумя женщинами. Ребенку, идущему по улице с двумя взрослыми, необходимо располагаться между ними. Взрослый, ведущий двоих детей, должен идти в центре. При передвижении трех наиболее уважаемый должен занять место между двумя спутниками. Передвижение допустимо только при наличии условий (если тротуар широкий или улица малолюдна). Дорогу встречным прохожим должен уступить тот, кто идет с левой стороны. Однако если мужчина идет между двумя женщинами, ему следует уступить дорогу. Если вы встречаете знакомого, которого сопровождает незнакомый или малознакомый человек, приветственные слова следует адресовать обоим. При встрече со знакомой женщиной или лицом, занимающим более высокое положение, достаточно будет одного приветствия. Первым начинать разговор или без согласия встреченных знакомых вступать в беседу недопустимо. Так же следует поступать и в случае встречи на улице близкого друга или родственника, который беседует с незнакомой вам дамой. Если после приветственных слов они повернутся друг к другу и продолжат разговор, то вам лучше удалиться.


6. Правила поведения в общественном транспорте.

Не садитесь в переполненный транспорт.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Во избежание быть зажатым дверями не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой транспорта.

Не препятствуйте автоматическому закрытию дверей. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, может начать движение. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей.

Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.

Не стойте на подножках транспортных средств.

Внутри общественного транспорта держитесь за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры – поручень над головой, причем стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать.

Уступайте места пожилым людям, инвалидам и женщинам с детьми.

После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Помогите выйти пожилым пассажирам, инвалидам и малышам.

Выйдя из общественного транспорта, отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

Маршрутное транспортное средство следует ожидать в области поднятых посадочных площадок. Если площадки не обустроены, то граждане могут ждать автобус на обочине или тротуаре.

Пассажиры могут выходить на проезжую часть для посадки в транспорт в местах, где не установлены посадочные площадки. При этом выход на проезжую часть допускается только после остановки транспорта.

Если над сидением имеется табличка с указанием на то, что места отведены для отдельных категорий граждан, то гражданин должен уступить свое место лицу, относящему к названной категории. Как правило, уступать места необходимо пожилым людям, инвалидам, беременным и родителям с маленькими детьми.

Если все сидения заняты, то пассажир должен разместиться в салоне таким образом, чтобы не мешать движению других граждан. Во избежание падения следует крепко держаться рукой за поручень или подвеску.

Двигаться к выходу внутри салона следует только после остановки транспорта. Сходить по ступеням необходимо также после полной остановки автобуса или троллейбуса, соблюдая очередь.

После того как гражданин сошел с автобуса или троллейбуса, ему необходимо освободить проезжую часть.

Действия при возникновении аварийной ситуации

Во время аварии пассажирам необходимо стараться не паниковать.

Если в салоне маршрутного транспортного средства появилось возгорание, пассажирам следует сообщить об этом водителю. После чего водитель должен остановить автобус и открыть двери.

Если двери заблокированы, то для эвакуации используются аварийные выходы. Такими выходами служат откидные люки на крыше и боковые окна. Руководство эвакуацией людей осуществляет водитель.

Покидать салон после открытия аварийного люка или окна следует как можно быстрее, поскольку поврежденные механизмы могут выпускать в салон ядовитые газы. Чтобы снизить уровень поражения испарениями, рот и глаза следует закрывать платком, рукавом или другим предметом одежды.

Необходимо помнить, что металлические части троллейбусов и трамваев могут быть под напряжением.

Покидать транспорт следует прыжком с приземлением на обе ноги.

Покинув салон, пассажиры должны отойти от транспортного средства на безопасное расстояние.

Что нельзя делать в общественном транспорте

курение, наказывается административным штрафом от 500 до 1500 рублей;

распитие алкогольной продукции, появление в состоянии опьянения, штраф в размере от 500 до 1500 рублей;

незаконное употребление наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, от 4000 до 5000 рублей;

мелкое хулиганство, от 500 до 1000 рублей;

Не ездите в общественном транспорте с распущенными волосами в часы пик.

Старайтесь не изучать содержимое книги или телефона соседа по вагону, даже если вам очень скучно.

