Рабочие программы «Этика и этикет» для учеников 6, 7, 8 класса
рабочая программа (6, 7, 8 класс)

Фролова Дарья
Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности.
 
На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Этика и этикет» для учеников 6 класса разработана в соответствии:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • программой «Грамматика нравственности 5-9 класс» под редакцией Э.П.Козлова, разработанная в лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО (2008 год);
  • программой А.И. Шемшуриной «Этика 5-9 класс» (2011 год).

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Поэтому программа призвана помочь учащимся научиться правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности.

Задачи программы: помочь воспитанникам:

  • познакомиться с понятием «этикет»; историей этикета; правилами поведения человека, принятыми в том или ином обществе в заранее определённых ситуациях;
  • развивать свои коммуникативные способности;
  • верить в свои силы и творческие способности;
  • учиться приёмам самоконтроля и самовоспитания;
  • учиться уважать себя, развивать устойчивую положительную самооценку;
  • развивать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • развивать потребность применения полученных знаний в жизни;
  • развивать желание самосовершенствоваться; стремление стать культурной, высоконравственной, гармонично развитой личностью, способной к социальной адаптации.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • теоретический материал программы;
  • правила этикета;
  • основные этикетные формулы;
  • невербальные средства общения;
  • историю и современные тенденции русского этикета, а также некоторые особенности этикета других стран;

уметь:

  • применять на практике полученные знания;
  • анализировать свои поступки;
  • владеть различными языковыми и невербальными средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  • применять этикетные формулы в устной и письменной речи;
  • убеждать собеседника, тактично отстаивая свою правоту;
  • самостоятельно решать проблемы в той или иной ситуации, избегая конфликта;
  • социально адаптироваться в коллективе.

Формы работы:

а) познавательные занятия;

б) занятия-беседы;

в) игры-занятия;

г) викторины, тесты, конкурсы;

д) дидактические игры;

е) упражнения подражательного характера.

Материально- техническое обеспечение:

  • библиотечный фонд;
  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

Набор наглядных пособий по темам программы;

методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д.;

детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Учебно-методическое обеспечение

  • Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
  • Гангнус Л.В. «Азбука вежливости», Москва, Педагогика, 2001;
  • Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
  • Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
  • Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс, 1996;
  • Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание

Тема

Часов

1

Введение – 2 часа.

Понятие общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет.

Из истории этикета.

1

1

2

Мода и стиль – 5 часов

Дресскод. Имидж. Хорошая осанка. Как правильно ходить, сидеть.

Правила для мужчин.

Правила для женщин.

Практикум «Мода и стиль».

2

1

1

1

3

Гостевой этикет – 2 часа

Этикет визита в гости. Подбор подарков. Правила поведения в гостях.

Практикум «Гостевой этикет».

1

1

4

Конфликтные ситуации – 3 часа

Искусство спора.

Этикет в семье. Как избежать ссор с родителями.

Практикум «Конфликтные ситуации».

1

1

1

5

Этикет в повседневной жизни – 7 часов

Собираемся в школу. Правила поведения на уроке и на перемене. 

Правила поведения в школьной столовой. 

Правила поведения в библиотеках и музеях. 

Как вести себя на улице. 

Правила поведения в общественном транспорте.

Правила поведения с животными. Домашние животные.

Практикум «Этикет в повседневной жизни».

1

1

1

1

1

1

1

6

Речевой этикет – 5 часов

Этикет поведения в классе. Коллектив.

Виды речи. Невербальное общение.

Этикет речи. Искусство беседы. Как начать беседу?

Культура речи. Понятие о риторическом мастерстве.

Практикум «Речевой этикет».

1

1

1

1

1

7

Самопознание и самовоспитание – 7 часов

Знакомство с собой. Я и окружающие.

Концепция здоровьесберегающего поведения.

Выработка характера. Темперамент.

Человек и обстоятельства.

Воспитание воли.

Этикет и дружба.

Практикум «Самопознание и самовоспитание».

1

1

1

1

1

1

1

8

Трудолюбие – 2 часа

Бережное отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Преодоление лени. Воспитание трудолюбия.

1

1

9

Итоговое занятие «Турнир знатоков этикета» – 1 час

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Этика и этикет» для учеников 7 класса разработана в соответствии:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • программой «Грамматика нравственности 5-9 класс» под редакцией Э.П.Козлова, разработанная в лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО (2008 год);
  • программой А.И. Шемшуриной «Этика 5-9 класс» (2011 год).

