Методическая разработка мероприятия веревочный курс "ВерёVKа"
методическая разработка

Ярахтина Ольга Сергеевна

Игра по станциям на сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarahtina_metodicheskaya_razrabotka_verevochnogo_kursa.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского района Нижегородской области

МБОУ Летневская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

«VерёвKа» (верёвочный курс)

для летнего оздоровительного лагеря

                                                             

                                                                                                 Автор-составитель:

Ярахтина Ольга Сергеевна

 

                                                                                           

2019 год

Пояснительная записка

Веревочный курс (далее – «ВК») представляет собой серию тренинговых упражнений.

«ВК» – это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В «ВК» нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт.
«ВК» может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в “ВК” ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.

Что дает “ВК”:

  • выработку стратегии группой;
  • творческий подход;
  • самовыражение;
  • результативное лидерство;
  • уверенность в себе;
  • решение проблем;
  • преодоление себя.

 На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период смены
Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Участники: оптимальное число участников в группе – 15 человек. Возраст участников – с 8 до 15 лет. Участники одеты в спортивную форму.
Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.
Место проведения: территория школы, спортзал.

Инвентарь: деревья, веревки, обруч, мел, плотная ткань, железная кружка, малярный скотч, скамейки.
Функции ведущего:
•в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;
•во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;
•во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.
Рекомендации организаторам:
•организаторами «ВК» должны быть взрослые, прошедшие «ВК» в качестве участников;
•с целью обеспечения безопасности привлекать к оборудованию мест упражнений специалистов по работе с туристическим снаряжением;
•перед «ВК» провести инструктаж по технике безопасности с ведущими и участниками упражнений;
•в лагерях актива «ВК» рекомендуется проводить в форме сюжетной игры в организационный период смены;
•для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ действий группы.
Варианты организации самоанализа:
1.После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ВК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения.
2.В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.
3.После всего «ВК». Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение «ВК» очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.


Примерное обращение к участникам перед началом «ВК»:

Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется «Веревочный курс». Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.
Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.
В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. По условиям «веревочного курса», повторно я имею право только зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.
Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.
Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.
Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой. Удачи!

Упражнения для «ВК»

1.«Паутина»
Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. Верхняя веревка – на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя – на высоте 0,3 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на две-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины».
Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину».
Ограничения:
• сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;
• над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;
• обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;
• нельзя касаться «паутины» (веревки);
• при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.
Примечание для ведущего: использовать ячейки «паутины» вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.
2.«Колодец» («Треугольник»)
Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).
Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.
Ограничения:
• нельзя касаться веревки и пролезать под ней;
• при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.
3.«Бревно» («Обрыв»)
Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров).
Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.
Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.
4.«Переправа»
Исходные условия: между двумя деревьями на высоте 3,5—4 метра натянута прочная веревка. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части. Нижний конец висящей веревки – на высоте 0,5 метра над землей. Параллельно натянутой между деревьями веревке на земле чертятся две линии на расстоянии 1,5 метра от деревьев. Расстояние между линиями – 3 метра. Группа находится за одной из линий.
Задание: всей группе переправиться за другую линию.
Ограничения:
• нельзя касаться земли между линиями;
• нельзя обходить деревья;
• нельзя перепрыгивать;
• при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.

 5.«Обруч»
Исходные условия: группа становится в круг и каждый участник вытягивает в центр руку с выведенным указательным пальцем. На пальцы всех участников кладется сверху обруч.
Задание: всей группе необходимо опустить обруч на землю.
Ограничения:
• нельзя отрывать палец от обруча;
• нельзя помогать другой рукой опускать обруч

 6.«Маршрут»
Исходные условия: на плотной ткани с помощью малярного скотча нанесен маршрут, по которому группа должна провести предмет, не уронив его (маршрутов может быть несколько: сложнее, проще, длиннее, короче).

Задание: взявшись за полотно руками и натянув его, провести по маршруту от старта до финиша железную кружку.
Ограничения:
• нельзя отпускать полотно;
• при падении или схождении с маршрута предмета, группа начинает маршрут с самого начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка мероприятия "Языковой марафон"

Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамк...

Методическая разработка мероприятия посвященного перелету В. Чкалова

В современных условиях, когда в стране предпринимаются попытки деидеологизировать  общество важнейшим направлением является воспитание у детей и подростков патриотизма, чувства любви и гордости з...

Методическая разработка мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС.Жанр коллективного творческого дела – конференция.Черед...

Методическая разработка мероприятия «Моя семья»

Методическая разработка мероприятия «Моя семья»Формы учебной работы: занятие для учащихся 3 класса.Тема занятия: «Моя семья»Цель: Формирование убежденности о важности семьи в жизни каждого...

Методическая разработка мероприятия «Я хочу всё знать о праве» возраст учащихся 10 -17 лет

Цель: создать информационное наполнение сайта о правах ребёнка и для ребёнка, на котором в доступной форме будут представлены  материалы о правах и обязанностях детей и который будет способ...