Не стойте на левой половине эскалатора. Если вы оказались там вопреки своей воле — не пытайтесь втиснуться на правую сторону, лучше спуститесь/поднимитесь пешком.

Придерживайте дверь для следующего пассажира, выходя из вестибюля метро.

Зайдя через переднюю дверь, проходите в конец салона, не толпитесь в его начале.

Не кидайте на межэскалаторное пространство фантики, бумажки и монеты.

По возможности старайтесь не есть и не спать в общественном транспорте.

Старайтесь не целоваться на эскалаторе в метро — это может задеть пассажиров с разбитым сердцем.

Постарайтесь заплатить за себя самостоятельно, не привлекая к этому сидящих впереди пассажиров.

Если вы решили посмотреть кино или поиграть в игру во время поездки, используйте наушники.

Не вступайте в диалоги с городскими сумасшедшими и не вмешивайтесь в скандалы.

Не изучайте карту направления выходов, остановившись посреди плотного потока пассажиров.

Перед входом в автобус, троллейбус или трамвай с валидатором приготовьте билет заранее.

   

Стоя около дверей в вагоне метро, не опирайтесь всем телом на поручень ближайшей скамейки.

Если вагон или автобус не переполнен, не надо вставать вплотную к другим людям.

Если в вагоне или автобусе не очень много свободных мест, не кладите сумки на соседнее сиденье.

Не выходите из дверей с надписью «нет выхода» и не входите в те, где написано «нет входа»

Если мужчина находится в транспорте со спутницей, то он должен поблагодарить того, кто уступил ей место.

Уступать место лучше после визуального контакта. Это поможет понять, нуждается ли человек. Молча вставать и указывать на место не стоит. Следует произнести фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста».

Если вы едете с ребенком, то необходимо сделать так, чтобы он не доставлял неудобств остальным пассажирам. Придерживайте ножки ребенка, когда он сидит, чтобы он не пачкал одежду окружающих.

Не стоит краситься и причесываться в общественном транспорте. Исключение можно сделать лишь в том случае, когда вам срочно нужно что-то подправить, например, у вас потекла тушь.

Многие люди плохо переносят резкие запахи, поэтому выливать на себя флакон духов и заходить в общественный транспорт после того, как вы поужинали острым буррито с чесноком, по возможности не стоит.

Сидеть, широко раздвинув ноги или вытянув их через весь проход, — отнимать пространство у людей.

Есть в общественном транспорте - дурной тон. Если это не междугородний автобус, самолет или поезд.

Если вы плохо себя чувствуете или входите в льготную категорию граждан, а молодой человек и не думает уступать вам место, можно попросить: «Извините, можно вас попросить уступить мне место?»

Зонтьики. Открывать и закрывать их, стряхивать нужно, сделав пару шагов в сторону от пассажиров. В транспорте сложенный зонт следует застегнуть, опустить вниз и дать стечь воде, не капая себе и другим на ноги.

Если во время движения возникает опасность столкновения с другим объектом, примите устойчивое положение и крепко ухватитесь руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;

При обнаружении бесхозных вещей: сумок, коробок, пакетов и т. д. нужно немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

Повреждение железнодорожного пути, сооружений, другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест до пятнадцати суток.

Несоблюдение габаритов при погрузке и выгрузке грузов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах влечет предупреждение или наложение штрафа в размере ста рублей.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте влечет наложение штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей.

Повреждение имущества на общественных транспортных средствах, равно как и повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств влечет наложение штрафа в размере от 1 до 1 500 рублей.

Повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям станций и вокзалов, портов, шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов влечет наложение штрафа в размере от 1 до 1 500 рублей.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности влечет штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности влечет штраа от 1 500 до 2 тысяч рублей.

Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в прочих не приспособленных для проезда пассажиров местах влечет наложение штрафа в размере ста рублей.

Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Курение в вагонах и тамбурах поездов пригородного сообщения, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего следования влечет предупреждение или наложение штрафа в размере ста рублей.

Безбилетный проезд влечет наложение штрафа:

в пригородном поезде  -сто рублей;

в поезде местного и дальнего следования - двести рублей;

в автобусе междугородного сообщения - тысяча рублей.

Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд.

Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей. Провоз в ручной клади, багаже опасных веществ влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

7. Мобильный этикет. Звонки и SMS.

Необходимо выключать мобильный телефон в самолетах и больницах.

Нельзя разговаривать по мобильному, передвигаясь в автомобиле за рулем.

В театрах, кино, музеях, храмах, библиотеках телефон нужно выключать или переводить в беззвучный режим.

Лучше не светить экраном в темноте и не отвлекать других зрителей.

Грубые, резкие, скабрезные рингтоны на мобильном – это не остроумно и раздражает окружающих.

Заменять звонки на розыгрыши – дурной тон.

Находясь в кафе, магазинах, транспорте, использовать телефон с низким уровнем громкости динамика.

Нельзя давать номер мобильного телефона человека третьим лицам без его разрешения. Исключение составляют случаи, когда номер написан на визитках.

Не нужно говорить в телефон очень громко. Не кричать – это не значит бубнить и мямлить.

Не нужно говорить на личные темы в присутствии посторонних.

Не положено снимать людей на мобильный телефон без их согласия.

Нежелательно демонстрировать всем осведомленность относительно функций современных смартфонов.

Не записывайте людей в адресную книгу под неприятными прозвищами.

Некультурно слушать музыку через динамик, находясь в общественном месте или идя по улице.

Гарнитуру постоянно носить, как серьгу на ухе, несерьезно.

Нельзя надолго прерывать обычную беседу на разговор по мобильнику, если в этом нет необходимости.

Не положено класть телефон на стол в ресторане.

Если во время совещания вы ждете важного телефонного звонка, на который вам непременно нужно будет ответить, предупредите об этом заранее. Когда же вам позвонят, извинитесь, выйдите и ответьте.

Чтобы поговорить по телефону, по возможности отойдите от людей на несколько метров.

Если вам позвонили, а в комнате много людей, примите звонок, но говорить начинайте, выйдя из комнаты. Ответить на звонок нужно, потому что людей нервирует, когда у вас долго звонит телефон.

Позвонив, поинтересуйтесь, удобно ли говорить собеседнику.

Обычный деловой разговор по телефону длится не более семи-восьми минут. За это время нужно успеть несколько раз обратиться к собеседнику по имени.

В начале разговора нужно представляться, если у вас есть хоть какие-то сомнения относительно того, что вы внесены в список контактов адресата звонка.

Не допускайте долгого молчания при телефонном разговоре.

Если звонок прервался, перезвонить должен тот, кто инициировал первый вызов. А первым положить трубку должен тот, кому звонили.

Не лишним будет поинтересоваться, сколько времени у вашего собеседника есть на разговор по телефону.

В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за уделенное вам время и информацию.

Звонить в будни на мобильный и домашний телефон раньше восьми утра и позже 22 часов нельзя.

Количество гудков при звонке не должно быть больше пяти.

По рабочим вопросам не рекомендуется звонить в первой половине дня понедельника, во второй половине дня пятницы, в первый и последний часы рабочего времени и в обеденный перерыв.

Если вы позвонили человеку и не дозвонились один раз, не нужно садить ему батарею, пытаясь дозвониться снова и снова. По этикету положено подождать два часа, дав ему время перезвонить вам, увидев пропущенный вызов. Если этого не произошло, наберите его снова. Если ваш вопрос очень важный и ждать нельзя, можно попробовать возобновить попытки дозвониться раньше, но не увлекайтесь. Можно попробовать позвонить на стационарный рабочий телефон, и, может быть, вам подскажут, когда освободится адресат. Кроме того, вы можете передать ему важную информацию через секретаря.

Чужие телефоны – это запретная зона.

Не звоните с чужого телефона без разрешения владельца и не отвечайте на звонок.

Покидая рабочее место, берите телефон с собой или переводите его в беззвучный режим без вибрации.

Не меняйте часто номер телефона.

Если у вас два или три номера, то для звонков одному абоненту старайтесь использовать один и тот же.