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Поэтому программа призвана помочь учащимся научиться правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности.

Задачи программы: помочь воспитанникам:

  • познакомиться с понятием «этикет»; историей этикета; правилами поведения человека, принятыми в том или ином обществе в заранее определённых ситуациях;
  • развивать свои коммуникативные способности;
  • верить в свои силы и творческие способности;
  • учиться приёмам самоконтроля и самовоспитания;
  • учиться уважать себя, развивать устойчивую положительную самооценку;
  • развивать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • развивать потребность применения полученных знаний в жизни;
  • развивать желание самосовершенствоваться; стремление стать культурной, высоконравственной, гармонично развитой личностью, способной к социальной адаптации.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • теоретический материал программы;
  • правила этикета;
  • основные этикетные формулы;
  • невербальные средства общения;
  • историю и современные тенденции русского этикета, а также некоторые особенности этикета других стран;

уметь:

  • применять на практике полученные знания;
  • анализировать свои поступки;
  • владеть различными языковыми и невербальными средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  • применять этикетные формулы в устной и письменной речи;
  • убеждать собеседника, тактично отстаивая свою правоту;
  • самостоятельно решать проблемы в той или иной ситуации, избегая конфликта;
  • социально адаптироваться в коллективе.

Формы работы:

а) познавательные занятия;

б) занятия-беседы;

в) игры-занятия;

г) викторины, тесты, конкурсы;

д) дидактические игры;

е) упражнения подражательного характера.

Материально- техническое обеспечение:

  • библиотечный фонд;
  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

Набор наглядных пособий по темам программы;

методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д.;

детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Учебно-методическое обеспечение

  • Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
  • Гангнус Л.В. «Азбука вежливости», Москва, Педагогика, 2001;
  • Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
  • Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
  • Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс, 1996;
  • Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание

Тема

Часов

1

Введение – 1 час. Понятие общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет. Значение этикета.

1

2

История европейского этикета – 1 час. «Дисциплина клерикалис». Кодекс рыцарской чести. Придворный этикет.

1

3

Появление и развитие этикета в России – 2 часа

Допетровская Русь. «Поучение Владимира Мономаха» (12 век); «Домострой» (16 век);

Этикет во времена Петра I. «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (18 век).

1

1

4

Речевой этикет – 5 часов

Общественное мнение. Личное пространство.

Виды речи. Невербальное общение.

Этикет речи. Искусство беседы.

Правила культуры речи. Формулы вежливости.

Практикум «Речевой этикет».

1

1

1

1

1

5

Конфликтные ситуации – 3 часа

Искусство спора. Нейтрализация замечаний.

Этикет на уроке. Управление негативными эмоциями.

Практикум «Конфликтные ситуации».

1

1

1

6

Этикет и техника – 5 часов

Мобильный этикет. Звонки и SMS.

Сетевой этикет.

Игровой этикет.

Этикет поведения с техникой в семье и обществе.

Практикум «Этикет и техника».

1

1

1

1

1

7

Этикет письма – 3 часа

Виды писем. Правила написания писем. Визитные карточки. Электронное письмо.

Деловые письма. Речевые клише.

Практикум «Этикет и письма».

1

1

1

8

Мода и стиль – 4 часов

Дресскод. Имидж. Хорошая осанка. Как правильно ходить, сидеть.

Правила этикета для мужчин.

Правила этикета для женщин.

Практикум «Мода и стиль».

1

1

1

1

9

Этикет в повседневной жизни – 4 часа

Дорожный этикет: в автомобиле, поезде, на самолёте; этикет пешехода, этикет на улице.

Этикет на экскурсии, на природе, на пляже, в магазине.

Соседский этикет. Этикет содержания домашних животных.

Практикум «Этикет в повседневной жизни».

1

1

1

1

10

Гостевой этикет – 2 часа

Этикет приёма гостей. Нежданный гость. Подарки. Правила выбора букета.

Практикум «Гостевой этикет».

1

1

11

Этикет за столом – 3 часа.

Торжественный приём. Фуршет. Коктейль. Сервировка стола. Правила рассадки гостей за столом.

Этикет за столом. Этикет в ресторане, кафе.

Практикум «Этикет за столом».

1

1

1

12

Итоговое занятие «Турнир знатоков этикета» – 1 час.