Не надо начинать разговор с долгой прелюдии, надоедая собеседнику лицемерной вежливостью в виде вопросов «Как дела?», «Что новенького?». Человек на том конце обычно догадывается, что вы звоните ему с конкретным разговором. Поэтому быстрее переходите к делу, а уже потом можно поговорить об остальном. Исключения составляют случаи, когда звонок действительно совершаются с целью узнать, «как жизнь».

Старайтесь не отвечать на звонки, находясь в шумном месте или где вам придется говорить шепотом.

Не отвечайте на звонок, стоя в очереди в супермаркете.

Разговаривать по мобильнику и с кем-то, кто рядом, приговаривая: «Да это я не тебе» – некультурно.

Не следует, говоря по мобильному, делать что-то еще.

Неприлично разговаривать по телефону с набитым ртом. Желательно даже жвачку изо рта вынуть.

Режим набора должен быть беззвучным.

Не нужно писать SMS со словами: «Привет! Как дела?» Это не имеет никакого смысла, за исключением двух следующих ситуаций: либо вам настолько безразлично, как у человека дела, что вы не удосужились позвонить, и вам хватит информации, изложенной в короткой эсэмэске, либо вы, наоборот, настолько часто об этом спрашиваете, что у него не успевает накопиться информация для объемного ответа.

Не нужно кидать людям «маячки» или быстро отключаться, сказав: «Перезвони!».

Если человек в отпуске и рабочий вопрос может быть хоть как-то решен без него, звонить ему не нужно.

Не нужно прерывать разговор по телефону со словами: «Извини, у меня вторая линия!»

Находясь в компании и ведя реальную беседу, не нужно без конца «эсэмэсить».

Не говорите человеку «Алло!», если разговариваете с ним не по телефону.

Интересная статистика опубликована в газете The Guardian. Большинство английских мужчин называют SMS-переписку и телефонные разговоры своей дамы во время свидания "обескураживающими", а многие даже указывают такую мобильную активность в числе основных причин охлаждения к "объекту". При том что первому свиданию у 20% англичан предшествуют в среднем 16 телефонных звонков и/или SMS-сообщений, 68% опрошенных очень не любят, когда партнер отвлекается на телефонные звонки. 56% опрошенных мужчин и женщин уверены в праве человека не всегда отвечать на звонки, но при этом 78% (!) испытывают раздражение (35% – приступы подозрительности), когда партнер во время свидания не отвечает на звонок.

Ученые из Шведского национального института труда пришли к выводу, что у тех, кто ежедневно подолгу говорит по мобильному, наблюдаются головные боли, повышенная сонливость либо наоборот – бессонница, рассеянность сознания и даже провалы памяти.

По данным ВОЗ, если разговаривать по сотовому телефону более часа в день, ухудшается зрение и слух.

Английские исследователи трубят о том, что электромагнитные волны, исходящие из сотового, разрушают иммунную систему. Следовательно, мы начинаем чаще простужаться, быстрее заражаться и дольше болеть. Также врачи пришли к выводу, что излучение негативно влияет на желудочно-кишечный тракт.

По телеканалу CNews сообщалось о том, что мобильные телефоны могут провоцировать астму и экзему, разрушают клетки крови и вредят мужскому здоровью. Но особую опасность они представляют для растущего детского организма.

Ирландские специалисты считают, мобильные телефоны провоцируют некоторые заболевания кожи (высыпания, раздражение), трубка – рассадник бактерий.

Использовать мобильный во время грозы опасно, поскольку он является проводником электрического разряда и может спровоцировать попадание в человека молнии. При этом достаточно того, чтобы он был включен.

Можно ли как-то минимизировать негативные последствия использования сотовых телефонов?

При покупке нового мобильного обязательно проверяйте, соответствует ли он требованиям стандарта FCC. Требуйте копию сертификата на конкретную модель.

Выбирайте сотовую компанию, обеспечивающую максимально плотное расположение ретрансляторов. Чем больше телефон напрягается в поисках базовой станции, тем сильнее его вредное воздействие на ваш мозг.

Не стоит разговаривать по мобильному, находясь в машине, – излучение телефона отражается от металлического корпуса авто и увеличивается в несколько раз. В десятки раз возрастает излучение, когда вы говорите по телефону в зоне слабого действия сигнала (вокзалы, аэропорты, метро, туннели).

Говорить по мобильному рекомендуется не дольше пяти минут подряд, а между беседами лучше соблюдать 15-минутный интервал.

Ночью не кладите телефон рядом со своей кроватью, более-менее безопасное расстояние составляет 2 метра, поскольку даже неработающий мобильный может помешать вам выспаться.

Не следует использовать рабочий мобильный телефон для личных звонков.

Отправляйте сообщения только в личное время.

В ходе телефонных переговоров не следует:

•        хмуриться, говорить монотонным и усталым голосом;

•        ставить собеседника в неловкое положение нечеткой дикцией;

•        перескакивать с одной темы на другую, перебивать;

•        уклоняться от темы разговора;

•        делать обвинительные замечания, конфликтовать;

•        совмещать разговор по телефону с другими делами;

•        делать слишком долгие паузы, не выражать заинтересованность в разговоре;

•        затягивать беседу;

•        резко вешать трубку.

В случае с мобильным телефоном выделяют следующие расстройства:

•        Telephonobia – боязнь принимать или совершать звонки с мобильного.

•        Ringxiety – состояние, когда человек слышит мелодию телефона и кажется, что ему кто-то звонит.

•        Nomophobia – боязнь человека оказаться вне зоны доступа или же вообще без телефона под рукой.

•        Frigensophobia – страх, вызванный тем, что телефон может навредить мозгу человека.

8. Сетевой этикет.

Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными. Правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений. Некоторые правила записаны, и оформляются в виде формального устава, списка, другие просто известны и строго соблюдаются.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (офтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

В целом положения (рекомендации) этикета можно разделить на три категории:

психологические, эмоциональные – обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы.

технические, оформительские – использование строк определённой длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость форматирования.

административные – правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, необходимость придерживаться тематики.

Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить формальное согласие.

 Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определённого времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам, узнать о традициях. Исключение составляют ресурсы, не предполагающие длительного участия в их жизни, либо построенные по схеме «вопрос-ответ».

Прежде чем задать вопрос, воспользуйтесь поиском – быть может, этот вопрос уже задавали.

Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Не стоит без необходимости писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Не следует также набирать целые слова прописными или заглавными буквами (тем более — чередовать регистр), а также ставить большое количество знаков препинания и смайликов подряд. Длинный текст должен быть разделён на абзацы. Не следует использовать не принятый в сообществе сленг и вставлять в текст иностранные слова.

Чаще всего функция обрезки сообщения (так называемый «кат», от англ. cut – обрезать) применяется в блогах, где записи, которые могут иметь достаточно большую длину, выстраиваются в один ряд на главной странице, и там должно отображаться лишь краткое содержание темы, которую можно увидеть полностью, если перейти по ссылке. Желательно также скрывать большие файлы, к примеру, изображений, которые могут загружаться достаточно долго, а также содержимое, которое некоторые посетители не хотели бы видеть.

Не поощряется написание сообщений, с целью привлечения внимания к своей персоне. Распространённая ошибка новичков: написание сразу после регистрации «приветствия», не имеющего никакой смысловой нагрузки (если только не в специально предназначенном для этого разделе). Большое количество подобных сообщений способствует развитию флуда. Другой пример — так называемые «бампы» (bump), или «апы» (up) – сообщения для поднятия темы в форумах или имиджбордах, где они часто сортируются по дате последней записи.

Дурным тоном считается игнорирование корректного вопроса (кроме троллинга или оскорбления).

На вопрос должен быть дан корректный информативный ответ. Корректным ответом может быть уведомление об отсутствии информации либо вежливое указание другого источника. Допускается уточняющий вопрос.

Флейм – неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Флеймы возникают спонтанно, развиваются быстро и заканчиваются при вмешательстве модератора или когда все участники устанут. Лучше один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию.

Флуд – сообщения, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.

Спам – сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения.

Оффтоп – сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что затрудняет поиск информации пользователями. Как оффтопик в форумах может также рассматриваться создание новой темы («топика») форума в неподходящем подразделе.