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Этика и этикет» для учеников 8 класса разработана в соответствии:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • программой «Грамматика нравственности 5-9 класс» под редакцией Э.П.Козлова, разработанная в лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО (2008 год);
  • программой А.И. Шемшуриной «Этика 5-9 класс» (2011 год).

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Поэтому программа призвана помочь учащимся научиться правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Цель программы - способствовать развитию высоконравственной, культурной, всесторонне развитой личности.

Задачи программы: помочь воспитанникам:

  • познакомиться с понятием «этикет»; историей этикета; правилами поведения человека, принятыми в том или ином обществе в заранее определённых ситуациях;
  • развивать свои коммуникативные способности;
  • верить в свои силы и творческие способности;
  • учиться приёмам самоконтроля и самовоспитания;
  • учиться уважать себя, развивать устойчивую положительную самооценку;
  • развивать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • развивать потребность применения полученных знаний в жизни;
  • развивать желание самосовершенствоваться; стремление стать культурной, высоконравственной, гармонично развитой личностью, способной к социальной адаптации.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • теоретический материал программы;
  • правила этикета;
  • основные этикетные формулы;
  • невербальные средства общения;
  • историю и современные тенденции русского этикета, а также некоторые особенности этикета других стран;

уметь:

  • применять на практике полученные знания;
  • анализировать свои поступки;
  • владеть различными языковыми и невербальными средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  • применять этикетные формулы в устной и письменной речи;
  • убеждать собеседника, тактично отстаивая свою правоту;
  • самостоятельно решать проблемы в той или иной ситуации, избегая конфликта;
  • социально адаптироваться в коллективе.

Формы работы:

а) познавательные занятия;

б) занятия-беседы;

в) игры-занятия;

г) викторины, тесты, конкурсы;

д) дидактические игры;

е) упражнения подражательного характера.

Материально- техническое обеспечение:

  • библиотечный фонд;
  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

Набор наглядных пособий по темам программы;

методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д.;

детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Учебно-методическое обеспечение

  • Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
  • Гангнус Л.В. «Азбука вежливости», Москва, Педагогика, 2001;
  • Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
  • Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
  • Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс, 1996;
  • Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;

На изучение программы «Этика и этикет» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание

Тема

Часов

1

Введение – 1 час. Понятие общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет. Значение этикета.

1

2

Мода и стиль – 4 часа

Этикет в одежде для деловых мужчин. Причёска, аксессуары для деловых мужчин.

Этикет в одежде для деловых женщин. Причёска, аксессуары для деловых женщин.

Макияж для девочек.

Практикум «Мода и стиль».

1

1

1

1

3

Этикет в повседневной жизни – 5 часов

Этикет в театре, кино, на концерте, на выставке.

Этикет на вечеринке, в ночном клубе. Танцевальный этикет.

Внешний вид в общественном месте.

Этикет и деньги.

Практикум «Этикет в повседневной жизни».

1

1

1

1

1

4

Речевой этикет – 5 часов

Этика ведения делового диалога.

Речевые клише в устной речи.

Речевые клише в письменной речи.

Виды речи. Типы текста. Создание корректного текста.

Практикум «Речевой этикет».

1

1

1

1

1

Конфликтные ситуации – 4 часа

Управление негативными эмоциями в общении.

Конфликт в деловом коллективе.

Виды разрешения конфликта. Компромисс как идеальное окончание конфликта.

Практикум «Конфликтные ситуации».

1

1

1

1

5

Этикет письма – 4 часа

Визитные карточки. Электронное письмо.

Деловые письма. Речевые клише.

Деловая лексика. Культура деловой речи.

Практикум «Этикет и письма».

1

1

1

1

6

Этикет и техника – 5 часов

Мобильный этикет. Звонки и SMS. Деловые звонки.

Сетевой этикет. Анонимное общение. Сетевая безопасность.

Игровой этикет. Общение в комьюнити.

Этикет поведения с техникой в семье и обществе.

Практикум «Этикет и техника».

1

1

1

1

1

7

Трудолюбие – 5 часов

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника. Труд в школе и дома.

Трудовая деятельность личности и гражданина. Трудолюбие как главная ценность человека.

Культура труда. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Практикум «Трудолюбие»

1

1

1

1

1

8

Итоговое занятие «Турнир знатоков этикета» – 1 час

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Программа "Этика и этикет"

Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета  в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной эт...

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса...

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов

Рабочая программа по финансовой грамотности для учеников 8-9 классов...