Хотлинк – включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера.

Оверквотинг – избыточное цитирование; особенно неоправданные вложенные цитаты.

Нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе: употреблять ненормативную лексику; разжигать национальную рознь; оскорблять; воровать; умышленно пытаться что-то сломать; призывать к свержению существующего строя; отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия, спрашивать о способах совершения; публиковать личные письма без согласия их авторов.

9. Общение по электронной почте.

Электронная почта предназначена для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, если адрес был опубликован его владельцем.

Заполняйте поле Тема. Из-за опасения получить вирус или спам, пользователи удаляют, даже не читая их.

Подписывайте свои послания.

К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять обращение не следует.

При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты.

Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.

Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней.

Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образование, личные интересы). По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.

Сообщения электронной почты могут иметь вложения. К этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной от неизвестного доброжелателя. Посылка может содержать взрывное устройство.

Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации.

Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться.

Общение в телеконференции

Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.

Умейте признавать свои ошибки.

Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.

Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.

Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.

Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.

Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.

Общение в чатах

Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих.

Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.

Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.

Помните, что Вы говорите с человеком. Слова, только слова - это все, что видит Ваш собеседник.

Помните, что Ваши слова фиксируются.

Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

Помните, где Вы находитесь в киберпространстве. Потратьте время на изучение обстановки.

Уважайте время и возможности других.

Сохраняйте лицо.

Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя – а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов.

 Помогайте другим там, где Вы это можете делать.

Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.

Уважайте право на частную переписку.

Не злоупотребляйте своими возможностями.

Учитесь прощать другим их ошибки.


10. Игровой этикет.

Кодекс хорошего поведения для настольщика

1. Я всегда буду доигрывать до конца и помогу с уборкой игры и игрового стола после партии.

2. Я не буду тратить гораздо больше времени на обдумывание своего хода, чем остальные игроки. Уж лучше сделать не самый идеальных ход, чем заставлять всех остальных каждый раз ждать.

3. Я не буду есть во время игры и не буду трогать компоненты грязными и жирными руками.

4. Если кто-то объясняет игру, правила которой я уже знаю, то не нужно встревать и комментировать. Если человек что-то пропустил, то можно дождаться завершения куска правил и аккуратно напомнить ему об этом.

5. Если мне объясняют правила игры, я буду внимательно слушать. Как правило, большинство возникающих вопросов будут объяснены чуть далее, поэтому не стоит перебивать объясняющего.

6. Если мне станет ясно, что у меня нет шансов победить, я доиграю до конца «ради искусства».

7. Я постараюсь сдерживать свою привычку передвигать жетоны и компонеты на доске, пока они не будут лежать стройными, ровными рядами.

8. Если ты делаешь какой-то ход, который напрямую вредит мне, я не буду расценивать это как проявление неприязни и постараюсь не принимать это близко к сердцу *это всего лишь игра*.

9. Если я осознаю, что совершил ошибку или глупый ход, а следующий игрок еще не начал ходить, то можно попросить у остальных игроков разрешения переходить. Если же следущие игрок уже начал ходить, то так делать не стоит. Не стоит и брать свой ход назад и потом начинать думать над ним заново.

10. Если я вижу, что кто-то сделал очень глупый или неэффективный ход (*особенно если его делает новичок*), я уточню «А ты уверен?».

11. Если новичок в игре спрашивает у меня совета, то я постараюсь показать наиболее эффективный ход, но при этом стоит помнить, что я почти всегда проигрываю.

12. Если я вдруг понимаю, что забыл воспользоваться улучшенной каменоломней, которую я построил пару ходов назад, то спрошу «Никто не против, если я возьму камень за свою каменоломню? Я так и не использовал ее способность». Я не жду, что все скажут да.

13. Я делаю все свои ходы в открытую. Я понимаю, что многие игроки хотят видеть чужие действия.

14. Если в середине игры вдруг выяснится, что из-за ошибки в толковании правил какой-то игрок получил дополнительный бонус либо же я недополучил чего-то, то я предпочитаю оставить все как есть.

15. Иногда в процессе игры проще принять ошибочные правила в качестве временного варианта и просто доиграть партию. Но это должна решать вся игращая компания.

16. Не буду жаловаться «Но ты же нам не сказал об этом правиле!», даже если ты на самом деле не сказал.

17. Я не буду злиться, если вы не придерживаетесь таких же стандартов поведения, что и я. Однако если вы ведете себя совсем уж неподобающе (с моей точки зрения), то я просто постараюсь больше не играть с вами.

18. Я отключу свой мобильный телефон на время игры, если только я не ожидаю очень важного звонка.

19. Я не буду ныть насчет неудачи и плохих кубиков сразу после первой пары бросков в игре.

20. Я не буду высказывать суждения касательно качества самой игры, по крайней мере до окончания. А потом я все равно постараюсь комментировать только хорошие вещи в ней, а не ругать и кричать, что игра — «отстой».

21. Я приду в оговоренное время, чтобы игра смогла начаться вовремя.

22. Я готов пробовать новые игры, и играть в те, которые предлагает организатор вечера или другие игроки

23. Самое главное — это получать удовольствие.

24. Я буду очень аккуратно относиться к компонентам настольной игры.

Общение в онлайн-играх

В большинстве игр запрещено использование ненормативной лексики.

Если вас волнует какой-то вопрос, не надо дублировать его и заставлять геймеров обращать на себя внимание.

Модератор почти всегда прав.

Рекламные сообщения запрещены.

Не переносите конфликты с виртуальными персонажами в реальную жизнь. То же самое касается негатива в реальной жизни: игра — не место для сведения личных счетов.

Вежливость по отношению к другим игрокам обязательна.

Помни, что все твои действия интернет запомнит и сможет использовать против тебя.

11. Этикет поведения с техникой в семье и обществе.

Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;

занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;

заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;

немедленно сообщать о неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;

немедленно сообщать о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

на помощь и консультацию преподавателя;

отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность превышает санитарные нормы;

самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность.

3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:

электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, источник электротравматизма;

наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;

мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения.

3.2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;

производить самовольное переключение разъёмов оборудования;

приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;

вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;

выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.

Если производится выключение/включение, то интервал не менее 15 секунд.

В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:

прекратить действие тока;

немедленно сообщить о происшедшем преподавателю;

оказать первую медицинскую помощь, если необходима.

3.3. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);

приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);

пользоваться неисправными электроприборами;

загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;

производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;

привлекать учащихся к тушению пожара.

В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:

немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания и ликвидировать его;

если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожаре.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

Требования к организации занятий в кабинете информатики

расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;

время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут;

в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

Правила для телевизора

1. Категорическое нет за едой!

2. Не включайте мультики за 2 часа до сна!

3. Придерживайтесь баланса – 50% документальных фильмов о природе и 50% мультиков.

Правила для планшета

1. Нет звуку!

2. Только полезные игры.

5. Выбирайте игры, связанные с общением.

6. Используйте потенциал социальных сетей.

7. Создавайте «свободные зоны».

12. Практикум «Этикет и техника в контексте законодательства».

Конституция Российской Федерации, статьи 23 и 24:

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, глава 19 статьи 137, 138, 140, 146, 147, глава 28 статьи 272, 273, 274:

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни … наказывается … до четырёх лет.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений … наказывается … до четырёх лет.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации … наказывается … до двухсот тысяч рублей.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав … наказывается … до двух лет.

Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав … наказывается … до пяти лет.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации … наказывается … до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ … наказывается … до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети … наказывается … до четырёх лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Этика и этикет"

Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета  в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной эт...

Рабочая программа по курсу "Профессиональная этика и этикет"

Составительская программа для 10, 11 профильных классов. Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, требования к уровню подготовки....

Основы телекоммуникационного этикета. Презентация к уроку этики в 5 классе.

Современные школьники редко задумываются над правилами поведения в Сети. Уроки этики помогают освоить общепринятые нормы поведения.В презентации раскрываются особенности сетевого этикета....

Рабочие программы «Этика и этикет» для учеников 6, 7, 8 класса

Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности. На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный ...

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс

В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....